По статистике, только за первое полугодие 2019 года в арбитражные суды РФ было подано более миллиона исковых заявлений. Практически каждая компания, которая ведет активную хозяйственную деятельность, хотя бы раз была сталкивалась с необходимостью отстаивать права в суде. Правильный PR может помочь компании сохранить репутацию и получить доверие и расположение общественности.
Не впадайте в крайности
Формируя позицию по судебному разбирательству, PR-служба компании зачастую сталкивается с диаметрально противоположными позициями в вопросе освещения дела. Одна сторона (обычно это высшее руководство компании) настаивает на максимальном освещении разбирательства, для трансляции мысли о том, что “наше дело правое и мы всех победим”. Другая сторона (обычно это финансовая служба) настаивает на полном молчании и минимизации PR-активности по делу. Истина как обычно где-то посредине.
Публичные коммуникации в споре — это хороший способ воздействовать на другую сторону. К примеру, иногда одна только публикация в СМИ о том, что компания участвует в судебном разбирательстве, может существенно снизить цену на ее активы, т.к. риски для потенциальных покупателей возрастают. А значит, такая публикация может понизить и желание оппонента судиться.
Изучите историю
PR-службе будет полезно поднять историю судебных разбирательств оппонента (СПАРК или kad.arbitr вам в помощь). Если компания постоянно судится, является участником еще нескольких подобных арбитражных дел, то это поможет сформировать определенную картину вокруг вашего разбирательства. Приводя в качестве доводов историю разбирательств, можно показать общественности: «Судебного решения по делу пока нет, но вот тенденция к подобному поведению у оппонента есть».
Заинтересуйте СМИ
В вопросах судебного PR важно не только то, что сказано, но и когда это произошло. Однако от представителей СМИ часто можно услышать вопрос «почему мы должны писать об этом и почему именно сейчас?». Поэтому очень важно предоставить журналистам качественные и потенциально интересные для аудитории материалы. К примеру, информационными поводами для публикации о деле станут вехи судебного процесса (утверждение судебного приказа о раскрытии активов, заморозка счетов ответчика, появление новых фигурантов дела) или примечательные детали дела (судебные приставы уже полгода не могут вручить уведомление оппоненту, крупная компания сутяжничает с мелким региональным контрагентом).
Действуйте осмотрительно
Конечно, напрямую повлиять через публикации в СМИ на решение судьи сложно, но можно, несмотря на то, что судья должен быть беспристрастен.
Но не всякая коммуникация может быть воспринята судом в пользу инициатора. Если вы судитесь в Англии, то любые «утечки» в прессу в ста процентах случаев сработают против. Когда даже в российских СМИ выходит неоднозначная публикация об одной из сторон, ее перевод появляется у английского арбитра через несколько минут и рассматривается как попытка давления на суд, что приведет к негативным последствиям. Обязательно проконсультируйтесь с юристом, разбирающемся в вопросах права той страны, в которой проходит процесс.
Также стоит помнить, что если вы судитесь с государством, то в этой ситуации все, что можно – это доказывать свою правовую позицию. Никаких запрещенных приемов!
Решите, нужно ли вам детальное освещение процесса
Наличие журналистов в зале заседания дисциплинирует судью, и это можно использовать в своих интересах. При рассмотрении гражданского или арбитражного спора аудиозапись заседания разрешена всегда, дополнительно можно получить разрешение на видеофиксацию процесса.
Но если с точки зрения репутации раскрытие деталей дела может вам только навредить, найдите способ закрыть заседание. Например, докажите суду, что в деле рассматриваются материалы, представляющие коммерческую тайну. Для этого нужно не только доказать, что гласное рассмотрение дела способно повлечь за собой разглашение коммерческой тайны или законных интересов участника процесса, но и предоставить факты того, что в отношении этой информации, ранее были приняты меры по охране ее конфиденциальности, в том числе нанесение грифа «коммерческая тайна».
Используйте альтернативные каналы для публикации
Средства массовой информации — не единственный возможный канал распространения информации о судебном разбирательстве. К примеру, анонимные Telegram-каналы и блоги не попадают под действие закона о СМИ и не несут ответственности за публикации. Используя их, одна из сторон может публиковать инсайды и материалы, чтобы донести свою позицию до оппонента и общественности.
К примеру, во многих спорах есть стейкхолдеры, которые напрямую не участвуют в деле, но заинтересованы в том или ином исходе судебного процесса. Если информация об этом еще не стала публичной, бывает полезно намекнуть об этом именно через альтернативные каналы.
Однако, раскрывая инсайды о разбирательстве, важно понимать, можно ли отследить обратный путь этой информации. Если методом исключения можно установить, что никто кроме вас не мог опубликовать информацию, возможно, не стоит этого делать.
Помните, в СМИ нельзя получить контролируемый результат
Независимая журналистика подразумевает рассмотрение вопроса с различных сторон и объективную оценку ситуации. Нужно быть очень аккуратным, так как бывают случаи, когда результат публикации противоположно отличается от того, что ожидает PR-служба. Нельзя заставить СМИ публиковать только вашу точку зрения на процесс. Однако можно считать, что если вам удалось выразить свою позицию, это уже успех.
Никто не даст гарантии, как среда, общественность отреагируют на ваш посыл, это можно только лишь прогнозировать. Тем более не стоит недооценивать оппонентов, ведь они тоже работают в этом направлении. Стоит информационному потоку принять вашу публикацию, вы становитесь его частью.
Александр Панин, Управляющий Партнер PB LEGAL:
«Области PR и правовых отношений очень близко пересекаются друг с другом. Юристам компании всегда важно освещать свои шаги в тех или иных конфликтах в прессе. Вместе с тем, PR-службам стоит стремиться к тому, чтобы всегда своевременно получать юридическую оценку публикации.
Кроме того, в юридической практике существует множество приемов по обоснованию конфиденциальности рассматриваемой в суде информации. Очень важно, чтобы в результате диалога между PR и юридической службами была выработана единая политика в отношении гласности процесса».
Андрей Поляковский, Основатель PR-агентства Stratocom:
«Искомое состояние: публичность или не публичность.
Принимая решение вынести факт судебного разбирательства, а значит и наличие спора, в СМИ, многие руководители компаний формируют у себя нереалистичные ожидания: редакции должны однозначно признать их позицию правой и донести именно такой взгляд на происходящее до аудитории (“Это же очевидно!.. мы инвесторы, а те – хулиганы”). Разумеется, это не так: журналисты, если они работают в интересах редакции, не могут открыто занять позицию одной из сторон, даже если у них присутствуют личные симпатии. В материалах не-ангажированных СМИ (есть и другие, но это уже иная история) не будет написано: “Эти вот плохие, а вот те – очень хорошие, на их стороне правда, зло должно и будет наказано”.
Непонимание формата работы редакции может привести к конфликту между PR и другими службами компании, а значит к возникновению претензий в духе “Зачем они это так написали!” или “Мы же дали им информацию о происходящем, инсайд, почему они приводят слова/позицию оппонентов? Почему они такие неблагодарные? Наверняка тут есть корыстный интерес автора (редакции)”… На практике это означает, что PR-специалист должен работать с двумя аудиториями: внешней, до которой необходимо правильно донести позицию его компании или заказчика, и внутренней – формировать адекватные ожидания и реалистично описывать искомое состояние инфополя в результате предпринятых действий.
Вне зависимости от того чьи мнения или комментарии приводятся в итоговом материале, результат всегда бинарный: факт конфликта и судебного разбирательства либо являются публичными, либо нет. Если топ-менеджмент компании после консультаций с заинтересованными службами – в первую очередь юридической, но также финансистами и службой безопасности – решает что публичность станет важным инструментом достижения общей цели, то она и есть результат. Конечно, случаются приятные “бонусы”, когда итоговый материал выставляет в выигрышном свете вашу сторону, но рассчитывать на это или, тем более, гарантировать именно такую подачу происходящего внутреннему заказчику точно нельзя, особенно когда с другой стороны также профессионально выстроены коммуникации.
Предлагая решение о выходе в публичное поле специалист по коммуникациям должен в первую очередь оценивать готовность “своей” стороны содержательно и последовательно отстаивать свою позицию – публичность это надолго, эффективно прокомментировать судебное разбирательство, если вы уже начали, не получится “разово”. Кроме написания исходного заявления или комментария, потребуется подготовка тезисов для спикеров, а также Q&A для вопросов, в том числе неприятных, в развитие темы – и они обязательно последуют. Сказал “А”, будь готов ответить на вопросы “Б”, “В”, “Г” и далее по алфавиту, а иногда и нескольким алфавитам, если деятельность вашей компании имеет международный аспект, а спор рассматривается в зарубежной юрисдикции. Но оценивать нужно не только свой “информационный арсенал”: важно просчитывать и готовность оппонентов к полемике. Если вы понимаете, что ваш выход в публичное поле может застать их врасплох, т.е. перечисленные выше материалы с другой стороны не будут готовы или будут проработаны плохо, именно это и может стать залогом “правильного” материала: журналисты обычно не любят когда одна из сторон не может внятно представить свою позицию или начинает тянуть время с ответами. Это всегда видно по итоговому материалу. Сказанное тем более верно если ваш оппонент это традиционно информационно-закрытая структура, не привыкшая к публичному отстаиванию своих интересов. И особым подарком конечно же был бы полный отказ оппонентов от комментариев с «той» стороны… но Новый год всё же случается чаще.
Профессиональный журналист всегда будет требовать от вас больше, чем вы готовы (и чем стоит) рассказать. Здесь важно не перейти черту и не дать лишнюю информацию, например ту, которая может раскрыть оппонентам стратегию отстаивания вашей позиции в суде или как-то иначе повредить процессу. Поэтому все слова должны быть выверены и согласованы с юристами. Разумеется PR не существует в вакууме и даже при самой правильной и чёткой подаче своей позиции нельзя исключать того, что решение суда будет не в вашу пользу. Но суды не проходит бесследно: даже если в юридической плоскости одна из сторон проиграла, это ещё не значит, что в общественном мнении, публичной плоскости, ей обязательно будет засчитано поражение. Формирование нужной репутации компании – не быстрый процесс. И точно не один судебный.».
Источник — zakon.ru.
Обновлено: 01.10.2024 17:02
Попробуйте технологии SCAN в деле