По итогам 2024 года прошлогодние лидеры сохранили свои позиции в рейтингах компаний-авиаперевозчиков по количеству упоминаний, заметности и охвату. «Аэрофлот» возглавил все три рейтинга, а «Уральские авиалинии» заняли в них вторые места. Третье место по количеству упоминаний и Индексу заметности заняла в 2024 году авиакомпания «Россия», а по Индексу охвата – авиакомпания «Азимут».
В информационном поле компании «Аэрофлот» наиболее резонансным инфоповодом стало успешное завершение тестирования и запуск услуги перевозки животных в салоне самолета на соседнем с владельцем пассажирском кресле. Предшествовал нововведению скандал в 2019 году из-за того, что пассажир «Аэрофлота» провез в салоне самолета кота, чей вес на 2 кг превышал допустимый. Также интерес СМИ привлекла новость об открытии «Аэрофлотом» продажи билетов по субсидированным тарифам на 2025 год. Авиакомпания сообщила, что впервые субсидируемые государством перелеты расширили до 23 направлений. Не менее резонансной стала тема установления «Аэрофлотом» фиксированной скидки 50% на перелеты по России для детей с 2 до 12 лет.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, 2024 год | Упоминания в СМИ, 2023 год | Изменение, % |
---|---|---|---|---|
1 | Аэрофлот | 139 382 | 133 428 | 4 |
2 | Уральские авиалинии | 38 001 | 44 380 | -14 |
3 | Россия | 28 191 | 33 627 | -16 |
4 | Red Wings | 23 708 | 35 882 | -34 |
5 | Ютэйр | 23 429 | 21 784 | 8 |
6 | Победа | 20 819 | 22 163 | -6 |
7 | Азимут | 20 203 | 22 169 | -9 |
8 | NordWind | 19 120 | 20 952 | -9 |
9 | Аврора | 10 281 | 15 986 | -36 |
10 | Azur Air | 9 543 | 12 956 | -26 |
11 | Smartavia | 8 852 | 9 457 | -6 |
12 | Группа S7 | 8 130 | 10 083 | -19 |
13 | ИрАэро | 7 317 | 8 942 | -18 |
14 | NordStar | 7 169 | 6 268 | 14 |
15 | Якутия | 6 410 | 9 591 | -33 |
16 | Полярные авиалинии | 5 747 | 7 643 | -25 |
17 | Икар | 5 486 | 8 268 | -34 |
18 | ЮВТ Аэро | 4 875 | 6 343 | -23 |
19 | Газпром Авиа | 4 311 | 1 597 | 170 |
20 | КрасАвиа | 3 322 | 4 087 | -19 |
В инфополе авиакомпании «Уральские авиалинии» самой резонансной осталась тема экстренной посадки самолета в пшеничном поле под Новосибирском в сентябре 2023 года и её последствия. В т.ч. СМИ активно писали о принятом авиакомпанией решении не использовать экстренно севший Airbus A320 в коммерческой эксплуатации и последовавшей разборке его на запчасти; писали об увольнении одного из фигурировавших пилотов и его разоблачающем руководство рассказе; о завершении повторного расследования Росавиации с вынесением рекомендации об увольнении двух топ-менеджеров авиакомпании; о проведении внеплановой проверки Ространснадзором с обнаружением многочисленных нарушений.
Еще один резонансный инфоповод - скандал на борту рейса «Уральских авиалиний» из Москвы в Екатеринбург, где инвалиду - ветерану боевых действий было отказано в размещении в бизнес-классе, несмотря на приобретенные авиабилеты. После инцидента авиакомпания получила волну критики как в СМИ, так и в соцсетях, а уполномоченный по правам человека РФ инициировала в отношении авиаперевозчика прокурорскую проверку. Спустя несколько дней нарушенное право инвалида-ветерана было восстановлено: «Уральские авиалинии» вернули пассажиру стоимость билета и предоставили сертификат с 50%-скидкой на следующий полет. Смена руководства «Уральских авиалиний» также стала резонансным информационным поводом. Сергей Скуратов после 30 лет руководства покинул пост гендиректора авиакомпании, в связи с выходом на пенсию. «Уральские авиалинии» возглавил его сын - Кирилл Скуратов, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора - коммерческого директора авиакомпании.
№ | Наименование | Индекс заметности, 2024 год | Индекс заметности, 2023 год | Изменение, % |
---|---|---|---|---|
1 | Аэрофлот | 21 214 744 | 25 412 524 | -17 |
2 | Уральские авиалинии | 7 358 839 | 10 263 569 | -28 |
3 | Россия | 4 968 535 | 5 972 251 | -17 |
4 | Red Wings | 4 481 299 | 7 887 643 | -43 |
5 | Ютэйр | 4 411 520 | 4 251 375 | 4 |
6 | Азимут | 4 210 860 | 3 952 251 | 7 |
7 | Победа | 3 928 893 | 4 587 668 | -14 |
8 | NordWind | 2 734 776 | 3 483 883 | -22 |
9 | Azur Air | 1 737 302 | 2 522 819 | -31 |
10 | Группа S7 | 1 565 587 | 1 563 610 | 0 |
11 | Аврора | 1 475 295 | 2 562 760 | -42 |
12 | ИрАэро | 1 361 862 | 1 314 981 | 4 |
13 | Smartavia | 1 276 033 | 1 341 768 | -5 |
14 | NordStar | 970 519 | 840 558 | 15 |
15 | Якутия | 914 886 | 1 417 012 | -35 |
16 | ЮВТ Аэро | 807 347 | 981 188 | -18 |
17 | Полярные авиалинии | 770 138 | 1 041 938 | -26 |
18 | Икар | 745 965 | 1 121 695 | -33 |
19 | КрасАвиа | 698 045 | 504 114 | 38 |
20 | Газпром Авиа | 564 741 | 196 736 | 187 |
Ключевые информационные поводы в медиаполе авиакомпании «Россия» аналогичны тем, что и у материнской компании - «Аэрофлота»: услуга по перевозке животных в салоне самолета на соседнем с владельцем месте, скидки на билеты для детей до 12 лет. Помимо этого, в течение года СМИ освещали инциденты авиакомпании «Россия» связанные с техническими проблемами и аварийными ситуациями с самолетами SSJ-100. Один из заметных эпизодов произошел в июне, тогда «Россия» обнаружила проколы колес шасси сразу у 10 своих самолётов в аэропорту Шереметьево.
№ | Наименование | Охват аудитории, 2024 год | Охват аудитории, 2023 год | Изменение, % |
---|---|---|---|---|
1 | Аэрофлот | 361 890 883 | 386 038 164 | -6 |
2 | Уральские авиалинии | 232 753 118 | 273 576 786 | -15 |
3 | Азимут | 215 881 184 | 226 628 792 | -5 |
4 | Россия | 215 714 421 | 246 021 079 | -12 |
5 | Red Wings | 191 064 123 | 234 383 858 | -18 |
6 | Ютэйр | 188 836 801 | 113 551 141 | 66 |
7 | Победа | 185 391 471 | 211 454 266 | -12 |
8 | NordWind | 157 775 486 | 126 417 396 | 25 |
9 | Газпром Авиа | 137 872 419 | 49 967 500 | 176 |
10 | Аврора | 134 379 485 | 202 928 088 | -34 |
11 | Smartavia | 120 802 252 | 119 222 201 | 1 |
12 | Группа S7 | 118 232 142 | 68 084 055 | 74 |
13 | ИрАэро | 112 251 803 | 83 412 635 | 35 |
14 | NordStar | 90 373 789 | 55 118 303 | 64 |
15 | Azur Air | 90 087 887 | 111 748 778 | -19 |
16 | Икар | 83 857 688 | 115 194 191 | -27 |
17 | Полярные авиалинии | 74 484 132 | 112 210 851 | -34 |
18 | ЮВТ Аэро | 66 526 403 | 52 306 261 | 27 |
19 | Якутия | 52 488 745 | 91 030 406 | -42 |
20 | КрасАвиа | 48 918 206 | 46 004 044 | 6 |
Самым резонансным инфоповодом авиакомпании «Азимут» стал авиаинцидент, произошедший в ноябре в Турецком аэропорту Антальи. Тогда Sukhoi Superjet 100 авиакомпании загорелся в результате жесткой посадки из-за погодных условий. Пожар потушили, 89 пассажиров и шесть членов экипажа благополучно эвакуировались по надувным трапам. Авиакомпания выплатила компенсацию по 100 тысяч рублей всем обратившимся за ней пассажирам. За инцидентом последовала проверка Ространснадзора и Росавиации, в ходе которой выявили более 20 нарушений в области летной годности самолетов, организации работы и системы управления безопасностью.
Взлеты и падения
По итогам 2024 года авиакомпания «Газпром Авиа» вошла в ТОП-20, получив среди других авиакомпаний максимальный рост на 7 пунктов как в Индексе упоминаний, так и в Индексе заметности. Информационным поводом стало трагическое событие: в июне в Московской области разбился самолет Sukhoi Superjet 100. Катастрофа произошла после технического обслуживания лайнера на авиационном заводе. Борт упал в лесном массиве, жертв среди населения нет. Погибли три члена экипажа, которые осуществляли перегоночный рейс до аэропорта Внуково. Причиной крушения назван сбой или неправильная установка датчиков угла атаки воздушного судна.
Рост на 4 пункта в рейтинге по количеству упоминаний показала авиакомпания «NordStar». Авиакомпания поднялась с 18 на 14 место на новости о запуске самообучающегося голосового робота-консультанта, который помогает пассажирам контролировать точное время вылета и прилета, что особенно актуально в непредсказуемых погодных условиях северных регионов страны.
Наибольшее падение произошло в информационном поле авиакомпании «Якутия», она потеряла по 3 пункта в рейтингах упоминаемости и значимости, переместившись в них с 12 на 15 место.
Кроме того, 3 пункта в Индексе заметности потеряла и авиакомпания «Икар», спустившись до 18 места.
Главные темы отрасли
- Российские авиакомпании по поручению президента России Владимира Путина до 14 января 2025 года должны ввести фиксированные скидки 50% на билеты для детей до 12 лет на все тарифы эконом-класса. Инициативу благополучия перелетов с детьми планируют расширить, установив правило продажи детских билетов только рядом с родителями, без необходимости платного выбора мест.
- Российские авиакомпании по итогам 2024 года перевезли около 111 миллионов пассажиров, что н 5,6% выше уровня 2023 года. Основной рост авиаперевозок обеспечило расширение международного авиасообщения. Это стало возможно в том числе после выкупа более 150 авиалайнеров у иностранных лизингодателей через страховое урегулирование.
- Самолет Sukhoi Superjet 100 «Газпром авиа» разбился в Подмосковье. Катастрофа произошла после технического обслуживания лайнера на авиационном заводе в июле при выполнении перегонного рейса до аэропорта Внуково.
- В ноябре в результате жесткой посадки самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» в аэропорту Антальи произошел пожар.
- В декабре в Казахстане разбился лайнер Azerbaijan Airlines с 67 пассажирами на борту. Авиакатастрофа унесла жизни 38 человек, в числе которых 7 граждан РФ.
- В России узаконили «Мокрый лизинг»: в сентябре на внутрироссийские направления, в декабре на международные направления. Передача воздушного судна в эксплуатацию вместе с экипажем, позволяет передающей стороне снизить расходы на содержание парка и сохранить права собственности.
- Минтранс продлил программу субсидированных авиабилетов для всех россиян на 2025 год. 15 российских авиакомпаний прошли отбор и в ноябре получили разрешение продавать билеты по сниженной цене.
- В самолетах российских авиакомпаний в 2027-2028 годах может появиться Wi-Fi, это произойдет после запуска группировки спутников.
- Назначение Юрия Слюсаря врио губернатора Ростовской области спровоцировало кадровые перестановки в двух ведущих компаниях авиастроительной отрасли России. Гендиректором ОАК стал Вадим Бадеха, который до этого возглавлял ее основного поставщика - ОДК.
- Международный авиационно-космический салон в 2024 году впервые прошел в онлайн-режиме. Выставочная программа была реализована в формате электронного каталога участников, на страницах которого представлены сведения о компаниях и их продукции. В ходе первого онлайн-проекта свои разработки и услуги демонстрировало более 80 компаний и организаций.
СКАН — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват аудитории — среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.
Методика
В рейтинге участвовали основные игроки авиарынка, работающие на территории РФ. Рейтинги построены на основе базы СМИ системы "СКАН", которая включает на данный момент более 76 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
Период исследования: 2024 год.
При составлении рейтинга учитывалась специализированная область поиска избранных категорий СМИ и источников.
Данные для рейтинга актуальны на дату публикации.
Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru