ESG в российских СМИ 2018-2022 г.г. | СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

ESG в российских СМИ

2018-2022 г.г.

Представляем глобальное исследование темы ESG в российских СМИ, подготовленное с помощью аналитической системы СКАН.

Тема ESG* в российском медиапространстве

В последние годы наблюдается повышенный рост внимания к вопросам следования принципам экологического, социального и корпоративного управления, а также вопросам перехода на возобновляемые и низкоуглеродистые источники энергии. В России этой тематике стали уделять серьезное внимание только в последние годы, а взрывной рост интереса к теме произошел в 2021 году.

Количество публикаций на темы ESG в российском медиапространстве в 2021 году выросло в три раза относительно 2020 года и продолжает расти, но уже не столь высокими темпами: прирост за 2022 год составил 6%. В 2022 году на фоне переключения основного внимания СМИ к теме специальной военной операции на Украине, политическому и санкционному давлению эти цифры роста свидетельствуют об актуальности вопросов ESG в России. В наибольшей степени рост показателя обеспечен вниманием бизнес-сообщества к тематике ESG. Так, в 2022 году
доля десяти наиболее упоминаемых в теме ESG компаний составила 11% от всего объема публикаций данной тематики (год назад этот показатель достигал 16%). Причем, около 6% было обеспечено тремя крупнейшими российскими компаниями СБЕРом, "Газпромом" и ВТБ .

В сравнении с прошлым годом в 2022 г. количество публикаций на темы ESG в медиаполе ТОП-10 российских компаний снизилось на 23%. Снижение показателей связано с санкционным давлением на российскую экономику, что заставило многие компании корректировать модели своего развития. Наибольшее внимание вопросам ESG уделяли компании "Газпром нефть" и РУСАЛ – 20%
сообщений в их медиаполе касались этой темы. Далее идут "Норникель", "Роснефть", "РусГидро" и ММК – доли внимания этих компаний к теме ESG составляли от 12 до 15%. В то же время следует отметить, что в медиаполе СБЕРа и ВТБ эта тема звучала не часто – 7 и 6% соответственно, а высокие количественные показатели связаны с широким освещением в СМИ текущей работы банков. В медиаполе крупнейших компаний с государственным участием ("Газпром", РЖД) тема ESG появляется не часто – 3 и 2% соответственно, а высокие показатели упоминаний этих компаний достигаются за счет широкого освещения в СМИ их деятельности. Структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, в 2022 г. не претерпел существенных изменений к 2021 году.

Значительно выросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО), снизилась европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ).

Динамика упоминаний ESG в СМИ

В 2018-2022 годах отмечается устойчивый рост внимания к темам ESG: количество публикаций о принципах экологического, социального и корпоративного управления выросло почти в 6 раз. За последние пять лет совокупная доля десяти наиболее упоминаемых компаний в теме ESG составила 13%. Если в 2018 году эта доля составляла 9%, то в 2022 она выросла до 11%, а наибольший пик внимания к этой теме был зафиксирован в 2021 году, когда доля упоминаний ТОП-10 компаний составила 16%. ТОП-10 наиболее упоминаемых компаний в теме ESG: Сбер, ВТБ, Газпром, Роснефть,
Норникель, Газпром нефть, РУСАЛ, РЖД, РусГидро и ММК. 

Доля ESG в медиаполе ТОП-10 компаний

В 2022 году в медиаполе ТОП-10 компаний наблюдалось снижение количества публикаций на темы ESG к показателям 2021 года. Наибольшее снижение было зафиксировано у "Газпрома" - на 44%, "Роснефти" - на 36% и РУСАЛа – на 31%. Рост количества упоминаний отмечен только у РЖД – на 6%. В долевом соотношении также фиксировалось снижение общей доли упоминаний ESG в публикациях СМИ. Наибольшее снижение в 2022 году наблюдалось у компании РУСАЛ – на 5 процентных пункта, ММК – на 4 п.п. и "Роснефти" – на 3 п.п.

Существенный рост доли ESG за 2022 год отмечен в медиаполе компании "Газпром нефть" – на 3 п.п. – до 20%. По итогам 2022 года "Газпром нефть" стала лучшей компанией данного исследования по эффективности освещения работы компании в этой сфере.

Матрица ESG в медиаполе ТОП-20 организаций

В 2022 году структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, примерно соответствовал 2021 году. За год значительно возросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО). В то же время снизилась роль европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды,
Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ), а также крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром, ВТБ и РЖД).

Эти изменения отражают реакцию государственного аппарата на вызовы, с которыми столкнулась страна после начала специальной военной операции на Украине. Традиционно в кризисных ситуациях возрастает роль президента, а также силовых и законодательных структур, снижается роль бизнес-сообщества. В сравнении с матрицей 2018 года структурный состав организаций в тематике ESG претерпел в 2022 году существенные изменения. В частности, существенно возросла роль Президента РФ, Банка России, крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром и РЖД). В то же время снизилась роль европейских организаций
(Евросоюз, ООН, НАТО) и Правительства РФ.

ТОП-10 персон в теме ESG

В контексте освещения в СМИ вопросов экологического, социального и корпоративного управления наиболее часто упоминался Президент РФ Владимир Путин, из бизнес-сообщества – Олег Дерипаска (здесь стоит отметить, что упоминания О. Дерипаски в основном носили контекстный характер).

В главной роли СМИ наиболее часто упоминали в теме ESG также Владимира Путина, который являлся активным участником всех широко освещаемых в РФ событий и первого заместителя председателя правления Сбербанка Александра Ведяхина, который комментировал разворот России на Восток. По словам Ведяхина, это сделает ESG повестку вновь актуальной для РФ. Александр Ведяхин принимал также активное участие в международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных, комментировал запуск Сбербанком сервиса ESG-самодиагностики для среднего и крупного бизнеса. Можно сказать, что в 2022 году Александр Ведяхин перехватил пальму первенства у Германа Грефа, который был фронтменом темы ESG в 2021 году. 

ESG | Источники

В 2022 году темы экологического, социального и корпоративного управления наиболее активно освещало информационное агентство ТАСС. В структуре уровней источников преобладали региональные СМИ, а наибольшее количество материалов на темы ESG вышло в Интернет-источниках. В 2021 году, как и во все последние пять лет, картина была аналогичной: в освещении тем ESG лидировали ТАСС, региональные СМИ и Интернет-источники.

*Один из мировых принципов инвестирования – ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление).

Период исследования: 1 января 2018 года – 31 декабря 2022 года.

Исследование реализовано с использованием информационно-аналитической системы СКАН.
Анализировались только материалы, публикуемые на русском языке.
Информационное поле проанализировано по количественным и качественным параметрам.
Для исключения фоновых публикаций, анализ информационного поля компаний в контексте тем ESG производился по их упоминаниям в главной роли.

13.02.2023 17:47

Рейтинг опубликован по ссылке

Другие ситуативные рейтинги

Все рейтинги отрасли

Вам будет интересно

Будни пресс-службы

Дорогая редакция, или как решаются конфликты в современных медиа

Взаимоотношения журналистов и сотрудников пресс-служб — тонкая и непростая история. Часто пресс-секретарям и PR-менеджерам приходится разбираться с появлением публикаций, которые либо раскрывают о компании нежелательные данные, либо противоречат действительности. Как действовать в такой ситуации и всегда ли подача судебного иска — единственно верный выход?

25.09.2019 17:36
Кейсы

Как PR-отделам работать с KPI в 2023 году: 3 кейса из разных отраслей

PR-специалисты «Мегафона», Fix Price и IT-компании в области информационной защиты «Код безопасности» рассказали, как с 2022 года изменилась их работа и подход к KPI. В каждом кейсе — инсайты от PR-экспертов.

26.06.2023 11:27
База знаний

Чем занимается пресс-служба: версия из учебника vs суровая реальность

Студентам специальности «Связи с общественностью» транслируют представление о буднях пресс-службы, которому, на наш скромный взгляд, не хватает жизненной убедительности. Мы собрали основные пойнты из учебников и комментарии PR-специалистов о том, что происходит в пресс-службах на самом деле.

29.12.2023 14:14

Получите тестовый
доступ к SCAN

Наши специалисты свяжутся с вами и покажут возможности СКАНа для решения ваших задач

Ваши ФИО
Введите форму обращения
Email
Введите email
Компания
Введите название компании
Выберите подразделение
Телефон
Введите телефон

Соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой и получение информационных рассылок от СКАН-Интерфакс

Пожалуйста, подтвердите согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой и получение рассылки