В медиарейтингах железнодорожных операторов по количеству упоминаний в СМИ и индексу заметности по итогам III квартала 2022 года группа FESCO и компания «Трансконтейнер» продолжают лидировать, удерживая первое и второе места.
При этом транспортный оператор FESCO улучшил свои показатели в этих рейтингах по сравнению с предыдущим периодом на 26% и 16% соответственно, в то время как «Трансконтейнер» снизил свои результаты на 22% и 12%. Третье место по количеству упоминаний сохранил за собой транспортный холдинг Globaltrans, при этом ухудшив результат на 25% по сравнению с предыдущим периодом.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, III квартал 2022 | Упоминания в СМИ, II квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 3 450 | 2 742 | 26 |
2 | ТрансКонтейнер | 1 920 | 2 476 | -22 |
3 | Globaltrans | 740 | 983 | -25 |
4 | РЖД Логистика | 706 | 749 | -6 |
5 | Русагротранс | 688 | 494 | 39 |
6 | Газпромтранс | 576 | 377 | 53 |
7 | ХК Новотранс | 430 | 331 | 30 |
8 | Фирма Трансгарант | 352 | 231 | 52 |
9 | ПГК | 321 | 338 | -5 |
10 | ФГК | 212 | 232 | -9 |
11 | НПК ОВК | 209 | 501 | -58 |
12 | ОТЛК ЕРА | 180 | 305 | -41 |
13 | Евросиб СПб-ТС | 73 | 252 | -71 |
14 | Совфрахт | 70 | 125 | -44 |
15 | БалтТрансСервис | 65 | 78 | -17 |
16 | Модум-Транс | 58 | 41 | 41 |
17 | Трансойл | 50 | 152 | -67 |
18 | НХТК | 46 | 19 | 142 |
19 | Уралхим-Транс | 44 | 70 | -37 |
20 | РН-Транс | 35 | 33 | 6 |
Оператор «РЖД Логистика» занял третью строчку в рейтинге индекса заметности (+33% в сравнении со II кварталом), отодвинув на четвертое место Globaltrans. В тройку лидеров по охвату аудитории поднялась «Первая грузовая компания», в то же время в процентном соотношении она снизила свой показатель на 35%.
№ | Наименование | Индекс заметности, III квартал 2022 | Индекс заметности, II квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 914 857 | 790 957 | 16 |
2 | ТрансКонтейнер | 628 328 | 715 131 | -12 |
3 | РЖД Логистика | 195 193 | 146 382 | 33 |
4 | Globaltrans | 170 409 | 161 666 | 5 |
5 | ХК Новотранс | 87 527 | 79 501 | 10 |
6 | Русагротранс | 78 943 | 47 068 | 68 |
7 | ПГК | 62 892 | 57 830 | 9 |
8 | НПК ОВК | 53 890 | 135 701 | -60 |
9 | ОТЛК ЕРА | 30 675 | 66 299 | -54 |
10 | ФГК | 27 048 | 49 218 | -45 |
11 | Газпромтранс | 26 918 | 22 278 | 21 |
12 | Фирма Трансгарант | 23 218 | 18 823 | 23 |
13 | Модум-Транс | 7 786 | 1 198 | 550 |
14 | ППО | 7 649 | 176 | 4246 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 6 830 | 39 688 | -83 |
16 | Совфрахт | 6 248 | 8 730 | -28 |
17 | Трансойл | 5 364 | 23 209 | -77 |
18 | НХТК | 4 860 | 178 | 2630 |
19 | Атлант | 4338 | 4106 | 6 |
20 | БалтТрансСервис | 2 415 | 3 104 | -22 |
Тем не менее по охвату аудитории группа FESCO (-19% в сравнении со II кварталом) оказалась на одну позицию ниже «Трансконтейнера» (-37% в сравнении с предыдущим периодом), заняв второе место.
На лидирующее положение FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло участие компании в Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, транспортная группа и «АвтоВАЗ» договорились о развитии интермодальных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Тольятти. В рамках сотрудничества стороны намерены задействовать логистические возможности FESCO — развитую сеть морских и железнодорожных сервисов, контейнерный флот, а также портовую и терминальную инфраструктуру. Кроме того, компания 6 сентября запустила регулярный контейнерный сервис, соединяющий Владивосток и Казань, говорится в релизе компании, торжественная церемония отправки железнодорожного состава состоялась в ходе ВЭФ на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в FESCO). Также транспортная группа и Корпорация развития Дальнего Востока займутся увеличением мощностей ВМТП. В рамках подписанного на форуме соглашения FESCO намерен разработать и реализовать проект расширения перевалочных и перерабатывающих мощностей Владивостокского морского торгового порта, инвестировав с этой целью порядка 24 млрд рублей, а также подать заявку на статус резидента на территории опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток.
№ | Наименование | Охват аудитории, III квартал 2022 | Охват аудитории II квартал 2022 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | ТрансКонтейнер | 43 461 863 | 68 787 448 | -37 |
2 | Транспортная группа ФЕСКО | 40 827 633 | 50 534 295 | -19 |
3 | ПГК | 18 349 619 | 28 020 854 | -35 |
4 | ОТЛК ЕРА | 17 486 807 | 14 893 679 | 17 |
5 | РЖД Логистика | 13 971 533 | 20 609 723 | -32 |
6 | Русагротранс | 11 965 855 | 11 282 181 | 6 |
7 | Модум-Транс | 10 984 332 | 309 501 | 3449 |
8 | Globaltrans | 9 409 338 | 30 039 874 | -69 |
9 | НПК ОВК | 9 209 943 | 19 016 626 | -52 |
10 | ФГК | 8 734 543 | 2 740 216 | 219 |
11 | ППО | 7 899 193 | 571 519 | 1282 |
12 | Газпромтранс | 6 182 631 | 13 454 483 | -54 |
13 | ХК Новотранс | 6 105 730 | 4 421 018 | 38 |
14 | Фирма Трансгарант | 4 378 737 | 3 892 943 | 12 |
15 | Совфрахт | 3 679 370 | 9 610 433 | -62 |
16 | РН-Транс | 1 428 730 | 1 532 985 | -7 |
17 | БалтТрансСервис | 1 259 801 | 20 178 958 | -94 |
18 | НефтеТрансСервис | 1 089 263 | 1 330 083 | -18 |
19 | Атлант | 932671 | 10039 | 9190 |
20 | Трансойл | 760 063 | 14 792 300 | -95 |
Другим значимым событием стала новость о запуске научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) и платформой по развитию корпоративных решений GenerationS акселератора РЖД по направлениям «Пассажирский комплекс» и «Технологическая независимость». Партнером акселератора выступает АСИ. Участники смогут провести «пилотирование» решений и заключить контракт на поставку своих продуктов РЖД и более 30 другим компаниям-партнерам, таким как «Почта России», «Газпромтранс», «Северсталь», «Кировский завод», DPD, FESCO.
Популярным в СМИ инфоповодом о группе FESCO стал запуск компанией регулярных железнодорожных маршрутов из Вероны в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и обратно в рамках расширения контейнерного сервиса FESCO European Railway Network. Основными грузами для перевозки станут продукты питания, товары народного потребления и строительные материалы, отметили в FESCO. Первый контейнерный поезд из Санкт-Петербурга прибыл в Верону 6 сентября, а из Вероны в Москву — 26 сентября.
Большой резонанс в СМИ вызвало участие «Трансконтейнера» (входит в группу «Дело») в Восточном экономическом форуме-2022. В числе ключевых новостей: заключение инвестиционного соглашения между Пермским краем и «Трансконтейнером» об увеличении мощности действующего контейнерного железнодорожного терминала компании на станции Блочная в Перми, заявление директора «Трансконтейнера» Виктора Маркова о росте на 50% объема экспортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке в июле-августе текущего года по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а также подписание соглашений о сотрудничестве между сахалинскими властями и группой компаний «Дело», «Трансконтейнером» и РЖД при интеграции онлайн-сервиса iSales и маркетплейса «РЖД Маркет», «Трансконтейнером» и ООО «СВЛОГРУС» о развитии мультимодальных перевозок из стран АТР через порты Дальнего Востока.
Важным событием в инфополе «Трансконтейнера» стала новость о том, что компания получила право распоряжаться 58,51% акций крупнейшего грузоперевозчика Дальнего Востока ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO). Соответствующие изменения вступили в силу 16 августа, сообщил ТрансКонтейнер. Днем ранее группа компаний «Дело» закрыла сделку по приобретению контрольного пакета акций SASCO. Сумму и другие подробности сделки в пресс-службе «Дело» не комментировали.
Большое внимание СМИ было уделено сообщению о том, что единственный акционер «Трансконтейнера» - группа «Дело» - одобрил решение о выплате дивидендов по результатам прошлых периодов в размере 647 руб. 73 коп. на акцию. На выплату дивидендов будет направлено чуть более 9 млрд руб. из нераспределенной прибыли прошлых периодов, сообщила компания.
Наиболее заметным инфоповодом в медиаполе Globaltrans стало решение компании пока продолжить не выплачивать дивиденды из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств. «Выплата дивидендов по-прежнему приостановлена из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств в холдинговую компанию, зарегистрированную на Кипре», - отмечается в сообщении Globaltrans.
В 3 квартале Globaltrans также активно упоминался в связи с опубликованными финансовыми результатами за I полугодие 2022 г. Так, чистая прибыль российской железнодорожной группы по МСФО выросла в отчетный период в годовом исчислении в 3 раза, до 12,3 млрд рублей, сообщила компания. Скорректированная выручка выросла за отчетный период в 1,7 раза, составив 42,6 млрд рублей, скорректированная EBITDA — в 2,6 раза, до 27 млрд рублей.
Повышенный интерес СМИ вызвали некоторые заявления финансового директора Globaltrans Александра Шенеца в ходе интернет-конференции в сентябре. Он, в частности, сообщил, что компания не исключает возможность сделок M&A (слияний и поглощений). Говоря о программе обратного выкупа глобальных депозитарных расписок Globaltrans, Шенец отметил, что компании пока сложно ее технически реализовать. «Есть у нас программа выкупа акций в объеме до 10% от акционерного капитала. Должен сказать, что на текущий момент нам технически сложно ее реализовывать в силу различных ограничений. Что хотел бы отметить в этой связи - у нас принято решение о погашении ранее выкупленных казначейских акций в сумме 0,24% от акционерного капитала, что позитивно скажется на стоимости компании», - рассказал топ-менеджер.
Взлеты и падения
Существенный скачок во всех трех рейтингах медиаприсутствия показал крупный оператор инновационного парка «Модум-Транс». В сравнении со 2 кварталом 2022 года компания поднялась на 5 позиций по количеству упоминаний (+41%), на 8 мест по индексу заметности (+550%) и на 16 позиций по охвату аудитории (+3449%). Такое значительное перемещение «Модум-Транс» связано с распространением следующего комментария газете «Коммерсантъ»: «По причине отсутствия кассетных подшипников, если вопрос поставок или производства не будет решен, компания будет вынуждена отставлять вагоны в отстой».
Хороший рост в медиарейтингах по сравнению с предыдущим периодом продемонстрировал и «Первый промышленный оператор» (ППО): компания переместилась на 9 мест выше по индексу заметности (+4246%) и на 10 позиций выше по охвату аудитории (+1282%). Основной инфоповод у «Первого промышленного оператора» – «Первая грузовая компания» Владимира Лисина продала ППО 4 тыс. цементовозов. Это 17% от общероссийского парка.
Заметное перемещение в рейтингах медиаприсутствия отмечено у ООО «Нефтехимическая транспортная компания» (НХТК). Компания поднялась на 5 мест по количеству упоминаний (+142%) и на 6 позиций по индексу заметности (+2630%). Наиболее тиражируемыми в СМИ инфоповодами стали новости о начале подготовки на Нижнекамском ремонтно-испытательном пункте газовых танк-контейнеров под перевозку бутена по заявке Нефтехимической транспортной компании и о планах НХТК, генерального экспедитора «СИБУРа», обновить до 2031 года на 40% парк локомотивов, задействованных в грузоперевозках для нужд ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах НПК ОВК (минус 6 позиций по количеству упоминаний), БалтТрансСервис (минус 11 позиций по охвату аудитории) и Трансойл (минус 5 позиций по индексу заметности и минус 11 позиций по охвату аудитории).
Главные темы публикаций
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа FESCO, Трансконтейнер, РЖД Логистика) приняли участие в Восточном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
- СМИ продолжили освещать введенный 18 июня Литвой запрет на транзит ряда товаров в Калининградскую область через свою территорию. В связи с отказом литовского «Шяуляй-банка» производить любые операции с Россией транзит подсанкционных грузов из РФ в самый западный регион страны может прекратиться, заявил глава Калининградской области Антон Алиханов. По его словам, отказ банка от работы с российскими контрагентами будет означать невозможность оплаты российской железной дороги.
- ВНИИЖТ и платформа по развитию корпоративных решений GenerationS запустили акселератор РЖД по направлениям «Пассажирский комплекс» и «Технологическая независимость». Участники смогут провести «пилотирование» решений и заключить контракт на поставку своих продуктов РЖД и более 30 другим компаниям-партнерам, таким как «Газпромтранс», FESCO и др.
- В Совете Федерации увидели риск подорожания бензина и дизеля в регионах России. Причиной может стать прекращение субсидирования железнодорожных перевозок топлива в ДФО, заявил «Известиям» сенатор Юрий Федоров.
- РЖД планируют завершить строительство западного железнодорожного обхода Саратовского узла в 2025 году. Проект позволит снять инфраструктурные ограничения и обеспечить ритмичную доставку грузов в южном направлении.
- РЖД направили в Совет Европейского Союза заявление об отмене введенных в отношении компании ограничений, считая, что санкции ЕС направлены на ограничение возможностей холдинга выполнять социально значимые, гуманитарные функции.
- Первый регулярный контейнерный прямой поезд из Китая прибыл 18 июля в Ульяновск.
Погрузка на сети ОАО «РЖД» в июле составила 102,1 млн тонн, это на 5,5% меньше, чем в июле 2021 года. - Глава ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов попросил власти отменить экспортную надбавку на тарифы РЖД в размере 8%, а также предоставить металлургам скидки.
- Правительство РФ дополнительно направило 683 млн руб. на субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции по льготным тарифам. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.