Группа FESCO и компания «Трансконтейнер» продолжают удерживать за собой первое и второе места в 2023 году.
Рейтинг медиаприсутствия возглавил транспортный оператор FESCO — 8 821 сообщение. Вторую позицию сохраняет за собой «ТрансКонтейнер» — 4 493 публикации. Мультимодальная логистическая компания «РЖД Логистика» заняла третье место — 2 433 упоминания в СМИ.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, 2023 год |
---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 8 821 |
2 | ТрансКонтейнер | 4 493 |
3 | РЖД Логистика | 2 433 |
4 | Globaltrans | 1 942 |
5 | Русагротранс | 1 462 |
6 | НПК ОВК | 1 258 |
7 | ФГК | 1 074 |
8 | ХК Новотранс | 878 |
9 | ПГК | 829 |
10 | Газпромтранс | 643 |
11 | ОТЛК ЕРА | 575 |
12 | НефтеТрансСервис | 356 |
13 | Евросиб СПб-ТС | 354 |
14 | Совфрахт | 331 |
15 | Логопер | 265 |
16 | Атлант | 200 |
17 | БалтТрансСервис | 199 |
18 | Уралхим-Транс | 174 |
19 | Трансойл | 160 |
20 | НХТК | 144 |
Лидером рейтинга по индексу заметности в 2023 году также стала группа FESCO, сохранившая за собой верхнюю строчку. «ТрансКонтейнер» остается на второй позиции. Третье место занял транспортный холдинг Globaltrans.
Оператор FESCO в исследуемом периоде стал первым и в рейтинге по охвату аудитории — 96,5 млн. «ТрансКонтейнер» оказался на второй позиции — 62,9 млн. Тройку лидеров с охватом 35,7 млн замыкает Globaltrans.
Самое заметное и обсуждаемое в медиаполе событие года - Петербургский международный экономический форум, в котором приняли участие такие компании, как РЖД, группа FESCO, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК и ОТЛК ЕРА.
На лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло ее участие в VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, транспортная группа построит в городе Микунь Республики Коми грузовой транспортный терминал с объемом инвестиций в 900 млн рублей. Соответствующее соглашение заключили глава республики Владимир Уйба и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов. Также стороны в ходе ВЭФ подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие транспортно-логистических проектов. Кроме того, FESCO заключила соглашения о сотрудничестве с компанией Jilin Northeast Asia Railway Group и Союзом китайских предпринимателей «ЭЛУС» для увеличения объемов перевозок между РФ и КНР, с ООО «Атлас Майнинг» (структура УГМК) при перевозках продукции горнодобывающей промышленности на внутрироссийских направлениях и в страны Юго-Восточной Азии, а также с Транспортно-инвестиционной корпорацией провинции Хэйлунцзян (Heilongjiang Transportation Investment Group, КНР) о развитии перевозок широкой номенклатуры грузов между Россией и Китаем. Помимо прочего, компания рассматривает возможность создания логистического хаба в Индии, сообщил в кулуарах ВЭФ президент транспортной группы Аркадий Коростелев. Кроме того, по информации главы совета директоров FESCO Андрея Северилова, компания обсуждает с Минпромторгом РФ возможность создания транспортного-логистического центра в Африке.
Важным событием в медиаполе FESCO стали новости о том, что Хамовнический суд Москвы в ночь на 11 января обратил в доход государства акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, головная компания группы FESCO). Об этом сообщил Михаил Ошеров, адвокат основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Согласно решению суда, государству перешли 92,4% акций компании. Соответствующий иск подала Генпрокуратура. Ответчиками выступали основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, его брат Магомед Магомедов, Михаил Рабинович (принадлежит 26,5% акций FESCO) и его партнер Андрей Северилов (23,8% акций) и несколько компаний-акционеров. Долю Зиявудина Магомедова (32,5%), который был крупнейшим совладельцем компании, суд конфисковал 2 декабря. Магомеда Магомедова в официальном списке акционеров ДВМП нет. 27 января стало известно, что Арбитражный суд Москвы отказал в иске Дальневосточному морскому пароходству о взыскании более 80 млрд рублей с Зиявудина Магомедова и некоторых кипрских компаний. «Юристы компании изучают последствия принятого решения для международной деятельности компании», – сообщили в пресс-службе FESCO.
Популярным инфоповодом стало участие FESCO в Петербургском международном экономическом форуме–2023. В числе ключевых новостей: подписание соглашений с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым о сотрудничестве в целях повышения инвестиционной привлекательности области, лесопромышленным холдингом Segezha Group об организации мультимодальных контейнерных перевозок в импортных, экспортных и внутрироссийских направлениях, правительством Челябинской области о сотрудничестве в развитии транспортно-логистического обеспечения предприятий региона и правительством Курганской области о сотрудничестве, которое предполагает участие FESCO в инвестиционных проектах в сфере логистики в регионе.
№ | Наименование | Индекс заметности, 2023 год |
---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 3 203 614 |
2 | ТрансКонтейнер | 1 075 537 |
3 | Globaltrans | 692 968 |
4 | РЖД Логистика | 546 418 |
5 | НПК ОВК | 458 103 |
6 | ФГК | 264 502 |
7 | ХК Новотранс | 227 540 |
8 | Русагротранс | 155 365 |
9 | ПГК | 151 559 |
10 | Газпромтранс | 112 266 |
11 | НефтеТрансСервис | 77 386 |
12 | Совфрахт | 69 933 |
13 | ОТЛК ЕРА | 59 629 |
14 | Логопер | 58 572 |
15 | Трансойл | 50 847 |
16 | Евросиб СПб-ТС | 36 577 |
17 | RAILGO | 32 425 |
18 | Атлант | 32 377 |
19 | НХТК | 22 206 |
20 | Уралхим-Транс | 22 066 |
Наиболее широкий резонанс в СМИ вызвало участие «Трансконтейнера» (входит в ГК «Дело») в Восточном экономическом форуме-2023. В числе ключевых новостей: заявления основателя и крупнейшего акционера ГК «Дело» Сергея Шишкарева о сохранении с госкорпорацией «Росатом» пропорции долей в группе и вводе паритета в совете директоров, планах построить контейнерный хаб в Астрахани и обзавестись собственным флотом в Каспийском море, а также о заинтересованности транспортно-логистического холдинга в развитии партнерства с приграничными России странами Азии, а также Турцией, Египтом, ОАЭ и Индией; заявления президента «Трансконтейнера» Виталия Евдокименко о планах компании до 2026 года увеличить перерабатывающую способность своих контейнерных терминалов более чем на 1 млн TEU и обратиться в правительство РФ с просьбой о пересмотре введенного несколько лет назад запрета на продление срока службы подвижного состава, а также о резком падении выпуска железнодорожных платформ для контейнеров в России на фоне роста самих перевозок. Кроме того, «Трансконтейнер» на полях ВЭФ заключил с ООО «Цифровая логистика» (входит в цифровой холдинг «РЖД-технологии») меморандум о сотрудничестве, направленный на развитие транспортных сервисов в России, странах СНГ и третьих странах, и подписал соглашение о взаимодействии с правительством Приморского края, в рамках которого партнеры будут укреплять сотрудничество для создания контейнерного терминала в районе станции Угловая Дальневосточной железной дороги.
В центре внимания прессы в 2023 году также было участие «ТрансКонтейнера» в международной выставке TransRussia-2023. Среди основных событий можно выделить заключение меморандума с ГК «Деловые линии» о совместном развитии международных контейнерных перевозок, а также подписание соглашений с China Railway Materials Co., Ltd. (входит в China Logistics Group) о намерении расширить масштабы грузовых перевозок между Китаем и Россией, Монголией, а также Европой и Средней Азией, с китайской государственной компанией Inner Mongolia Foreign Trade Development Co., созданной для содействия расширению экономического потенциала Внутренней Монголии, о сотрудничестве с целью увеличения объема перевозок между Китаем, Россией и Монголией и с АО «Соликамскбумпром» о расширении сотрудничества в части организации перевозок бумажной продукции назначением в Китай и Индию. Кроме того, группа компаний Global Ports (входит в ГК «Дело») и минерально-химическая компания ЕвроХим договорились о перевалке удобрений в спецконтейнерах через порт Санкт-Петербурга. Для организации транспортно-экспедиционного обслуживания Global Ports арендует фитинговые платформы у компании «ТрансКонтейнер».
Громким инфоповодом стала новость о том, что акционер «Трансконтейнера», ГК «Дело», и Шаньдунская портовая группа (Shandong Port Group, SPG, Китай) в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве будут совместно развивать мультимодальные контейнерные перевозки. Стороны также изучат возможность совместного использования маршрута Циндао - порт Восточный - Санкт-Петербург - Западная Европа для обеспечения транзита китайских товаров. Кроме того, ГК «Дело» и SPG планируют взаимодействовать при формировании международных цепочек поставок, логистике экспорта зерна и других насыпных грузов из России в Китай через Дальний Восток.
№ | Наименование | Охват аудитории, 2023 год |
---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 96 533 036 |
2 | ТрансКонтейнер | 62 996 926 |
3 | Globaltrans | 35 737 045 |
4 | РЖД Логистика | 26 905 060 |
5 | Русагротранс | 22 546 452 |
6 | ПГК, АО | 22 291 576 |
7 | ОТЛК ЕРА | 19 687 294 |
8 | Газпромтранс | 18 321 235 |
9 | НПК ОВК | 16 396 246 |
10 | ФГК, АО | 16 073 690 |
11 | ХК Новотранс | 14 641 097 |
12 | Логопер | 14 073 638 |
13 | Модум-Транс | 12 640 774 |
14 | НефтеТрансСервис | 11 773 823 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 10 235 213 |
16 | Трансойл | 9 293 061 |
17 | Атлант | 8 661 270 |
18 | ППО | 7 625 491 |
19 | Уралхим-Транс | 7 103 873 |
20 | БалтТрансСервис | 6 669 656 |
Самым обсуждаемым событием в информационном поле логистического оператора «РЖД Логистика» стало его участие в ВЭФ-2023, в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, компания построит универсальный логистический комплекс «Терминал Приморье» в Приморском крае для нужд резидентов ТОР «Приморье». Помимо прочего, «РЖД Логистика» и группа FESCO договорились о совместной разработке транспортно-логистического продукта для предприятий химического и нефтехимического сектора с использованием танк-контейнеров. Кроме того, логистический оператор и ООО «Рускон» (входит в ГК «Дело») подписали соглашение о сотрудничестве в рамках совместного мультимодального сервиса. СМИ также цитировали заявления гендиректора АО «РЖД логистика» Дмитрия Мурева, сделанные в рамках Восточного экономического форума. По его словам, учитывая высокую востребованность восточного направления грузоперевозок, можно ожидать увеличения количества отправок регулярных поездов в сообщении с Китаем. Дмитрий Мурев также сообщил, что перевозки по железнодорожной сети между Россией и Туркменистаном по восточному маршруту МТК «Север - Юг» за январь - август 2023 года выросли на 57% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Кроме того, он рассказал, что «РЖД Логистика» планирует удвоить количество отправок контейнерных поездов из Москвы и Челябинска по восточной ветке МТК «Север-Юг» до конца 2023 года.
В прессе также активно освещалась новость о том, что Российский экспортный центр (РЭЦ, группа ВЭБ.РФ), «РЖД Логистика», «РЖД Бизнес Актив» и ТЛЦ «Белый Раст» запустили новую услугу по перевозке сборных грузов в Китай. «Это позволит перевозить небольшие партии товаров для b2b-торговли. Первый поезд отправился по маршруту Россия - Китай 7 августа. О запуске такого сервиса было объявлено на Петербургском экономическом форуме в этом году», - говорится в сообщении РЭЦ.
Кроме того, широкое распространение в СМИ получило заключенное «РЖД Логистика» и FESCO соглашение о сотрудничестве по созданию совместного сервиса RailJet по ускоренной перевозки грузов в багажных вагонах поездов из Китая по маршруту Москва - Маньчжурия - Москва. Отмечается, что основными преимуществами проекта RailJet являются высокая скорость доставки - до пяти суток, регулярность отправлений - два раза в неделю, оптимальная стоимость перевозки и максимальная гарантия сохранности грузов.
Главные темы отрасли
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК, ОТЛК ЕРА) приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO, Трансконтейнер, РЖД Логистика) приняли участие в VIII Восточном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений. Также в рамках деловой программы ВЭФ состоялась экспертная дискуссия «Железнодорожная логистика нового времени. Реалии, вызовы и возможности».
- Несколько перспективных железнодорожных магистралей появятся в России, совместно с евразийскими проектами они позволят создать единый транспортный логистический каркас, заявил в октябре президент РФ Владимир Путин на церемонии открытия третьего международного форума «Один пояс - один путь». Среди таких проектов: международный коридор «Север-Юг» в европейской части России, новый меридиан с севера на юг, который пойдет через Сибирь, а также новая Северо-Сибирская железнодорожная магистраль. Россия совместно с зарубежными партнерами работает над прокладной железнодорожных маршрутов из Сибири в сторону Монголии, Китая, тихоокеанских портов, сообщил глава государства, выступая на форуме.
- В Москве 11-17 ноября состоялась «Транспортная неделя–2023», на которой обсуждались перспективы развития всех основных видов транспорта с участием более 4000 лидеров отрасли. Ключевыми мероприятиями главного делового события транспортной отрасли России стали Международный форум и Выставка «Транспорт России». В «Транспортной неделе» принимали участие ведущие российские железнодорожные операторы.
- РЖД выступили соорганизатором прошедшего в июле Форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир», а также совместно с Росатомом организовали выставку передовых разработок в области квантовых технологий.
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO) приняли участие в состоявшемся в Санкт-Петербурге 27-28 июля саммите «Россия – Африка», в рамках которого был подписан ряд соглашений.
- Президент РФ Владимир Путин 5 октября поручил правительству РФ совместно с правительством Кемеровской области, Российской академией наук и РЖД рассмотреть возможность строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Доклад по поручению должны предоставить до 1 марта 2024 года. Также глава государства поручил ускорить формирование планов по развитию инфраструктуры Восточного полигона до 2030 года. Кроме того, он призвал рассмотреть вопрос развития Западно-Сибирской железной дороги в рамках реализации третьего этапа Восточного полигона железных дорог. Срок исполнения поручения - до конца 2023 года.
- Сайт и мобильное приложение РЖД в июле подверглись массированной хакерской атаке.
- СМИ в августе обсуждали дефицит топлива в южных регионах РФ и проблемы со своевременной поставкой РЖД вагонов с нефтепродуктами в адреса конечных филиалов топливопоставляющих компаний. Перевозчик заявлял, что держит на особом контроле транспортировку топлива в регионы и отдает приоритет внутрироссийским перевозкам.
- Железнодорожные операторы (группа FESCO, Трансконтейнер, Globaltrans, ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС, ХК Новотранс, Модум-Транс) приняли участие в прошедшей в апреле международной транспортно-логистической выставке «TransRussia 2023».
IV квартал 2023
В заключение представляем дополнительные статистические данные за 4 квартал 2023 года.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, IV квартал 2023 | Упоминания в СМИ, III квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 2 203 | 2 319 | -5% |
2 | ТрансКонтейнер | 1 309 | 1 038 | 26% |
3 | РЖД Логистика | 710 | 655 | 8% |
4 | Русагротранс | 352 | 431 | -18% |
5 | НПК ОВК | 344 | 833 | -59% |
6 | ПГК | 311 | 201 | 55% |
7 | ФГК | 268 | 231 | 16% |
8 | Globaltrans | 226 | 643 | -65% |
9 | ОТЛК ЕРА | 179 | 165 | 8% |
10 | Газпромтранс | 174 | 86 | 102% |
11 | ХК Новотранс | 167 | 280 | -40% |
12 | НефтеТрансСервис | 146 | 49 | 198% |
13 | Евросиб СПб-ТС | 107 | 71 | 51% |
14 | Совфрахт | 100 | 71 | 41% |
15 | Атлант | 100 | 28 | 257% |
16 | Логопер | 76 | 89 | -15% |
17 | ППО | 37 | 4 | 825% |
18 | НХТК | 35 | 32 | 9% |
19 | Модум-Транс | 31 | 22 | 41% |
20 | Трансойл | 26 | 24 | 8% |
№ | Наименование | Индекс заметности, IV квартал 2023 | Индекс заметности, III квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 635 353 | 899 524 | -29% |
2 | ТрансКонтейнер | 248 618 | 236 701 | 5% |
3 | НПК ОВК | 117 918 | 239 478 | -51% |
4 | РЖД Логистика | 107 489 | 147 214 | -27% |
5 | ПГК | 86 783 | 11 246 | 672% |
6 | Globaltrans | 58 530 | 287 516 | -80% |
7 | Газпромтранс | 50 022 | 8 365 | 498% |
8 | ХК Новотранс | 44 829 | 89 531 | -50% |
9 | НефтеТрансСервис | 40 224 | 2 595 | 1450% |
10 | Совфрахт | 33 270 | 5 686 | 485% |
11 | Русагротранс | 28 526 | 37 287 | -23% |
12 | ФГК | 27 167 | 69 812 | -61% |
13 | ОТЛК ЕРА | 18 748 | 17 897 | 5% |
14 | Логопер | 16 415 | 9 546 | 72% |
15 | НХТК | 11 000 | 2 838 | 288% |
16 | Евросиб СПб-ТС | 8 499 | 2 098 | 305% |
17 | Атлант | 5 843 | 3 331 | 75% |
18 | Трансойл | 4 081 | 6 899 | -41% |
19 | ППО | 916 | 300 | 205% |
20 | Модум-Транс | 639 | 700 | -9% |
№ | Наименование | Охват аудитории, IV квартал 2023 | Охват аудитории, III квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 59 598 894 | 32 715 530 | 82% |
2 | ТрансКонтейнер | 23 932 824 | 37 241 548 | -36% |
3 | ПГК | 17 057 502 | 11 076 426 | 54% |
4 | НПК ОВК | 15 068 077 | 8 740 160 | 72% |
5 | Globaltrans | 14 160 713 | 20 337 803 | -30% |
6 | Русагротранс | 11 269 610 | 15 024 437 | -25% |
7 | ФГК | 9 996 580 | 3 010 474 | 232% |
8 | ОТЛК ЕРА | 9 304 139 | 5 715 890 | 63% |
9 | Атлант | 8 233 438 | 24 558 | 33427% |
10 | РЖД Логистика | 7 635 188 | 13 977 087 | -45% |
11 | НефтеТрансСервис | 6 654 404 | 2 813 437 | 137% |
12 | ХК Новотранс | 5 924 083 | 2 182 489 | 171% |
13 | Евросиб СПб-ТС | 4 927 745 | 978 936 | 403% |
14 | Логопер | 4 676 509 | 2 470 047 | 89% |
15 | Модум-Транс | 4 612 835 | 388 865 | 1086% |
16 | ППО | 4 579 929 | 2 397 965 | 91% |
17 | Совфрахт | 2 786 807 | 2 910 984 | -4% |
18 | Газпромтранс | 2 057 795 | 2 550 971 | -19% |
19 | Трансойл | 1 246 616 | 2 551 293 | -51% |
20 | RAILGO | 1 055 062 | 728 115 | 45% |
СКАН — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват – это среднесуточный показатель посещаемости интернет-СМИ, тираж изданий и аудитория ТВ/Радио канала на дату выхода публикации/сюжета, то есть это потенциальная аудитория источника).
При подсчете общего охвата за анализируемый период охват каждого источника учитывается только один раз независимо от количества публикаций, вышедших за период в этом источнике.
Методика
В рейтинге участвовали основные игроки рынка железнодорожных операторов, работающие на территории РФ. Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 70 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ. Период исследования: 2023 г.
При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ “СКАН” российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ.
Данные для рейтинга рассчитаны по состоянию на 16.02.2024. Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru