Официальные источники информации для оценки и управления рисками контрагентов стали менее полными. Правительство РФ разрешило компаниям и банкам с 1 октября 2021 года до 31 декабря 2022 года не раскрывать часть обязательной информации или предоставлять ее в ограниченном объеме. В фокус пристального внимания служб безопасности и риск-менеджеров попадают публикации в СМИ, как источник наиболее оперативных данных о надежности компании. В статье мы рассказываем, как выявить риски контрагента по публикациям в СМИ и выбирать источники, заслуживающие доверия.
СМИ помогают отловить ранние сигналы о рисках
В сентябре прошлого года медиапространство было переполнено сообщениями о борьбе за наследство Андрея Трубникова, основателя косметического бренда Natura Siberica. Ведущие СМИ сообщали о закрытии магазинов и остановке производства.
Если посмотреть на развитие ситуации ретроспективно, то сигналы о том, что бизнес находится под угрозой, появились в медиа задолго до этого. Например, журнал «Генеральный директор» за 4 месяца до официальных заявлений владельцев бизнеса сообщил о многочисленных исках наследников его основателя.
В то же время, в отличие от официальных источников, публикации в медиа многочисленны и могут быть противоречивы. Посмотрим, как ограничить круг отслеживаемых СМИ, чтобы, с одной стороны, не пропустить важных симптомов рисков при работе с контрагентом, а с другой стороны, не перерабатывать множество недостоверных публикаций или следы информационной атаки конкурентов.
Каким СМИ стоит доверять
Чтобы оценить достоверность информации, которую публикует СМИ, мы рекомендуем обращать внимание на четыре признака.
- Степень заметности или цитируемости источника
В СКАНе этот параметр измеряется с помощью индекса заметности. Чем выше индекс заметности, тем чаще источник цитируют другие СМИ и тем он авторитетнее. Соответственно, информация перед публикацией проходит проверку и ей можно доверять.
- Охват источника
Охват потенциальной аудитории показывает, сколько человек в среднем читают это СМИ. Чем больше охват, тем влиятельнее источник.
- Яркая позиция
Люди склонны доверять СМИ без собственной яркой позиции, то есть тем, кто приводит факты, а не мнения.
- Слово compromat в названии
Часто СМИ с таким названием работают в сетке. Информация, которая в них появляется, — грубое отражение ведущейся информационной войны. Такие источники могут провоцировать компанию заплатить им, шантажируя новым компроматом. Словом, таким источникам не стоит безоговорочно доверять.
Мера, степень, глубина: регулируем тщательность проверки репутации по СМИ
За сутки в медиа появляются десятки тысяч публикаций, а число контрагентов компании обычно исчисляется сотнями, а то и тысячами. Чтобы встроить оценку репутации по СМИ в рутинную процедуру проверки контрагента нужны специальные инструменты, которые такую оценку автоматизируют. Осваивать новые инструменты и менять устоявшиеся процедуры обычно никого не радует, но есть и хорошая новость! Часто можно обойтись малой кровью.
Рассмотрим способы оценки деловой репутации контрагента с применением инструментария СКАНа.
Базовый анализ репутации по СМИ в «СПАРК-Интерфакс»
Привычный многим сервис проверки контрагентов СПАРК включает в том числе и анализ публикаций, упоминающих контрагента, по данным СКАНа. Анализ проводится за последний год, в отчет попадает общее соотношение позитивных и негативных упоминаний и темы, встречающиеся в новостях. В выдаче можно просмотреть релевантные запросу фрагменты публикаций.
Расширенная проверка репутации по СМИ в «СПАРК-Интерфакс»
Расширенные возможности оценки рисков контрагента включают:
- проверку упоминаний в закрытых и платных источниках,
- архив публикаций за 5 лет,
- анализ по 52 риск-факторам,
- возможность уточнять поисковый запрос,
- автоматический ежедневный отчет по портфелю контрагентов — с аналитикой по риск-факторам и возможностью просматривать полные тексты новостей.
В базовой версии модуля СПАРКа по клику отображается релевантный фрагмент новости, в расширенной версии и в самом СКАНе — полный текст новости.
Оценка рисков по СМИ в «СКАН-Интерфакс»
О компании могут писать и без ссылки на канал, и такие упоминания обнаружить существенно Все возможности предыдущего варианта содержатся в интерфейсе СКАНа. Для сотрудников службы безопасности и риск-менеджеров этот вариант может быть не так удобен, как проверка внутри СПАРКа в «едином окне», однако он вполне рабочий, если у компании уже есть доступ в СКАН, например, у пресс-службы или отдела маркетинга.
В СПАРКе и СКАНе различается общее количество публикаций по запросам, количество рисковых публикаций в целом совпадает, хотя источник у них один — СКАН. Из СПАРКа исключается ряд технических источников – решения арбитражных судов, сведения о банкротствах, раскрытие информации и т.п. Эти же материалы можно найти в СПАРК в отдельных разделах, поэтому в СКАНе они не дублируются. Также в СПАРК есть возможность фильтровать контекст упоминаний: система выдает только те публикации, в которых компания фигурирует в бизнес-контексте.
Интеграция по API в кредитные конвейеры и системы принятия решений
Это специфический вариант, когда необходимо проверять на потоке репутацию тысяч компаний и строить собственные скоринговые модели.
Итак, проверка рисков контрагента по СМИ стала объективной необходимостью и прочно входит в повседневную работу служб безопасности и риск-менеджеров. Выбирайте, какие инструменты проверки соответствуют текущим задачам по безопасности вашей компании и обеспечивайте устойчивость бизнеса на фоне продолжающихся санкций и экономической нестабильности.
Обновлено: 05.07.2024 16:15
Попробуйте технологии SCAN в деле