Политический PR в 2023 году: госпаблики, кадровый голод и поиск смыслов | Блог СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

Главная Блог База знаний Госпаблики, кадровый голод и поиск смыслов: что происходит в политическом PR в 2023 году

Госпаблики, кадровый голод и поиск смыслов: что происходит в политическом PR в 2023 году

Спросили у экспертов о том, как интернет и политические изменения меняют коммуникации политиков и госорганов. Спойлер: меняют сильно! Подробности — в статье.

В июле 2023 года СКАН провёл «Медиасреду», посвящённую настоящему и будущему PR-отрасли. «Медиасреда» — это мини-конференция для PR-специалистов, на которую мы обычно приглашаем топовых экспертов, чтобы обсудить с ними самые острые вопросы отрасли. На последней «Медиасреде» среди прочего обсуждалось состояние политического PR в России. Эксперты выдали столько интересных наблюдений и инсайдов, что мы решили объединить их тезисы по темам и собрать в отдельную статью.

Для начала представим действующих лиц, которых будем здесь постоянно цитировать:

Евгений Минченко

Президент РАСО, руководитель Центра исследований политических элит ИМИ МГИМО, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».

 Евгений Минченко
Президент РАСО, руководитель Центра     исследований политических элит ИМИ МГИМО, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».
Входил в экспертные и общественные советы и комитеты при Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве экономического развития, Министерстве энергетики РФ.
Является автором модели «Политбюро 2.0», описывающей систему принятия решений в российской правящей элите.
Автор книги «Как стать и остаться губернатором». Соавтор монографий «Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: опыт российских политических консультантов», «Как выигрывают выборы в США, Великобритании и Евросоюзе: анализ политических технологий».
Дарья Богданова 

Заместитель генерального директора АНО «Диалог».
Дарья Богданова 
Заместитель генерального директора АНО «Диалог».
С 18 лет работает по профилю «позиционирование власти и политиков в интернете». 
4 года возглавляла Управление информационной политики Правительства Вологодской области — в итоге регион стал одним из лидеров рейтинга информационной открытости власти, а губернатор вошел в 10-ку губернаторов-блогеров. 
В «Диалоге» занимается проектным управлением и работой медийного блока

Итак, посмотрим, какие изменения происходят в политическом PR, по мнению наших экспертов.

Соцсети меняют устройство политических коммуникаций

«Золотое время» политического PR в России, по мнению Евгения Минченко, пришлось на начало нулевых:


В свое время профессия политтехнолога была очень модной. На начало 2000-х годов пришлась эпоха больших бюджетов, которая продолжалась примерно до 2004 года, когда отменили губернаторские выборы. С тех пор всё постепенно шло по нисходящей.

Евгений Минченко

Однако благодаря развитию соцсетей и особенно появлению Telegram произошёл подъём политического PR. Во-первых, из-за низкого порога входа практически каждый, независимо от образования и репутации, может завести канал и продвигать свои политические взгляды. Благодаря этому появилось много ресурсов, которые отчасти берут на себя функции СМИ: публикуют новости и инсайты, делятся мнениями и собственной аналитикой. Среди самых заметных политических проектов — Telegram-каналы BRIEF, «НЕЗЫГАРЬ», «16 негритят» и другие. 


Большой вопрос: можно ли это называть политическим PR или это медийная история. Создать редакцию анонимного Telegram-канала стоит копейки, но если попасть в какую-то нишу, то можно достаточно быстро стать лидером в ней. Правда, сейчас эта эпоха уже проходит — основные ниши заняты.

Евгений Минченко

Во-вторых, толчком для развития политического PR в соцсетях стало распоряжение Правительства, которое обязало госорганы быть открытыми для общества и вести свои страницы в «Одноклассниках» и VK. Это значительно изменило правила игры в политическом PR. 

Новое распоряжение позволяет госорганам тратить деньги на работу в интернете, и это хорошо: государственные соцсети налаживают качественную обратную связь с населением и помогают людям в решении их повседневных проблем. Однако тут возникает другая сложность: кто и как будет вести эти паблики. 

«Диалог» развивает образовательную онлайн-платформу для госслужащих, в задачи которой   среди прочего входит готовить кадры для ведения аккаунтов госорганов — от районной поликлиники до губернатора. Специалистов учат не только базовым навыкам, но и таким продвинутым инструментам, как ChatGPT. 


Есть разработка АНО «Диалог Регионы» на базе ChatGPT: модератор госпаблика вводит туда данные и получает практически готовый контент — карточки, ролики и так далее. Прежде всего, это референс, который облегчает жизнь PR-специалисту, экономит время и дает возможность сделать больше, чем он делал год назад.

Дарья Богданова

Госорганы быстрее реагируют на обращения граждан

Традиционная проблема в коммуникациях госорганов — это формализм в ответах на запросы или жалобы граждан. Эта ситуация постепенно меняется, чиновники учатся разговаривать с населением понятным языком без канцелярских оборотов и стандартных отсылок к законам. 


Люди активно пишут на страницах органов власти какие-то обращения или жалобы. И когда власть им отвечает в течение нескольких часов, мы видим достаточно позитивный отклик от населения. Например, 59-й Федеральный закон говорит, что у власти есть целый месяц для того, чтобы вывезти мусор из контейнеров, которые стоят во дворе. Но благодаря новому подходу в работе с обращениями срок реакции на них снижается до нескольких часов.

Дарья Богданова

Большой бизнес меньше участвует в избирательных кампаниях

Эксперты «Медиасреды» также отметили другой заметный тренд в политическом PR — крупные корпорации резко снизили участие в избирательных кампаниях. 


Я помню эпическую битву в Красноярском крае в 2002 году между Уссом и Хлопониным, когда совокупный бюджет избирательной кампании впервые в истории России составил 100 млн долларов на регион. Больше такое не повторялось. Сейчас корпорации отодвинули от избирательного процесса, и, соответственно, снизилась конкурентность.

Евгений Минченко

Растёт число недостоверных данных

Следующий вызов для политического PR, о котором много говорилось на Медиасреде, — это фейки.


Для государственных PR-специалистов в этом направлении есть две большие задачи. С одной стороны, это борьба с недостоверной информацией, а с другой — это формирование у населения навыков восприятия фейковой информации. То есть нужно научить людей определять, из каких источников можно черпать информацию, какой информации можно верить. Фактчекинговый проект АНО «Диалог Регионы» «Лапша Медиа» — это один из инструментов выращивания критического мышления и привлечения людей к проверке информации.

Дарья Богданова

Кадры уходят в большую политику и в бизнес

Если говорить о кадровых изменениях в политическом PR, то наши эксперты отмечают сокращение специалистов среднего уровня и связывают это с падением запроса на PR-кампании «под ключ».


К нам стучится много специалистов с запросом «Ребята, возьмите нас на какую-нибудь кампанию». А мы не ведем масштабных кампаний «под ключ», такого запроса практически больше нет.

Типовая схема: работает административная и партийная структура и несколько внешних консультантов по стратегии и образу. А эти потребности мы закрываем штатными специалистами.

Соответственно, средний слой специалистов (полевиков, организаторов, медийщиков) начинает вымываться.

Евгений Минченко

Евгений связывает такое падение интереса к политическим PR-кампаниям «под ключ» с двумя факторами: с одной стороны, партии уже имеют собственных политтехнологов высокого уровня, с другой стороны, политтехнологи сами нередко становятся чиновниками.


Практически все партии сегодня обзавелись своими дежурными политтехнологами. А некоторые наши коллеги-политтехнологи стали депутатами Госдумы или вице-губернаторами. Например, член исполнительного совета РАСО Сергей Александрович Толмачев теперь первый вице-губернатор Запорожской области. И он не один такой.

Шестой президент РАСО Станислав Наумов — депутат Госдумы и замруководителя фракции ЛДПР. Члены Комитета по политтехнологиям РАСО Дмитрий Гусев и Олег Матвейчев — тоже депутаты Госдумы, от СРЗП и ЕР соответственно.

Примерно треть вице-губернаторов сегодня – это бывшие политтехнологи, и, соответственно, у них самих уже достаточно опыта. Например, один из самых опытных сейчас у нас — это вице-губернатор по внутренней политике Сергей Александрович Пономаренко в Красноярском крае. Ну, кто его будет учить, как выборы делать? Он уже пятого губернатора выбирает, всё знает, каждую тропинку и лесок, в поле — каждый колосок.

Евгений Минченко

На кадровом рынке политических PR-специалистов наши эксперты отметили еще один процесс — региональные кадры, получив достаточный опыт и репутацию, уходят в коммерческие структуры.


На уровне региона вопрос с трудоустройством в сфере PR стоит остро. На работу приходят молодые специалисты — хорошо, если это выпускники факультета журналистики или связей с общественностью, — ты обучаешь их, проходит полгода-год, и их тут же забирает бизнес на более высокие зарплаты. Получается, региональные правительства — это стартовая площадка для неплохих PR-специалистов, но потом их хантят коммерческие структуры. 

Дарья Богданова

Политическому PR нужна осмысленность

На прошедшей «Медиасреде» также обсуждалась роль смыслов в политических коммуникациях.


Недавно в Подмосковье прошел большой форум для специалистов региональной информационной политики, где обсуждались кадры, деньги, развитие технологий. Но мы все время забываем говорить про смыслы. Зачем мы это делаем? Зачем нам эти инструменты? А это, наверное, сейчас главный вопрос, особенно в связи с последними мировыми событиями. Идет борьба за умы, и тот, кто первый добирается до истины и подаёт её в правильном формате, тот и выигрывает.

Дарья Богданова

В дискуссии напомнили, что SMM, пресс-релизы, контент-маркетинг — это только инструменты, которые должны служить какой-то цели, и PR-специалисты, в политической или корпоративной сферах, должны быть способны определить такую цель. Именно благодаря сформулированным и озвученным месседжам люди принимают решение, кому доверять, а кому — нет.

Пожалуй, это яркая точка в тезисах о политическом PR: кто формулирует смыслы, отвечает на вызовы времени, тот создаёт атмосферу доверия к власти и её представителям, а значит, достигает высот в профессии. Чтобы не пропустить новые встречи и обсуждение насущных вопросов PR-отрасли, приглашаем подписаться на наш Telegram-канал. В соцсетях мы анонсируем все мероприятия с участием приглашённых топовых специалистов отрасли: вебинары, конференции и «Медиасреды». Приходите и лично задавайте вопросы экспертам!

Опубликовано: 19.10.2023 12:48
Обновлено: 01.10.2024 17:07

Попробуйте технологии SCAN в деле

Вам будет интересно

Будни пресс-службы

База СМИ — не «простыня» с адресами, а полезный инструмент PR-специалиста. С чего начать, где искать контакты, какой информацией наполнить

Нанимая PR-менеджера, работодатели часто интересуются, располагает ли он базой СМИ. Грамотный специалист рискнёт будущей работой, но объяснит нанимателю, что такая база должна быть сформирована для конкретного проекта, бренда или компании, иначе она бесполезна. Мы расскажем, почему так и как создать идеальную базу журналистских контактов под свой проект.

03.05.2024 15:22
База знаний

PR-стратегия, которая работает: компоненты, примеры и алгоритм разработки

Пиар без стратегии напоминает скитания в тёмном лесу без фонаря, когда «у самурая нет цели, только путь». В философии это возможно, а в бизнесе — непростительно, потому что не даёт никакой чёткости и представлений о результате. PR-стратегия же, наоборот, указывает направление и работает на достижение бизнес-целей компании. В статье мы расскажем подробнее, зачем она нужна и как её разработать.

02.05.2024 11:16