Группа FESCO в I квартале 2022г. возглавила рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов — 2 016 (2 461 в IV квартале 2021года).
На вторую позицию поднялся «ТрансКонтейнер» — 1 145 упоминаний (1 670 в IV квартале 2021 года). Globaltrans, специализирующийся на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля, занял третье место —1 102 упоминаний (852 в IV 2021 года).
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, I квартал 2022 | Упоминания в СМИ, IV квартал 2021 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 2 016 | 2 461 | -18 |
2 | ТрансКонтейнер | 1 145 | 1 670 | -31 |
3 | Globaltrans | 1 102 | 852 | 29 |
4 | РЖД Логистика | 809 | 1 132 | -29 |
5 | Русагротранс | 592 | 1 160 | -49 |
6 | Газпромтранс | 543 | 594 | -9 |
7 | ХК Новотранс | 472 | 440 | 7 |
8 | ПГК | 418 | 1 007 | -58 |
9 | ФГК | 280 | 415 | -33 |
10 | Трансойл | 225 | 229 | -2 |
11 | ОТЛК ЕРА | 203 | 597 | -66 |
12 | НПК ОВК | 197 | 950 | -79 |
13 | Фирма Трансгарант | 120 | 118 | 2 |
14 | Совфрахт | 119 | 286 | -58 |
15 | БалтТрансСервис | 100 | 73 | 37 |
16 | АТЛАНТ | 92 | 33 | 179 |
17 | Уралхим-Транс | 77 | 59 | 31 |
18 | Евросиб СПб-ТС | 73 | 92 | -21 |
19 | НефтеТрансСервис | 69 | 108 | -36 |
20 | РН-Транс | 68 | 62 | 10 |
Лидером рейтинга Индекса заметности в I квартале стала группа FESCO, улучшившая показатель на 6%. На второй позиции — ТрансКонтейнер — 313 637 (-40% в сравнении с IV кварталом 2021 года). Индекс заметности транспортного холдинга Globaltrans упал на 70% до 251 641 (3 место в рейтинге Индекса заметности).
№ | Наименование | Индекс заметности, I квартал 2022 | Индекс заметности, IV квартал 2021 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 546 001 | 513 684 | 6 |
2 | ТрансКонтейнер | 313 637 | 520 336 | -40 |
3 | Globaltrans | 251 641 | 149 230 | 69 |
4 | РЖД Логистика | 158 871 | 225 943 | -30 |
5 | ХК Новотранс | 77 734 | 102 565 | -24 |
6 | Газпромтранс | 56 053 | 57 367 | -2 |
7 | ПГК | 51 288 | 209 278 | -75 |
8 | ФГК | 44 434 | 80 051 | -44 |
9 | Русагротранс | 39 234 | 79 733 | -51 |
10 | Трансойл | 33 443 | 20 966 | 60 |
11 | БалтТрансСервис | 31 741 | 1 282 | 2 376 |
12 | НПК ОВК | 29 292 | 169 546 | -83 |
13 | ОТЛК ЕРА | 17 847 | 93 952 | -81 |
14 | Фирма Трансгарант | 13 518 | 9 605 | 41 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 9 049 | 9 826 | -8 |
16 | АТЛАНТ | 7 875 | 5 897 | 34 |
17 | Модум-Транс | 4 345 | 3 855 | 13 |
18 | Совфрахт | 3 916 | 50 179 | -92 |
19 | ЛУКОЙЛ-Транс | 3 380 | 642 | 426 |
20 | Уралхим-Транс | 2 458 | 7 906 | -69 |
Globaltrans также стал лидером рейтинга по охвату аудитории — 34,5 млн (11,1 млн в IV квартале прошлого года). Группа FESCO заняла вторую позицию — 33,8 млн (62 млн в IV квартале). На третьем месте — ТрансКонтейнер — с охватом в 19,6 млн.
Самыми читаемыми стали материалы о последствиях введения санкций против российских компаний, в том числе железнодорожных операторов. 24 февраля президент России объявил о начале спецоперации по «демилитаризации» и «денацификации» Украины. В ответ страны Запада ввели пять пакетов широкомасштабных экономических санкций в отношении российских граждан, компаний, финансовых организаций и госинститутов.
Ограничительные меры включают частичный запрет автотранспортного сообщения с ЕС, запрет на заход в порты ЕС российских судов и др. Транспортным компаниям приходится пересматривать логистику, сдвигатть сроки и маршруты доставки.
№ | Наименование | Охват аудитории, I квартал 2022 | Охват аудитории IV квартал 2021 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Globaltrans | 34 582 513 | 11 109 407 | 211 |
2 | Транспортная группа ФЕСКО | 33 796 962 | 62 897 027 | -46 |
3 | ТрансКонтейнер | 19 607 682 | 49 860 367 | -61 |
4 | ПГК | 14 731 092 | 16 858 897 | -13 |
5 | Трансойл | 13 368 054 | 12 632 654 | 6 |
6 | Газпромтранс | 13 133 866 | 23 993 749 | -45 |
7 | ФГК | 8 401 581 | 7 611 852 | 10 |
8 | Русагротранс | 8 386 590 | 9 293 224 | -10 |
9 | РЖД Логистика | 7 864 390 | 27 949 716 | -72 |
10 | RAILGO | 6 956 614 | 22 880 817 | -70 |
11 | БалтТрансСервис | 6 949 359 | 1 093 915 | 535 |
12 | НПК ОВК | 5 270 935 | 17 331 617 | -70 |
13 | ОТЛК ЕРА | 5 229 136 | 29 942 176 | -83 |
14 | Евросиб СПб-ТС | 5 207 273 | 1 469 691 | 254 |
15 | Модум-Транс | 5 161 617 | 389 543 | 1 225 |
16 | ППО | 4 011 839 | -* | -* |
17 | Совфрахт | 3 608 041 | 13 529 446 | -73 |
18 | Уралхим-Транс | 3 338 390 | 748 341 | 346 |
19 | ХК Новотранс | 3 338 130 | 26 027 160 | -87 |
20 | АТЛАНТ | 2 789 736 | 268 189 | 940 |
*Компания «Первый Промышленный оператор» (ППО) попала в лидеры рейтинга охвата в связи с упоминанием в РБК. До этого компания практически нигде не упоминалась.
Наиболее тиражируемым в отраслевых СМИ инфоповодом квартала стали материалы о призыве спикера Совфеда Валентины Матвиенко "поставить на место" железнодорожных операторов. На встрече с руководством РЖД она заявила, что российские частные операторы на железной дороге "в условиях мобилизационной экономики" должны работать в интересах страны. Матвиенко на встрече сенаторов с гендиректором "РЖД" Олегом Белозеровым заявила, что частные операторы за копейки приватизировали "вкусные вагоны" и теперь "диктуют условия". Она призвала заставить этих операторов работать на страну в мобилизационный период и предложила передать все вагоны в стране под управление РЖД. Позднее "Коммерсантъ" сообщил, что аппарат правительства предложил Минтрансу, ФАС, РЖД и Союзу операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) до 10 апреля "проработать и предоставить согласованную позицию по вопросам формирования консолидированного парка вагонов для обеспечения социально значимых перевозок и выполнения госзадач, а также развития инструментов эвакуации невостребованных порожних вагонов, мешающих передвижению грузов".
СМИ уделили большое внимание снижению рейтингов ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. Так, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило рейтинги "Первой грузовой компании", Globaltrans и FESCO (головная компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство") до "СС". Как сообщается в пресс-релизе агентства, ранее долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ПГК, Globaltrans и FESCO находились на уровне "В". Неделю назад они были поставлены на пересмотр с возможностью снижения.
Понижение рейтингов отражает новые ограничения, которые могут повлиять на способность компаний своевременно обслуживать свои долги перед иностранными кредиторами, а также снижение суверенных рейтингов России агентством 8 марта, отмечает Fitch Ratings.
Популярным инфоповодом стало попадание в санкционный список двух судов группы FESCO. При этом оператор заявил, что перевозки судами осуществляются в штатном режиме. В группе отметили, что "Феско Магадан" и "Феско Монерон" попали в санкционный список исключительно в связи со статусом их лизингодателя, оба судна работают под российским флагом и на внутрироссийских линиях. Минфин США ввел санкции в отношении пяти коммерческих судов, принадлежащих компании "ПСБ Лизинг" — дочернего предприятия Промсвязьбанка, в том числе на суда "Феско Магадан" и «Феско Монерон".
Тиражируемым инфоповодом связанным с FESCO стало известие о том, что Михаил Рабинович получил блокирующий пакет акций транспортной группы. Акционер Локо-банка Рабинович, который в ноябре 2020 года приобрел 17,4% транспортной группы FESCO у американской TPG Capital, увеличил свою долю в компании до 26,529%. Он стал вторым по размеру доли совладельцем компании после бизнесмена Зиявудина Магомедова (владеет 32,5%), арестованного в марте 2018 года по обвинению в создании преступного сообщества.
Другим популярным событием в медиаполе FESCO стал запуск транзитного сервис Trans-Siberian Landbridge для ускоренной доставки грузов из Японии в Европу через Дальний Восток России по Транссибирской железнодорожной магистрали, осуществленный еще до начала спецоперации. В начале феврала РЖД, Минтранс Японии и FESCO отправили по Транссибу первые рефконтейнеры с японскими грузами в Европу. "Рефконтейнеры из японских городов Тояма и Кобе сначала доставили морским сервисом FESCO во Владивостокский морской торговый порт, откуда 2 февраля в составе регулярного поезда FESCO отправили в Санкт-Петербург. По прибытии в Северную столицу их перегрузят на морской транспорт и доставят в конечный пункт назначения — в Бельгию, Германию и Нидерланды", — говорилось в сообщении РЖД.
Основная масса тиражируемы сообщений о ТрансКонтейнере (актив группы "Дело") связана с режимом работы оператора в драматических условиях международных санкций и неясности позиций иностранных партнеров. Так, 24 февраля "ТрансКонтейнер" заявлял, что работает в штатном режиме, движение внутренних и международных поездов идет по графикам. "Принимая во внимание напряженную геополитическую ситуацию, а также наличие слухов, спекуляций и противоречивой информации относительно ситуации на западных границах РФ, "ТрансКонтейнер" сообщает о том, что операционная деятельность компании осуществляется в штатном режиме — движение поездов в международном и внутреннем сообщении происходит с соблюдением графиков, работа терминалов ведется в установленном порядке", — говорилось в сообщении.
Кроме того, в начале марта оператор сообщал, что его перевозки в сообщении с Финляндией осуществляются штатно, несмотря на отказ финского железнодорожного оператора VR Group сотрудничать с РЖД.
Популярной в отраслевых СМИ была новость, что "ТрансКонтейнер" осуществляет интермодальные транзитные сервисы (море-ж/д-море) в российских портах юга и северо-запада при наличии доступного решения на морском плече.
"Интермодальные сервисы действуют через порты Дальнего Востока. Из-за приостановки рядом морских линий перевозок в/ из и через РФ возможно увеличение сроков транспортировки. Через Балтийский и Черноморский бассейны перевозим при наличии доступного решения на морском плече", — сообщил ж/д оператор. "Принимаем заявки в штатном режиме. Транзитные сервисы действуют по маршрутам через порты Дальнего Востока, сухопутные пограничные переходы на российско-китайской и российско-монгольской границах, а также на белорусско-польской и российско-польской границах", — комментировали в "ТрансКонтейнере" вопрос о том, как действуют транзитные сервисы компании.
Из новостей мирного времени заметной темой стал запуск "ТрансКонтейнером" первого интермодального сервиса для перевозки грузов с использованием единой накладной ЦИМ/СМГС — из Китая в Германию. Маршрут проходит через Усть-Лужский контейнерный терминал. Единая накладная ЦИМ/СМГС оформляется на весь путь следования по территории стран, применяющих соответствующий документ, и позволяет избежать простоев на пограничных переходах, а также уменьшить вероятность ошибок при переоформлении документов.
"В перспективе мы планируем осуществлять отправки грузов из Китая в Германиюс использованием унифицированной накладной 3–4 раза в месяц", — отмечал директор по развитию бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона "ТрансКонтейнера" Владимир Хлутков.
Globaltrans часто упоминался СМИ в материалах, связанных с темой блокировки парка оператора на Украине. Компания сообщила, что около 5% парка группы Globaltrans заблокировано на Украине. "Влияние временной блокировки около 5% общего парка группы на территории Украины ограничено широкими возможностями группы по корректировке логистики", — отмечается в сообщении. Всего в группе более 69 тыс. единиц подвижного состава, 94% общего парка находится в собственности.
Заметными в медиаполе инфоповодами для Globaltrans стало решение не выплачивать финальные дивиденды за 2021 год. "Группа выплатила превышающие целевой уровень промежуточные дивиденды за 1П (первое полугодие - прим. ТАСС) 2021 года в сентябре 2021 года, однако выплата финальных дивидендов за 2021 год временно приостановлена в связи с техническими ограничениями на вывод денежных средств в холдинговую компанию на Кипре, а также с целью создания запасов ликвидности", — отмечается в сообщении. Что касается сложившихся экономических условий, то в компании отметили, что перспективы рынка "остаются труднопрогнозируемыми".
Кроме того, СМИ широко тиражировали финансовые результаты компании за 2021 года. Согласно отчетности, чистая прибыль Globaltrans по МСФО увеличилась по итогам 2021 года по сравнению с предыдущим годом на 24% и достигла 15,1 млрд рублей. "Скорректированная EBITDA выросла на 8% год к году до 29,0 млрд рублей, — отмечается в сообщении. Прибыль по итогам года увеличилась на 24% год к году до 15,1 млрд рублей".
Как сообщила компания, финансовые результаты группы обусловлены восстановлением рынка во втором полугодии 2021 года, при этом грузооборот на рынке достиг максимальных исторических значений на фоне высокого спроса на перевозку насыпных грузов.
Главные темы публикаций
- Украинская железная дорога ("Укрзализныця", УЗ) намерена национализировать российские грузовые вагоны, находящиеся на Украине. Собственники могут потерять до 15 000 полувагонов и цистерн, и шансов их вернуть мало.
- РЖД открыли новый крупный транспортно-логистический комплекс на границе с Китаем. На станции "Забайкальск" возведены специальные склады общей площадью 2 млн квадратных километров.
- Финская VR Transpoint, координирующая грузоперевозки по железным дорогам Финляндии, 26 марта сообщила о том, что прекращает принимать поезда из РФ с 27 марта. С 28 марта VR Group прекратила пассажирское железнодорожное сообщение между Финляндией и Россией поездами Allegro.
- Встреча Мишустина с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Белозеровым.
РЖД: часть компаний РФ отказалась от поставок грузов в недружественные страны. - "Уралвагонзавод" изготовил первую партию рефрижераторных вагонов нового поколения.
- Увеличена пропускная способность железной дороги, ведущей к главным гаваням на Черном и Азовском морях.
- S&P резко понизило рейтинги свыше 50 крупнейших российских компаний.
- Иностранцы покинули высокие посты в российских компаниях.
- Прокуроры выявили мошенничество при оборудовании "Сапсанов" Wi-Fi.
- Военные железнодорожники ЮВО отправились на реконструкцию участка БАМ.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.