Возможности систем мониторинга СМИ растут из одного корня — способности извлекать и корректно интерпретировать данные из массы неструктурированной информации. К примеру, система мониторинга должна «видеть» из контекста новости, идет ли речь о «карате» как единице массы, о группе компаний «Карат» из Екатеринбурга или о московском молочном заводе «Карат». О том, как организована обработка информации на естественных языках, рассказал «Нетологии» Иван Харченко, руководитель математико-лингвистического отдела системы управления репутацией и медиаанализа «СКАН-Интерфакс».
Задачи по анализу и извлечению информации из текстов, в том числе с помощью методов машинного обучения решают NLP-инженеры. NLP (от английского natural language processing) — это технологии обработки естественного языка.
В чем сложность автоматической обработки текста
Современные компьютеры способны понимать только числа и логические операции. Чтобы обрабатывать связный текст, нужно описать лингвистические закономерности и правила языке, понятном машине.
Кроме того, язык изменчив — возникают новые понятия, меняется информационный фон и контексты употребления слов. Поэтому важно постоянно адаптировать алгоритмы и статистические модели обработки текста к изменяющимся условиям. Мы стремимся максимально учитывать обратную связь от пользователей СКАНа — так нам удаётся оперативно реагировать на объективные изменения языка.
Где в СКАНе применяются NLP-технологии
Без преувеличения — везде.
Чтобы обработать текст новости, алгоритмы СКАНа распознают:
- «действующих лиц» и соотносят с базой карточек компаний и персон, а также с базой юрлиц в системе СПАРК,
- тональность новости по отношению к упомянутым компаниям и персонам,
- затронутые темы и соотносят с базой тем,
- маркеры риск-факторов,
- прямую и косвенную речь,
- и многое другое.
О том, как NLP-инженеры обеспечивают полноту и качество анализа публичной информации — в статье для блога «Нетологии» на Хабре.
Обновлено: 01.10.2024 16:57
Попробуйте технологии SCAN в деле