В медиарейтингах железнодорожных операторов в 2022 году группа FESCO и компания «Трансконтейнер» продолжают удерживать за собой первое и второе места.
Так, транспортный оператор FESCO стал лидером по количеству упоминаний в СМИ и индексу заметности, улучшив свои показатели по сравнению с предыдущим периодом на 44% и 30% соответственно. Рост в этих двух рейтингах продемонстрировал и «Трансконтейнер» (+25% и +19%). В то же время по охвату аудитории группа FESCO (-24% в сравнении с 2021 годом) оказалась на одну позицию ниже «Трансконтейнера» (-2% в сравнении с предыдущим периодом), заняв второе место. На третью строчку рейтинга по количеству упоминаний поднялся транспортный холдинг Globaltrans: компания переместилась на два места вверх по сравнению с прошлым годом, при этом показатель снизился на 13%.
Выбыл из числа лидеров по количеству упоминаний в СМИ инфраструктурный оператор в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов «Русагротранс», заняв пятое место (2 683 сообщения против 4 735 в прошлом году).
Оператор «РЖД Логистика» сохранил за собой третью позицию в рейтинге индекса заметности (-52% в сравнении с 2021 годом). В тройку лидеров по охвату аудитории с 10 места в предыдущем периоде поднялась компания «ОТЛК ЕРА» (+102% в сравнении с прошлым годом).
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, 2022 год | Упоминания в СМИ, 2021 год | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 11 887 | 8 249 | 44% |
2 | ТрансКонтейнер | 7 400 | 5 918 | 25% |
3 | Globaltrans | 3 576 | 4 093 | -13% |
4 | РЖД Логистика | 3 202 | 3 648 | -12% |
5 | Русагротранс | 2 683 | 4 735 | -43% |
6 | Газпромтранс | 1 860 | 1 417 | 31% |
7 | ХК Новотранс | 1 646 | 2 753 | -40% |
8 | ПГК | 1 369 | 3 647 | -62% |
9 | НПК ОВК | 1 312 | 4 615 | -72% |
10 | ОТЛК ЕРА | 1 012 | 1 702 | -41% |
11 | ФГК | 915 | 2 129 | -57% |
12 | Совфрахт | 678 | 1 337 | -49% |
13 | Трансойл | 576 | 857 | -33% |
14 | Евросиб СПб-ТС | 461 | 347 | 33% |
15 | БалтТрансСервис | 347 | 308 | 13% |
16 | Уралхим-Транс | 242 | 221 | 10% |
17 | НефтеТрансСервис | 208 | 489 | -57% |
18 | Модум-Транс | 207 | 350 | -41% |
19 | РН-Транс | 172 | 210 | -18% |
20 | RAILGO | 171 | 219 | -22% |
Самое заметное и обсуждаемое в медиаполе событие года - введенный 18 июня Литвой запрет на транзит по железной дороге через свою территорию попавших под санкции товаров в Калининградскую область из остальной части России.
Наиболее тиражируемым инфоповодом в СМИ о FESCO стала новость о том, что Мещанский суд Москвы 1 декабря конфисковал акции транспортной группы, принадлежащие Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии за создание преступного сообщества и хищение 11 млрд рублей. Согласно приговору, суд конфисковал в доход государства, принадлежащие Магомедову акции в ООО УК «Транспортная группа ФЕСКО» (входит в группу), а также доли в АО «Русская Тройка», АО «Портовый Флот», АО «Портактив», ПАО «ВМТП», «Порт Петровск», «Феско Бункер» и других. В FESCO информацию не комментируют.
На лидирующее положение FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло участие компании в Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, транспортная группа и «АвтоВАЗ» договорились о развитии интермодальных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Тольятти. В рамках сотрудничества стороны намерены задействовать логистические возможности FESCO – развитую сеть морских и железнодорожных сервисов, контейнерный флот, а также портовую и терминальную инфраструктуру. Кроме того, компания 6 сентября запустила регулярный контейнерный сервис, соединяющий Владивосток и Казань, говорится в релизе компании, торжественная церемония отправки железнодорожного состава состоялась в ходе ВЭФ на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в FESCO). В рамках подписанного на форуме соглашения FESCO намерена разработать и реализовать проект расширения перевалочных и перерабатывающих мощностей ВМТП, инвестировав с этой целью порядка 24 млрд рублей.
Популярным инфоповодом стало попадание в санкционный список двух судов группы FESCO. При этом оператор заявил, что перевозки судами осуществляются в штатном режиме. В группе отметили, что «Феско Магадан» и «Феско Монерон» попали в санкционный список исключительно в связи со статусом их лизингодателя, оба судна работают под российским флагом и на внутрироссийских линиях. Минфин США ввел санкции в отношении пяти коммерческих судов, принадлежащих компании «ПСБ Лизинг» — дочернего предприятия Промсвязьбанка, в том числе на суда «Феско Магадан» и «Феско Монерон».
№ | Наименование | Индекс заметности, 2022 год | Индекс заметности, 2021 год | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 3 284 158 | 2 523 154 | 30% |
2 | ТрансКонтейнер | 2 161 312 | 1 813 551 | 19% |
3 | РЖД Логистика | 708 012 | 1 464 661 | -52% |
4 | Globaltrans | 661 262 | 736 738 | -10% |
5 | ХК Новотранс | 343 052 | 664 283 | -48% |
6 | НПК ОВК | 308 895 | 833 432 | -63% |
7 | Русагротранс | 273 130 | 411 055 | -34% |
8 | ПГК | 208 218 | 1 155 866 | -82% |
9 | ФГК | 186 731 | 793 720 | -76% |
10 | ОТЛК ЕРА | 172 822 | 393 421 | -56% |
11 | Газпромтранс | 127 110 | 154 201 | -18% |
12 | Трансойл | 94 781 | 84 104 | 13% |
13 | Совфрахт | 83 283 | 193 907 | -57% |
14 | Евросиб СПб-ТС | 59 752 | 102 891 | -42% |
15 | БалтТрансСервис | 43 065 | 26 965 | 60% |
16 | Модум-Транс | 17 965 | 28 993 | -38% |
17 | RAILGO | 16 433 | 23 186 | -29% |
18 | Атлант | 16 148 | 28 583 | -44% |
19 | НефтеТрансСервис | 14 001 | 28 615 | -51% |
20 | Уралхим-Транс | 10 010 | 29 850 | -66% |
Крупнейшим инфоповодом в медиаполе «Трансконтейнера» (входит в группу «Дело») стало участие компании в Восточном экономическом форуме-2022. В числе ключевых новостей: заключение инвестиционного соглашения между Пермским краем и «Трансконтейнером» об увеличении мощности действующего контейнерного железнодорожного терминала компании на станции Блочная в Перми, заявление директора «Трансконтейнера» Виктора Маркова о росте на 50% объема экспортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке в июле-августе текущего года по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а также подписание соглашений о сотрудничестве между сахалинскими властями и группой компаний «Дело», «Трансконтейнером» и РЖД при интеграции онлайн-сервиса iSales и маркетплейса «РЖД Маркет», «Трансконтейнером» и ООО «СВЛОГРУС» о развитии мультимодальных перевозок из стран АТР через порты Дальнего Востока.
Большой резонанс в СМИ вызвало участие «ТрансКонтейнера» в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, «ТрансКонтейнер» и «Почта России» займутся развитием доставки почтовых отправлений из Китая в составе регулярных контейнерных поездов. «ТрансКонтейнер» предоставит собственное оборудование и логистические решения. Стороны договорились о совместной работе по развитию сервиса по доставке товаров народного потребления в почтовом контейнерном поезде «Россия». Кроме того, «Трансконтейнер» и «Магнит» договорились о сотрудничестве при организации доставки товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии для реализации в магазинах ритейлера. СМИ также цитировали выступление директора «Трансконтейнера» Виктора Марков на ПМЭФ, в ходе которого он сообщил, что компания намерена в 2022 году увеличить в три раза свою инвестиционную программу по закупке контейнеров и планирует приобрести 24 тыс. «ящиков». Помимо прочего, «Трансконтейнер», по его словам, планирует в течение двух ближайших месяцев создать дочернюю компанию в Японии для организации взаимных контейнерных перевозок.
В начале года основная масса тиражируемы сообщений о ТрансКонтейнере была связана с режимом работы оператора в драматических условиях международных санкций и неясности позиций иностранных партнеров. Так, 24 февраля «ТрансКонтейнер» заявлял, что работает в штатном режиме, движение внутренних и международных поездов идет по графикам. «Принимая во внимание напряженную геополитическую ситуацию, а также наличие слухов, спекуляций и противоречивой информации относительно ситуации на западных границах РФ, «ТрансКонтейнер» сообщает о том, что операционная деятельность компании осуществляется в штатном режиме — движение поездов в международном и внутреннем сообщении происходит с соблюдением графиков, работа терминалов ведется в установленном порядке», — говорилось в сообщении. Кроме того, в начале марта «ТрансКонтейнер» сообщал, что его перевозки в сообщении с Финляндией осуществляются штатно, несмотря на отказ финского железнодорожного оператора VR Group сотрудничать с РЖД.
№ | Наименование | Охват аудитории, 2022 год | Охват аудитории 2021 год | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | ТрансКонтейнер | 88 211 768 | 90 447 493 | -2% |
2 | Транспортная группа ФЕСКО | 84 887 536 | 112 382 754 | -24% |
3 | ОТЛК ЕРА | 68 737 822 | 34 058 863 | 102% |
4 | Globaltrans | 42 970 402 | 29 709 754 | 45% |
5 | ПГК | 42 719 376 | 51 269 829 | -17% |
6 | Русагротранс | 38 452 447 | 36 154 622 | 6% |
7 | Трансойл | 37 714 072 | 42 869 947 | -12% |
8 | НПК ОВК | 34 265 089 | 41 448 952 | -17% |
9 | БалтТрансСервис | 31 126 971 | 3 659 499 | 751% |
10 | РЖД Логистика | 27 898 732 | 40 962 761 | -32% |
11 | ХК Новотранс | 27 456 810 | 51 501 791 | -47% |
12 | Газпромтранс | 23 396 901 | 30 707 236 | -24% |
13 | RAILGO | 17 151 376 | 23 464 388 | -27% |
14 | Евросиб СПб-ТС | 17 038 041 | 5 206 126 | 227% |
15 | ФГК | 15 926 745 | 35 732 055 | -55% |
16 | Совфрахт | 13 817 709 | 32 831 477 | -58% |
17 | Модум-Транс | 12 513 295 | 3 859 794 | 224% |
18 | ППО | 10 093 244 | 1 468 869 | 587% |
19 | Уралхим-Транс | 7 243 280 | 5 509 657 | 31% |
20 | НефтеТрансСервис | 4 673 315 | 23 009 386 | -80% |
Самым обсуждаемым событием в информационном поле Globaltrans в начале года стало решение не выплачивать финальные дивиденды за 2021 год. «Принято решение не выплачивать окончательные дивиденды за 2021 год в соответствии с рекомендацией совета директоров компании», - говорится в сообщении российского железнодорожного оператора. Компания выплатила дивиденды за первое полугодие 2021 года. Однако, как сообщалось ранее, в связи с техническими ограничениями на вывод денежных средств в холдинговую компанию на Кипре, а также с целью создания запасов ликвидности Globaltrans приостанавливал выплаты дивидендов за второе полугодие 2021 года.
Кроме того, широкое распространение в СМИ получили финансовые результаты компании за 2021 года. Согласно отчетности, чистая прибыль Globaltrans по МСФО увеличилась по итогам 2021 года по сравнению с предыдущим годом на 24% и достигла 15,1 млрд рублей. «Скорректированная EBITDA выросла на 8% год к году до 29,0 млрд рублей, — отмечается в сообщении. — Прибыль по итогам года увеличилась на 24% год к году до 15,1 млрд рублей». Как сообщила компания, финансовые результаты группы обусловлены восстановлением рынка во II полугодии 2021 года, при этом грузооборот на рынке достиг максимальных исторических значений на фоне высокого спроса на перевозку насыпных грузов.
Также в прессе активно освещалась новость о том, что Globaltrans пока продолжит не выплачивать дивиденды из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств. «Выплата дивидендов по-прежнему приостановлена из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств в холдинговую компанию, зарегистрированную на Кипре», - отмечается в сообщении Globaltrans в сентябре.
Взлеты и падения
В двух рейтингах медиаприсутствия (по индексу заметности и охвату аудитории) появился отсутствовавший в 2021 году железнодорожный оператор «БалтТрансСервис». Компания поднялась на 16 место по индексу заметности (+60%) и на 9 позицию по охвату аудитории (+751%). Такое значительное перемещение «БалтТрансСервиса» связано с новостью о приобретении группой Globaltrans 40% в железнодорожном операторе за 9,1 млрд руб., а также с распространением в СМИ комментария «БалтТрансСервиса» газете «Коммерсантъ» о том, что в Литве застряли около 40 вагонов компании: «Цистерны находятся в процессе прохождения обычных процедур, которые стали более длительными и тщательными».
Существенный скачок в рейтинге по охвату аудитории в 2022 году показало совместное предприятие железных дорог Белоруссии, Казахстана и РФ «ОТЛК ЕРА». В сравнении с прошлым периодом компания поднялась сразу на 7 позиций (+102%), заняв третье место. При это по количеству упоминаний «ОТЛК ЕРА» опустилась с 10 на 11 строчку. Наиболее заметным в СМИ инфоповодом стало заявление президента РФ Владимира Путина на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в ноябре о том, что «успешно функционирует учрежденный Россией, Казахстаном и Белоруссией Евразийский железнодорожный альянс, обеспечивающий стабильное и безопасное железнодорожное сообщение между странами Евразийского континента».
Кроме того, в рейтинг по охвату аудитории в 2022 году на 18 место (+587% в сравнении с прошлым периодом) ворвался «Первый промышленный оператор» (ППО). Основной инфоповод у компании – «Первая грузовая компания» Владимира Лисина продала ППО 4 тыс. специализированных железнодорожных вагонов по перевозке цемента. Это 17% от общероссийского парка.
По сравнению с 2021 годом значительно снизили свои результаты в медиарейтингах НПК ОВК (минус 5 позиций по количеству упоминаний), ПГК (минус 4 позиции по индексу заметности), ХК Новотранс, ФГК, Совфрахт и НефтеТрансСервис (минус 8, 6, 5 и 5 позиций по охвату аудитории соответственно).
Главные темы публикаций:
1 | Литва 18 июня прекратила пропускать попавшие под санкции товары, которые везут транзитом по железной дороге из регионов России в Калининградскую область. В МИД РФ и Кремле неоднократно заявляли, что действия Литвы незаконны и противоречат международным договоренностям. |
2 | Утром 8 октября на автомобильной части Крымского моста произошел подрыв грузового автомобиля. В результате загорелись семь топливных цистерн железнодорожного состава. ЧП повлекло за собой временное ограничение движения. |
3 | Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика) приняли участие в Восточном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений. |
4 | Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК, ОТЛК ЕРА) приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений. |
5 | Ряд российских регионов приняли участие в гуманитарной акции «Поезд помощи» для жителей Донбасса, которую организовали Общероссийский народный фронт совместно с РЖД. |
6 | На XVIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсудили транспортно-логистический потенциал двух стран. Улучшить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза позволит инвестпроект по строительству вторых главных путей на участке Донгузская – Маячная Южно-Уральской железной дороги. |
7 | США в конце февраля расширили санкции против госдолга России на облигации со сроком 14 дней. В список попали Газпромбанк, Альфа-банк, Сбербанк,»Транснефть», РЖД, «Русгидро», «Ростелеком», «Газпром». |
8 | Мещанский суд Москвы 1 декабря конфисковал акции транспортной группы Fesco, принадлежащие Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии за создание преступного сообщества и хищение 11 млрд рублей. |
9 | Финская VR Transpoint («Вэ-эр транспоинт»), координирующая грузоперевозки по железным дорогам Финляндии, объявила, что 30 марта возобновляет прием поездов из России. Компания приостанавливала их прием 27 марта из-за санкций, введенных против РЖД британскими властями. |
10 | Железнодорожные операторы (группа Fesco, Трансконтейнер, Globaltrans, ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС, ХК Новотранс) приняли участие в прошедшей в апреле международной транспортно-логистической выставке «TransRussia 2022». |
IV квартал 2022 года
В заключение представляем дополнительные статистические данные за IV квартал 2022 года.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, IV квартал 2022 | Упоминания в СМИ, III квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 3 614 | 3 450 | 5% |
2 | ТрансКонтейнер | 1 752 | 1 920 | -9% |
3 | Русагротранс | 844 | 688 | 23% |
4 | РЖД Логистика | 830 | 706 | 18% |
5 | Globaltrans | 718 | 740 | -3% |
6 | НПК ОВК | 404 | 209 | 93% |
7 | ХК Новотранс | 403 | 430 | -6% |
8 | Совфрахт | 359 | 70 | 413% |
9 | Газпромтранс | 358 | 576 | -38% |
10 | ОТЛК ЕРА | 316 | 180 | 76% |
11 | ПГК | 288 | 321 | -10% |
12 | ФГК | 177 | 212 | -17% |
13 | Трансойл | 163 | 50 | 226% |
14 | БалтТрансСервис | 102 | 65 | 57% |
15 | НефтеТрансСервис | 74 | 19 | 289% |
16 | RAILGO | 58 | 11 | 427% |
17 | Евросиб СПб-ТС | 52 | 73 | -29% |
18 | Модум-Транс | 50 | 58 | -14% |
19 | Уралхим-Транс | 43 | 44 | -2% |
20 | НХТК | 38 | 46 | -17% |
№ | Наименование | Индекс заметности, IV квартал 2022 | Индекс заметности, III квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 1 017 860 | 914 857 | 11% |
2 | ТрансКонтейнер | 496 266 | 628 328 | -21% |
3 | РЖД Логистика | 183 479 | 195 193 | -6% |
4 | Русагротранс | 106 412 | 78 943 | 35% |
5 | ХК Новотранс | 94 173 | 87 527 | 8% |
6 | НПК ОВК | 86 978 | 53 890 | 61% |
7 | Globaltrans | 70 537 | 170 409 | -59% |
8 | Совфрахт | 64 371 | 6 248 | 930% |
9 | ОТЛК ЕРА | 55 338 | 30 675 | 80% |
10 | ФГК | 55 259 | 27 048 | 104% |
11 | ПГК | 35 531 | 62 892 | -44% |
12 | Трансойл | 33 391 | 5 364 | 523% |
13 | Газпромтранс | 21 174 | 26 918 | -21% |
14 | RAILGO | 9 828 | 986 | 897% |
15 | НефтеТрансСервис | 9 471 | 1 611 | 488% |
16 | Атлант | 8 181 | 4 338 | 89% |
17 | БалтТрансСервис | 5 804 | 2 415 | 140% |
18 | Модум-Транс | 4 633 | 7 786 | -40% |
19 | НХТК | 4 342 | 4 860 | -11% |
20 | РН-Транс | 2 611 | 1 567 | 67% |
№ | Наименование | Охват аудитории, IV квартал 2022 | Охват аудитории III квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | ОТЛК ЕРА | 53 918 017 | 17 486 807 | 208% |
2 | ТрансКонтейнер | 52 721 844 | 43 461 863 | 21% |
3 | Транспортная группа ФЕСКО | 45 196 329 | 40 827 633 | 11% |
4 | Русагротранс | 30 676 527 | 11 965 855 | 156% |
5 | Трансойл | 26 478 352 | 760 063 | 3384% |
6 | ХК Новотранс | 22 698 572 | 6 105 730 | 272% |
7 | Globaltrans | 17 626 697 | 9 409 338 | 87% |
8 | НПК ОВК | 17 481 525 | 9 209 943 | 90% |
9 | БалтТрансСервис | 11 437 769 | 1 259 801 | 808% |
10 | РЖД Логистика | 10 005 605 | 13 971 533 | -28% |
11 | Газпромтранс | 9 356 569 | 6 182 631 | 51% |
12 | Модум-Транс | 9 348 587 | 10 984 332 | -15% |
13 | Совфрахт | 9 093 236 | 3 679 370 | 147% |
14 | RAILGO | 9 060 356 | 120 437 | 7423% |
15 | ПГК | 7 944 697 | 18 349 619 | -57% |
16 | Уралхим-Транс | 7 718 620 | 604 423 | 1177% |
17 | ФГК | 4 347 657 | 8 734 543 | -50% |
18 | НефтеТрансСервис | 3 217 365 | 1 089 263 | 195% |
19 | РН-Транс | 3 022 087 | 1 428 730 | 112% |
20 | ППО | 2 877 953 | 7 899 193 | -64% |
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.