По итогам II квартала 2022 года в медиарейтингах железнодорожных операторов по количеству упоминаний в СМИ и Индексу заметности первое и второе места заняли группа FESCO и компания «Трансконтейнер».
При этом «Трансконтейнер» улучшил свои показатели в этих рейтингах по сравнению с предыдущим периодом на 116% и 128% соответственно. В то же время по охвату аудитории группа FESCO (50 млн человек) оказалась на одну позицию ниже «Трансконтейнера» (68 млн человек), заняв второе место. Стоит отметить, что рост этого показателя у компании «Трансконтейнер» составил 251% в сравнении с I кварталом 2022 года.
Тройку лидеров по количеству упоминаний замыкает крупнейший частный железнодорожный оператор в России Globaltrans.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ,II квартал 2022 | Упоминания в СМИ,I квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 2 742 | 2 016 | 36 |
2 | ТрансКонтейнер | 2 476 | 1 145 | 116 |
3 | Globaltrans | 983 | 1 102 | -11 |
4 | РЖД Логистика | 749 | 809 | -7 |
5 | НПК ОВК | 501 | 197 | 154 |
6 | Русагротранс | 494 | 592 | -17 |
7 | Газпромтранс | 377 | 543 | -31 |
8 | ПГК | 338 | 418 | -19 |
9 | ХК Новотранс | 331 | 472 | -30 |
10 | ОТЛК ЕРА | 305 | 203 | 50 |
11 | Евросиб СПб-ТС | 252 | 73 | 245 |
12 | ФГК | 232 | 280 | -17 |
13 | Фирма Трансгарант | 231 | 120 | 93 |
14 | Трансойл | 152 | 225 | -32 |
15 | Совфрахт | 125 | 119 | 5 |
16 | БалтТрансСервис | 78 | 100 | -22 |
17 | Уралхим-Транс | 70 | 77 | -9 |
18 | RAILGO | 59 | 43 | 37 |
19 | АТЛАНТ | 47 | 92 | -49 |
20 | НефтеТрансСервис | 43 | 69 | -38 |
Кроме того, Globaltrans заняла третью строчку в рейтингах Индекса заметности и охвата аудитории. По сравнению с предыдущим периодом Globaltrans сохранил свои позиции по количеству упоминаний в СМИ и Индексу заметности, при этом опустился на два места по охвату аудитории. В то же время в процентном соотношении компания ухудшила свои показатели во всех трех рейтингах (по количеству упоминаний – на 11%, по Индексу заметности – на 36%, по охвату аудитории – на 13%).
Самым заметным инфоповодом, связанным с FESCO, стало участие компании в международной выставке транспортно-логистических услуг TransRussia, в ходе которой был заключен ряд соглашений о сотрудничестве. Так, FESCO и «Выксунский металлургический завод» (расположен в Нижегородской области, входит в холдинг «Объединенная металлургическая компания») подписали соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки металлургической продукции в страны Восточной, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
№ | Наименование | Индекс заметности,II квартал 2022 | Индекс заметности,I квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 790 957 | 546 001 | 45 |
2 | ТрансКонтейнер | 715 131 | 313 637 | 128 |
3 | Globaltrans | 161 666 | 251 641 | -36 |
4 | РЖД Логистика | 146 382 | 158 871 | -8 |
5 | НПК ОВК | 135 701 | 29 292 | 363 |
6 | ХК Новотранс | 79 501 | 77 734 | 2 |
7 | ОТЛК ЕРА | 66 299 | 17 847 | 271 |
8 | ПГК | 57 830 | 51 288 | 13 |
9 | ФГК | 49 218 | 44 434 | 11 |
10 | Русагротранс | 47 068 | 39 234 | 20 |
11 | Евросиб СПб-ТС | 39 688 | 9 049 | 339 |
12 | Трансойл | 23 209 | 33 443 | -31 |
13 | Газпромтранс | 22 278 | 56 053 | -60 |
14 | Фирма Трансгарант | 18 823 | 13 518 | 39 |
15 | Совфрахт | 8 730 | 3 916 | 123 |
16 | Уралхим-Транс | 4 370 | 2 458 | 78 |
17 | АТЛАНТ | 4 106 | 7 875 | -48 |
18 | RAILGO | 3 324 | 2 295 | 45 |
19 | БалтТрансСервис | 3 104 | 31 741 | -90 |
20 | РН-Транс | 2 784 | 1 990 | 40 |
Кроме того, РЖД и FESCO договорились о совместном развитии технологий организации контейнерных перевозок, в частности стороны планируют совместно разрабатывать программы по запуску регулярных железнодорожных контейнерных сервисов. Также FESCO и официальный экспедитор Белорусской железной дороги — государственное предприятие «Белинтертранс — транспортно-логистический центр» — заключили соглашение о развитии рефрижераторных контейнерных перевозок из Республики Беларусь в страны Азии. Вместе с тем FESCO и АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» договорились о сотрудничестве в сфере контейнерных перевозок по международным транспортным коридорам.
Помимо прочего, FESCO и лесопромышленный комплекс «Лесозавод 25» заключили соглашение, направленное на развитие поставок продукции завода из Архангельской области в страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
№ | Наименование | Индекс заметности,II квартал 2022 | Индекс заметности,I квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 790 957 | 546 001 | 45 |
2 | ТрансКонтейнер | 715 131 | 313 637 | 128 |
3 | Globaltrans | 161 666 | 251 641 | -36 |
4 | РЖД Логистика | 146 382 | 158 871 | -8 |
5 | НПК ОВК | 135 701 | 29 292 | 363 |
6 | ХК Новотранс | 79 501 | 77 734 | 2 |
7 | ОТЛК ЕРА | 66 299 | 17 847 | 271 |
8 | ПГК | 57 830 | 51 288 | 13 |
9 | ФГК | 49 218 | 44 434 | 11 |
10 | Русагротранс | 47 068 | 39 234 | 20 |
11 | Евросиб СПб-ТС | 39 688 | 9 049 | 339 |
12 | Трансойл | 23 209 | 33 443 | -31 |
13 | Газпромтранс | 22 278 | 56 053 | -60 |
14 | Фирма Трансгарант | 18 823 | 13 518 | 39 |
15 | Совфрахт | 8 730 | 3 916 | 123 |
16 | Уралхим-Транс | 4 370 | 2 458 | 78 |
17 | АТЛАНТ | 4 106 | 7 875 | -48 |
18 | RAILGO | 3 324 | 2 295 | 45 |
19 | БалтТрансСервис | 3 104 | 31 741 | -90 |
20 | РН-Транс | 2 784 | 1 990 | 40 |
В числе наиболее тиражируемых новостных сюжетов, связанных с компаниями FESCO и «Трансконтейнер», можно отметить отправку 23 мая из терминально-логистического центра «Ворсино» первого почтового контейнерного поезда «Россия» по маршруту Москва – Владивосток. В торжественной церемонии приняли участие генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов и губернатор Калужской области Владислав Шапша. Главной особенностью поезда являются специально разработанные расписание и технология, предусматривающие возможность отцепки и прицепки фитинговых платформ с контейнерами на станциях крупных городов вдоль Транссибирской магистрали. По пути следования поезд сделает 8 остановок в крупнейших городах Транссиба. В общей сложности с учетом отцепки и прицепки вагонов он доставит в регионы 84 крупнотоннажных контейнера с почтовыми и коммерческими грузами. Среди клиентов – крупнейшие ритейлеры и производители. Постоянно курсирующий почтовый контейнерный поезд «Россия» по маршруту Москва – Владивосток – Москва – совместный проект Почты России и РЖД. Компании также вместе развивают контейнеризацию почтовых отправлений и перевозку сборных грузов. Заказчиком сервиса выступила «Почтовая логистическая компания». Фитинговые платформы и крупнотоннажные контейнеры для организации перевозки предоставило ПАО «ТрансКонтейнер» (входит в группу компаний «Дело»). Терминальную обработку на маршруте следования оказывают РЖД и «ТрансКонтейнер». Транспортная группа FESCO в рамках своего регулярного морского сервиса обеспечивает доставку автомобилей Почты России в собственных контейнерах из Владивостока в Петропавловск-Камчатский.
Важным событием в инфополе компании стало ее участие в Петербургском международном экономическом форуме – 2022. В числе ключевых новостей: подписание соглашений с правительством Чукотского автономного округа о сотрудничестве при осуществлении морских каботажных перевозок из портов Приморского края в порты Чукотского автономного округа и с правительством Забайкальского края о сотрудничестве при создании транспортно-логистического центра "Терминал Забайкальск", а также обсуждение с губернатором Амурской области Василием Орловым строительства в регионе транспортно-логистического комплекса "Джалинда".
На лидирующее положение «ТрансКонтейнера» в рейтинге упоминаний существенно повлияло участие компании в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, «ТрансКонтейнер» и «Почта России» займутся развитием доставки почтовых отправлений из Китая в составе регулярных контейнерных поездов. «ТрансКонтейнер» предоставит собственное оборудование и логистические решения, Почта России, в свою очередь, на базе нового магистрального контейнерного сервиса будет формировать новые end-to-end продукты для клиентов. Соответствующее соглашение заключено на ПМЭФ. Стороны договорились о совместной работе по развитию сервиса по доставке товаров народного потребления в почтовом контейнерном поезде «Россия». Также компании проработают вопросы интеграции своих IT-систем и другие актуальные темы сотрудничества. Соглашение будет действовать до конца 2027 года. Кроме того, «Трансконтейнер» и «Магнит» договорились о сотрудничестве при организации доставки товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии для реализации в магазинах ритейлера. Согласно договоренностям, «Трансконтейнер» разработает новые логистические решения для перевозок импортных грузов в контейнерах с учетом географии импорта «Магнита». Объединение компетенций компаний позволит розничной сети повысить эффективность собственной дистрибуции, уровень сервиса и проработать альтернативные рынки импорта продукции из Китая и других азиатских стран, говорится в сообщении компаний. СМИ также цитировали выступление директора «Трансконтейнера» Виктора Марков на ПМЭФ, в ходе которого он сообщил, что компания намерена в 2022 году увеличить в три раза свою инвестиционную программу по закупке контейнеров и планирует приобрести 24 тыс. "ящиков". Помимо прочего, «Трансконтейнер», по его словам, планирует в течение двух ближайших месяцев создать дочернюю компанию в Японии для организации взаимных контейнерных перевозок.
Заметным инфоповодом стало заявление президента «Трансконтейнера» Александра Исурина о том, что уход с российского рынка крупнейших мировых контейнерных линий приводит к нехватке порядка 300 тысяч TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), которую российский рынок в полном объеме заместить не сможет. "Весь рынок, по нашей оценке, должен заместить порядка 300 тысяч TEU. Это контейнеры, которые находились на российском рынке и обеспечивали контейнерный оборот. Российский транспортный рынок, скорее всего, не сможет восполнить все и заместить крупнейшие контейнерные линии мира, которые в одночасье приняли решение не работать здесь", — сказал президент компании.
Самым обсуждаемым событием с упоминанием Globaltrans стали трудности, с которыми столкнулись российские операторы подвижного состава при проезде через европейские страны в связи с введенными антироссийскими санкциями. По информации газеты «Коммерсантъ», около тысячи вагонов, следовавшие в Калининград, задержаны в Литве, цистерны застряли в Финляндии, при транзите в Калининград участились случаи вандализма в отношении российского парка. Операторы просят государство застраховать их риски потери вагонов при транзите. В «Балттранссервисе» (входит в состав группы Globaltrans), например, рассказали «Ъ», что в Литве застряли около 40 вагонов компании: «Цистерны находятся в процессе прохождения обычных процедур, которые стали более длительными и тщательными». В письме уточняется, что также «системный характер» носит «порча (путем нанесения граффити) посторонними лицами вагонов, следующих через территорию Литвы». При выезде при этом факт повреждения вагонов не фиксируется.
Другим популярным инфоповодом о Globaltrans стала новость о принятии акционерами компании решения не выплачивать дивиденды по итогам 2021 года. «Принято решение не выплачивать окончательные дивиденды за 2021 год в соответствии с рекомендацией совета директоров компании», - говорится в сообщении российского железнодорожного оператора. Компания выплатила дивиденды за первое полугодие 2021 года. Однако, как сообщалось ранее, в связи с техническими ограничениями на вывод денежных средств в холдинговую компанию на Кипре, а также с целью создания запасов ликвидности Globaltrans приостанавливал выплаты дивидендов за второе полугодие 2021 года.
Большое внимание СМИ было приковано к сообщению об отзыве международным рейтинговым агентством Fitch рейтингов восьми российских компаний на уровне «С» и «СС». Так, Fitch отозвало рейтинги X5 Retail Group, Petropavlovsk PLC, «Норд Голд», «Новой перевозочной компании», «Яндекса», «Еврохима», «Буровой компании «Евразия», «Евраза» и Globaltrans. «Рейтинги отозваны по деловым причинам,» - отмечает агентство.
Взлеты и падения
На 7 позиций в рейтинге по количеству упоминаний поднялись компании Евросиб СПб-ТС (+245% в сравнении с I кварталом 2022 года) и НПК ОВК (+154% в сравнении с I кварталом 2022 года). Такое значительное перемещение Евросиб СПб-ТС связано с комментариями президента и гендиректора компании Дмитрия Никитина и Ивана Атемасова в публикации газеты «Коммерсантъ» об ожидающемся участниками контейнерного рынка серьезном дефиците тары после того, как ушедшие из России контейнерные линии закончат эвакуацию своего парка. Ключевой инфоповод у НПК ОВК – входящий в железнодорожный холдинг Тихвинский вагоностроительный завод в июне сохранит режим простоя на фоне дефицита комплектующих для подшипников. В центре внимания СМИ также новость о том, что ОВК поставит компании "Уралхим" почти 1,5 тыс хопперов-минераловозов в течение года.
Главные темы публикаций
- Литва 18 июня прекратила пропускать попавшие под санкции товары, которые везут транзитом по железной дороге из регионов России в Калининградскую область. В МИД РФ и Кремле неоднократно заявляли, что действия Литвы незаконны и противоречат международным договоренностям.
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК, ОТЛК ЕРА) приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
- Ряд российских регионов приняли участие в гуманитарной акции "Поезд помощи" для жителей Донбасса, которую организовали Общероссийский народный фронт совместно с РЖД.
- Железнодорожные операторы (группа Fesco, Трансконтейнер, Globaltrans, ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС, ХК Новотранс) приняли участие в прошедшей в апреле международной транспортно-логистической выставке "TransRussia 2022".
- Строительство российской части железнодорожного моста через Амур между Россией и КНР в Еврейской автономной области завершено. Трансграничный железнодорожный переход обеспечит быстрые и надежные экспортно-импортные поставки любых грузов - от потребительских до сырьевых.
- В Москве 24–25 мая состоялась международная конференция "Рынок контейнерных перевозок промышленных грузов", участие в которой приняли ряд железнодорожных операторов.
- РЖД приступила к строительству двух тоннелей по направлению к терминалам Находки (Приморский край). Сейчас на сложном рельефе требуется использовать подталкивающие локомотивы для движения грузовых составов, что снижает пропускную способность перегона.
- В Петербурге после реконструкции открылся железнодорожный путепровод над Пулковским шоссе на перегоне "Среднерогатская - Предпортовая". Новое инженерное сооружение построено в рамках реконструкции одного из ключевых транспортных грузовых коридоров ОЖД по направлению в Большой морской порт города.
- Правительство РФ с 1 июня текущего года вводит дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11%.
- Комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана опроверг проявившую в ряде СМИ ближнего зарубежья информацию о якобы блокировании в стране 1700 вагонов с российским углем.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.