Медиарейтинг железнодорожных операторов I квартал 2024 | СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

Главная Рейтинги Ж/д транспорт Медиарейтинг железнодорожных операторов

Медиарейтинг железнодорожных операторов

I квартал 2024

Железнодорожный рейтинг иллюстрация

В медиарейтингах железнодорожных операторов по итогам I квартала 2024 года по каждому показателю первое и второе места заняли FESCO и компания «ТрансКонтейнер».

Транспортная группа FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 1 889 сообщениями. Вторую позицию сохранил за собой «ТрансКонтейнер» (615 публикаций), а третье место заняла компания Globaltrans (501 материал), прибавив 122% по сравнению с IV кварталом 2023 года и переместившись с восьмого на третье место в рейтинге. Лидирующая в рейтинге FESCO ухудшила свой результат на 14%, а «ТрансКонтейнер» – на 53%.

FESCO заняла первую строчку по индексу заметности, увеличив показатель на 20% по сравнению с прошлым периодом. Компания заметно превзошла своих конкурентов по данному показателю: отрыв от второго места, которое занял «ТрансКонтейнер», составил 3,7 раза. «ТрансКонтейнер» сохраняет за собой вторую позицию два квартала подряд, однако компания сократила индекс заметности на 18%. Третью строчку занял транспортный холдинг Globaltrans, увеличивший показатель на 211%. Компания поднялась с шестого на третье место в рейтинге.

FESCO и «ТрансКонтейнер» второй квартал подряд подтверждают свои позиции лидерства в рейтинге по охвату аудитории, занимая первую и вторую строчки соответственно. Охват публикаций с упоминанием FESCO достиг 80,3 млн чел. (+35% к прошлому кварталу). Показатель в 1,7 раза превысил индекс ближайшего конкурента - «ТрансКонтейнера», при этом последний нарастил охват аудитории на 92% по сравнению с прошлым периодом (до 45,8 млн чел.). Третье место с охватом 28,6 млн занял Globaltrans, увеличив показатель на 102% и переместившись с пятой на третью позицию в рейтинге.

НаименованиеУпоминания в СМИ, I квартал 2024Упоминания в СМИ, IV квартал 2023Изменения,%
1Транспортная группа ФЕСКО1 8892 203-14%
2ТрансКонтейнер6151 309-53%
3Globaltrans501226122%
4РЖД Логистика462710-35%
5Русагротранс3713525%
6ФГК2672680%
7НПК ОВК243344-29%
8ПГК170311-45%
9ХК Новотранс166167-1%
10ОТЛК ЕРА121179-32%
11НефтеТрансСервис67146-54%
12Газпромтранс62174-64%
13Евросиб СПб-ТС62107-42%
14СГ-Транс61124-51%
15Трансойл5226100%
16Атлант48100-52%
17Совфрахт42100-58%
18Модум-Транс413132%
19Логопер3076-61%
20НХТК1335-63%

На лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло ее участие в выставке TransRussia 2024, в рамках которой компания заключила ряд соглашений о сотрудничестве, направленных на реализацию совместных проектов и развитие контейнерных перевозок. Так, FESCO будет поставлять комплектующие для российского серийного электромобиля Атом, а с китайской платформенной компанией Xian Free Trade Port сотрудничать в рамках создания современного транспортно-логистического центра «Терминал Забайкальск». Кроме этого, было подписано соглашение с китайской логистической компанией «Кун Ронг» о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы. FESCO обеспечит поставки готовых автомобилей и машинокомплектов китайского бренда Haima из Китая в Россию и страны СНГ. Помимо прочего, группа заключила соглашения с Кондопожским и Архангельским целлюлозно-бумажными комбинатами по организации перевозок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Индию через основные морские порты России. СМИ цитировали заявления топ-менеджмента FESCO, сделанные в кулуарах выставки. Например, по словам председателя совета директоров транспортной группы Андрея Северилова, контейнерный рынок РФ в 2024 году может вырасти на 4-5%.

Другой заметной темой по упоминаемости в инфополе FESCO стали новости об организации новых контейнерных перевозок. В частности, совместно с РЭЦ был запущен рефконтейнерный сервис «Мясной шаттл» в Китай. Кроме этого, группа организовала интермодальную отправку первой партии свинины российского производства из Подмосковья через Владивосток в Китай после того, как власти КНР сняли ограничения на поставки этого вида мяса из России. FESCO отправила первую экспортную партию рефконтейнеров с крабом из Мурманского морского рыбного порта в Южную Корею через Дальний Восток и сообщила, что подобные отправки будут регулярными. Также компания доставила первую партию бананов из Индии в Россию.

Значимым событием стал отказ контейнеровозу Moskva транспортной группы FESCO в заправке в китайском порту. Об этом 8 февраля сообщил председатель совета директоров компании Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Спустя некоторое время контейнеровоз Moskva был заправлен и продолжил движение по маршруту, а затруднения с бункировкой носили временный характер.

НаименованиеИндекс заметности, I квартал 2024Индекс заметности, IV квартал 2023Изменения,%
1Транспортная группа ФЕСКО759 294635 35320%
2ТрансКонтейнер204 405248 618-18%
3Globaltrans182 19158 530211%
4РЖД Логистика140 042107 48930%
5ФГК118 30227 167335%
6ХК Новотранс55 89044 82925%
7НПК ОВК46 047117 918-61%
8Русагротранс38 23428 52634%
9ПГК34 07886 783-61%
10Совфрахт25 29533 270-24%
11ОТЛК ЕРА15 09818 748-19%
12Атлант8 5265 84346%
13НефтеТрансСервис7 90540 224-80%
14Газпромтранс4 90350 022-90%
15Трансойл3 9104 081-4%
16Логопер3 06016 415-81%
17Евросиб СПб-ТС2 8348 499-67%
18СГ-Транс2 53616 454-85%
19Модум-Транс2 061639223%
20НХТК1 26011 000-89%

Одним из самых заметных событий в I квартале 2024 года стало введение санкций Минфина США против «Трансконтейнера». В компании после этого заявили, что деятельность холдинга осуществляется в штатном режиме: ПАО «Трансконтейнер» оказывает логистические услуги в полном объеме и в соответствии со своими обязательствами перед клиентами по всем действующим маршрутам и направлениям.

Большое внимание СМИ было уделено организации сервисов контейнерных перевозок компании. В частности, «Трансконтейнер» и Global Ports запустили перевозки импортных грузов из Находки в Казань. Кроме этого, компания отправила первый полносоставный поезд со своего терминала в Ижевске до станции Находка-Восточная, после чего контейнеры через терминал ВСК компании Global Ports отправили морским транспортом до конечного получателя. Также «Трансконтейнер» в середине марта организовал отправки контейнеров в полувагонах с собственного терминала на станции Хабаровск-2, где ранее такая технология перевозок не осуществлялась. Конечными точками маршрутов стали станции в Иркутске и Новосибирске.

Важным событием в инфополе «Трансконтейнера» стали новости о финансовых результатах компании. Сообщалось, что «Трансконтейнер» в 2023 году сократил чистую прибыль по РСБУ на 5%, в то время как выручка увеличилась на 7%. В то же время по МСФО компания увеличила чистую прибыль в 2023 году на 11,7%, до 20 млрд руб., а выручку - на 11%, почти достигнув 200 млрд руб. В свою очередь, первый вице-президент «Трансконтейнера» Валерий Веремеев сообщил на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» о том, что объем инвестиций оператора в развитие инфраструктуры в 2024 году планируется на уровне более 21 млрд рублей.

НаименованиеОхват аудитории, I квартал 2024Охват аудитории, IV квартал 2023Изменения,%
1Транспортная группа ФЕСКО80 347 41659 598 89435%
2ТрансКонтейнер45 851 43123 932 82492%
3Globaltrans28 620 72914 160 713102%
4ФГК9 826 8779 996 580-2%
5ПГК9 154 33617 057 502-46%
6Трансойл7 987 3211 246 616541%
7Атлант7 438 2908 233 438-10%
8Русагротранс6 492 91511 269 610-42%
9НПК ОВК5 572 98915 068 077-63%
10ХК Новотранс3 684 4435 924 083-38%
11РЖД Логистика3 310 5797 635 188-57%
12НефтеТрансСервис2 092 2386 654 404-69%
13СГ-Транс1 899 7937 328 897-74%
14Совфрахт1 575 9802 786 807-43%
15Газпромтранс1 544 2512 057 795-25%
16RAILGO1 522 1361 055 06244%
17Логопер1 470 9404 676 509-69%
18ОТЛК ЕРА968 4999 304 139-90%
19Модум-Транс748 0884 612 835-84%
20Евросиб СПб-ТС168 0564 927 745-97%

В центре внимания СМИ в I квартале 2024 года оказались новости о сделке между инвестиционной компанией Aqniet Capital LLP, которая принадлежит казахстанскому бизнесмену Кайрату Итемгенову, и железнодорожным оператором Globaltrans. В частности, Aqniet Capital LLP выкупила у трех акционеров 26,19% акций компании, а также заключила соглашение о сделке на покупку доли у других акционеров, в том числе у главы совета директоров Сергея Мальцева, что позволило увеличить пакет до 32,26%. Сергей Мальцев в интервью «Коммерсанту» рассказал о своем решении и поделился своими взглядами на предпосылки череды крупных сделок в сфере оперирования вагонами.

За исследуемый период Globaltrans активно упоминался в контексте событий фондового рынка. На фоне новостей о сделке между Aqniet Capital LLP и Globaltrans котировки акций оператора стали расти. Кроме этого, агентство «Финам» присвоило рейтинг «покупать» акциям Globaltrans, а Альфа-банк включил бумаги компании в рейтинг «выше рынка».  

Повышенный интерес СМИ вызвало завершение процесса редомициляции Globaltrans в Абу-Даби. Так, Globaltrans Investment PLC перерегистрировала бизнес с Кипра на свободную экономическую зону Abu Dhabi Global Market (ADGM). В компании отметили, что пересмотренный устав и новый состав совета директоров, одобренные акционерами в августе 2023 года, вступили в силу с даты перерегистрации. Акции компании будут дематериализованы, что означает отсутствие бумажных сертификатов акций, и будут храниться в электронном виде в соответствии с правилами ADGM. Globaltrans получил необходимые разрешения регулирующих органов в отношении перерегистрации и подтвердил, что депозитарная программа компании остается в силе, как и ее листинг на Лондонской фондовой и Московской биржах.

Взлеты и падения

Самый большой скачок в рейтинге медиаприсутствия показал Трансойл. Среди остальных компаний заметнее других свои позиции улучшила ХК «Новотранс».

Так, Трансойл в сравнении с IV кварталом 2023 года поднялся на 6 строчек по количеству упоминаний (+100%). Компания переместилась на 14 позиций вверх по охвату аудитории (+541%) и на 4 места вверх по индексу заметности (хотя и снизила показатель на 4%). В центре внимания СМИ оказалась новость о том, что правительство прорабатывает вопрос о приоритетности отгрузки вагонов с нефтегрузами на Восток и изменения временных правил определения очередности перевозки грузов. Это обсуждалось на совещании под председательством первого замминистра энергетики Павла Сорокина 30 января, в котором приняли участие представители Трансойла, РЖД, «Транснефти» и других компаний.

В свою очередь, ХК «Новотранс» по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 2 позиции по количеству упоминаний (-1%), на 2 места по индексу заметности (+25%) и на 3 строчки по охвату аудитории (-38%). Такое перемещение компании в рейтингах связано с сообщениями СМИ о том, что заместитель генерального директора и начальник одного из отделов ООО «Ремонтная компания «Новотранс» стали фигурантами уголовного дела за дачу взятки. Об этом сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.

В рейтинге по индексу заметности существенный скачок по сравнении с IV кварталом 2023 года отмечен у оператора «ФГК». Компания поднялась сразу на 7 позиций (+335%). Кроме этого, ФГК переместилась на 3 места выше по охвату аудитории (-2%) и на 1 строчку вверх по количеству упоминаний (-0,4%). Сообщалось о том, что УВЗ поставит ФГК инновационные полувагоны для перевозок на Восточном полигоне. В то же время совет директоров назначил генеральным директором компании с 15 марта 2024 года Андрея Дреничева, ранее занимавшего должность заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала РЖД по транспортному обслуживанию.

В рейтинге по индексу заметности существенный рост продемонстрировал один из универсальных операторов «Атлант», который переместился вверх на 6 позиций (+46%). Кроме того, компания поднялась на 2 места по охвату аудитории (-10%). Оператор упоминался в контексте смены основного владельца лизинговой компании «Трансфин-М», в структуру которой входит «Атлант». Уровень заметности компании в СМИ увеличился также благодаря публикации финансовой отчетности. Так, чистая прибыль оператора «Атлант» по РСБУ снизилась в 2023 г. на 20,5%, а выручка выросла на 2,3%.

Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах Газпромтранс (компания опустилась на 2 строчки по количеству упоминаний и на 7 мест по индексу заметности, однако прибавила 4 позиции по охвату аудитории), компании НПК ОВК, НефтеТрансСервис, НХТК и ПГК (потеряли по 4 строчки в рейтинге по индексу заметности), ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС и НПК ОВК (компании опустились на 10, 6 и 5 позиций по охвату аудитории), СГ-Транс (потерял 1 место по упоминаниям, 4 позиции по заметности, 2 строчки по охвату).

Главные темы публикаций

  1. Значительное внимание СМИ было приковано к теме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. 14 марта Владимир Путин дал старт началу строительства ВСМ. По словам президента, «строительство этой высокоскоростной магистрали, предназначенной для пассажирского движения, позволит повысить и скорость перемещения грузовых составов». По данным главы РЖД Олега Белозерова и экспертов рынка, после ввода ВСМ станет возможной транспортировка дополнительных «30 млн объемов грузов».
  2. По итогам 2023 года суммарный объем погрузки на сети РЖД составил 1,232 млрд тонн, что на 0,2% меньше, чем в 2022 году. Погрузка в январе снизилась на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 94,8 млн тонн, а в феврале составила 95,9 млн тонн, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Погрузка за январь-февраль составила 190,7 млн тонн, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
  3. Правительство России с 1 марта запретило на полгода продавать бензин за рубеж, сделав исключение только для нескольких дружественных стран и членов Евразийского союза, что оказало влияние на железнодорожные перевозки топлива. Кабмин объяснил свое решение ожидаемым на рынке повышенным спросом на топливо. Эксперты соглашаются с тем, что такая мера защитит внутренний рынок от дефицита и роста цен.
  4. РЖД, контейнерный оператор «РЖД Бизнес Актив», FESCO, ГК «Дело», Объединенная Вагонная Компания (ОВК) и другие компании приняли участие в выставке TransRussia 2024.
  5. Правительство в марте предложило обеспечить «повышенный приоритет» вывоза нефтепродуктов по железной дороге по отношению к другим грузам. Мера может быть ответом на сложности с обеспечением нефтепродуктами на фоне аварий на нефтеперерабатывающих заводах и замедления движения на сети РЖД. В Минэнерго обещают увеличить объемы вывоза топлива за счет улучшения планирования, но не в ущерб другим грузам.
  6. РЖД стали одной из лидирующих госкомпаний среди крупнейших заказчиков по объему закупок у малого и среднего бизнеса.
  7. Контейнеровозу Moskva отказали в бункеровке в китайском порту, сообщил председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Затруднения с бункировкой носили временный характер.
  8. Спрос на грузоперевозки из Азии в Европу по железным дорогам России резко вырос с начала кризиса в Красном море. Количество запросов на перевозку грузов по российским железнодорожным путям выросло примерно на 40% с декабря, когда контейнеровозам впервые пришлось искать альтернативные маршруты из-за нападений хуситов в Красном море.
  9. Минфин США и Евросоюз в I квартале 2024 г. ввели новые списки санкций, которые затронули сотни юридических и физических лиц России. Среди компаний под ограничения попали «Трансконтейнер» и «Софрахт».
  10. Инвестиционная компания Aqniet Capital LLP из Казахстана стала владельцем почти 32,26% акций российского железнодорожного оператора Globaltrans.

СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.

Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.

Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.

Охват аудитории — среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.

Методика

Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 70 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.

Период исследования: январь-март 2024 г.

При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ «СКАН» российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ.

Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.

Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru

23.04.2024 10:51

Рейтинг опубликован на портале «РЖД-ПАРТНЕР»

Другие рейтинги ЖД транспорта

Все рейтинги отрасли

Вам будет интересно

Будни пресс-службы

Продвижение Телеграм-канала: разбираем самые эффективные способы

Телеграм — это мессенджер, а не соцсеть, и потому здесь нет привычных инструментов органического продвижения вроде рекомендательной ленты. Чтобы человек прочитал пост, он должен целенаправленно зайти в канал.

18.03.2024 09:09
Будни пресс-службы

Проведение региональной PR-кампании: как использовать данные мониторинга СМИ

Крупные компании с сетью представительств часто имеют пресс-службы в каждом регионе. В функции таких пресс-служб входит, в том числе, взаимодействие с региональными СМИ: нужно следить за тем, что пишут о компании, и выбирать, с какими площадками лучше сотрудничать. «Головной» PR-отдел стремится оценивать качество работы региональных пресс-служб — нужны методики оценки PR-активностей внутри конкретного региона.

27.09.2021 16:28
Кейсы

Как СКАН помог Rail Cargo увеличить цитируемость пресс-релизов и сэкономить время на отчетах

Пресс-релиз — один из ключевых инструментов работы PR. Но слишком частые или недостаточно важные пресс-релизы могут навлечь на компанию гнев отдельных журналистов или общее тяжелое молчание, и неизвестно, что хуже. Понять, достаточно ли хороши пресс-релизы, и скорректировать политику их распространения СКАН помог пресс-службе логистического оператора Rail Cargo.

24.05.2020 12:55

Попробуйте технологии SCAN в деле