С февраля 2022 года первые лица многих компаний практически ушли из медиаполя — непонятно, о чём говорить с аудиторией в условиях крайней неопределенности. Однако есть представители крупного бизнеса, которые громко высказывают самые разные точки зрения на происходящее. Мы рассмотрели, какие позиции заняли крупные российские предприниматели по отношению к текущему кризису, и измерили инструментами СКАНа медийную значимость их заявлений. Показываем, что у нас получилось.
Ключевые интервью различных бизнес-лидеров дают основания условно поделить их на три типа в зависимости от уверенности каждого из них в будущем экономики. Подчеркнем, что мы приводим не личные, а только публичные позиции предпринимателей.
Тип I. Оптимист-госкапиталист
Оптимистичнее всех настроены те, кто тесно связан с государством, — это руководители госкорпораций. Они считают, что в конечном счете всё будет хорошо, и этот оптимизм строится на желании усилить роль государственного управления в экономическом секторе.
Общая позиция
Западные партнеры стремятся навязать другим странам собственные правила игры. Происходит смена российской экономической парадигмы и переориентация на восточные рынки. России необходимо развивать технологический суверенитет, тогда в конечном счете страна окрепнет и выиграет от текущей ситуации.
Примеры позиций бизнес-лидеров
Игорь Сечин, глава «Роснефти», и Алексей Миллер, глава «Газпрома», резко критикуют санкционную политику и гегемонию западных институтов. Альтернативой считают переориентацию на другие рынки и реализацию новых проектов «на восток».
«В понимании США санкции – это некая волшебная палочка для реализации политических и экономических целей. Когда рыночные механизмы не обеспечивают достижение целей, а политические возможности отсутствуют, США прибегают к санкциям без всяких оснований».
Источник
Игорь Сечин
«У нас есть подготовленная ресурсная база, как в Восточной Сибири, так, хочу подчеркнуть, и в Западной Сибири. И мы оперативно можем нарастить объемы поставки на азиатский рынок в самые короткие сроки».
Источник
Алексей Миллер
Сергей Чемезов, генеральный директор «Ростеха», считает, что Запад отверг принципы свободного рынка и использует санкции как инструмент агрессии. Задачей России Чемезов видит обеспечить технологический суверенитет и при этом сохранить сотрудничество с другими регионами мира.
«Никакого «головокружения от успехов», «шапкозакидательства» и обещаний «завтра все сделать» быть не может. Впереди много работы. Какие-то проблемы мы решим быстро, на какие-то уйдет год-два, а какие-то потребуют значительно больше времени. Поэтому надо четко расставлять приоритеты и понимать, что необходимо здесь и сейчас, а что подождет».
Сергей Чемезов
Андрей Костин, глава ВТБ, считает, что интегрироваться в западные институты не удалось, и теперь необходимо искать альтернативные возможности для роста.
«Санкции — надолго. Глобализация в прежнем виде закончилась. Мир, вероятно, будет снова жестко поделен на «своих» и «чужих». Это холодная война 2.0».
Андрей Костин
Тип II. Пессимист-рыночник
Бизнес-лидеры этого типа, напротив, не находят поводов для оптимизма и скорее склонны строить самые мрачные прогнозы. Они достаточно смело критикуют модели экономического управления и выражают то, о чём некоторые менее значительные представители бизнес-сообщества не решаются говорить вслух. Иногда их слова носят резонансный характер и молниеносно разлетаются в СМИ.
Общая позиция
В экономике в течение многих лет выстраивалась определенная инфраструктура и правила игры, но всё это под влиянием санкций быстро разрушается. Госкапитализм — ошибочный путь, поэтому рыночные барьеры надо снижать, это сохранит конкурентоспособность российской экономики. А чем быстрее завершится текущий конфликт, тем быстрее российская экономика сможет встать на долгий путь восстановления.
Примеры позиций бизнес-лидеров
Алексей Мордашов, глава «Северстали», считает, что для экономического развития и повышения конкурентоспособности необходимо быть частью мировой экономики, но сейчас для этого есть серьёзные препятствия.
«Только имея доступ к лучшим решениям не в рамках страны, а в рамках мира — или той части мира, которая для нас доступна сегодня, — мы можем рассчитывать на лучшую конкурентоспособность, лучшие возможности развития и перестройки национальной экономики. В этом смысле нам нужно оставаться открытыми миру, очевидно, с защитой наших интересов».
Алексей Мордашов
Владимир Лисин, владелец НЛМК, уверен, что политические решения наносят урон экономике страны: разрушаются цепочки поставок, замедляются бизнес-процессы, ущемляются права акционеров.
«Не надо пытаться все администрировать до дыр, это только вредит бизнесу. Очевидно, многие меры сейчас принимаются стремительно, их последствия не были проанализированы в полной мере. Мне кажется, скорость должна уступить место выверенности, адекватности».
Источник
Владимир Лисин
Олег Дерипаска, глава «Русала», также считает, что для экономического развития необходимо отказаться от пути госкапитализма и расширить свободы в частном секторе.
«Власти должны сейчас определиться: либо концентрируем все ресурсы на новых направлениях, извлекая страну из бессмысленного продолжающегося больше 14 лет финансирования госкапитализма, который не показал ни экономический рост, ни рост доходов населения, либо реально!!! сокращение в разы госаппарата, правоохранительных и силовых органов, и высвобождающиеся ресурсы направить в эти отрасли в целях ускоренного перехода к новой нормальности».
Источник
Олег Дерипаска
Тип III. Сдержанный прагматик
Как обычно бывает, занимать срединную позицию — значит выбирать оптимальную имиджевую стратегию: не тянуть на дно и говорить, что всё пропало, но и не надеяться, что государство решит все проблемы бизнеса. Сдержанные прагматики выступают за развитие рыночных инструментов и за то, чтобы компании могли самостоятельно справляться с кризисными ситуациями, но с опорой на государство.
Общая позиция
Санкции нанесли урон экономике России, и в ближайшее время можно ожидать повышения цен и возрастания неэффективности рыночных механизмов регулирования. Тем не менее, накоплен определенный запас прочности, есть потенциал и перспективы для развития.
Примеры позиций бизнес-лидеров
Владимир Потанин, глава «Норникеля», считает, что санкции наносят вред самим западным странам и показывают неуважительное отношение к российским партнерам. Нужно переориентироваться на рынки дружественных стран и развивать народный капитализм.
Герман Греф, глава Сбера, уверен, что российской экономике предстоит долгое восстановление. Необходимо наладить коммуникацию государства и бизнеса для выхода на другие рынки.
«Мы бы хотели обратиться к государству с просьбой в этот тяжелый момент убрать свои страхи, потому что сегодня нам очень сильно мешают страхи правительства и ЦБ».
Герман Греф
Вагит Алекперов, глава «Лукойла», утверждает, что прекращение инвестиций и эмбарго стали сильным ударом для российской нефтяной отрасли, однако благодаря собственным технологиям она всё ещё обладает потенциалом для развития.
«У нас есть потенциал. Компания обеспечена эффективными запасами. Решение об увеличении бурения на территории России гарантирует не только стабилизацию, но и рост добычи примерно на 1,5-2% в год после 2022 года».
Вагит Алекперов
Какой вес в общих медиапоказателях компаний имели публичные высказывания их бизнес-лидеров
Мы проанализировали средствами СКАНа, какой отклик в медиаполе имели высказывания Сергея Чемезова и Олега Дерипаски и сравнили с показателями других инфоповодов вокруг их компаний.
Сергей Чемезов и «Ростех»
Среди всех инфоповодов «Ростеха» за июнь 2022 года эта цитата занимает первое место по количеству публикаций и заметности и второе место по охвату:
А вот так выглядит доля охвата цитаты в общем пироге «Ростеха»:
Олег Дерипаска и «Русал»
По количеству публикаций манифест Дерипаски лидирует в медиаповодах «Русала» за апрель 2022 года:
Инфоповод о снижении цен ожидаемо обогнал высказывание лидера «Русала» по заметности:
Высказывание лидера «Русала» сыграло заметную роль в медиапоказателях компании:
В условиях кризиса важно с особенным вниманием подходить к PR-стратегии первого лица компании и учитывать контекст. Многие успешные предприниматели и госменеджеры придерживаются более центристских взглядов — это оставляет им больше пространства для дальнейших манёвров. Однако мы видим, что более радикальные взгляды, высказанные публично, привлекают внимание аудитории к компании и оставляют заметный след в медиаполе.
Найдите самые заметные цитаты руководителя вашей компании и почитайте в нашем блоге о том, как выстраивать PR-стратегию первых лиц компаний в 2023 году.
Обновлено: 11.11.2024 11:10
Попробуйте технологии SCAN в деле