В медиарейтингах железнодорожных операторов по итогам II квартала 2023 года первое и второе места заняли группа FESCO и компания «Трансконтейнер».
При этом первая сохранила за собой лидирующие позиции во всех трех рейтингах, а вторая по индексу заметности и охвату поднялась по сравнению с предыдущим периодом на одну строчку. Стоит отметить, что транспортный оператор FESCO в рейтингах по количеству упоминаний, индексу заметности и охвату увеличил свои показатели на 42%, 52% и 123% соответственно, в то время как «Трансконтейнер» улучшил свои результаты на 47%, 80% и 327%.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, II квартал 2023 | Упоминания в СМИ, I квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 2 424 | 1 711 | 42% |
2 | ТрансКонтейнер | 1 417 | 964 | 47% |
3 | НПК ОВК | 863 | 680 | 27% |
4 | РЖД Логистика | 647 | 424 | 53% |
5 | Globaltrans | 386 | 813 | -53% |
6 | Русагротранс | 313 | 362 | -14% |
7 | ФГК | 221 | 337 | -34% |
8 | ПГК | 181 | 117 | 55% |
9 | Газпромтранс | 170 | 208 | -18% |
10 | ХК Новотранс | 160 | 279 | -43% |
11 | ОТЛК ЕРА | 132 | 91 | 45% |
12 | Евросиб СПб-ТС | 79 | 80 | -1% |
13 | Совфрахт | 71 | 89 | -20% |
14 | НефтеТрансСервис | 68 | 95 | -28% |
15 | Модум-Транс | 54 | 24 | 125% |
16 | Уралхим-Транс | 48 | 73 | -34% |
17 | Трансойл | 41 | 44 | -7% |
18 | ЛУКОЙЛ-Транс | 31 | 6 | 417% |
19 | НХТК | 29 | 26 | 12% |
20 | Атлант | 28 | 47 | -40% |
Третье место по упоминаемости занял железнодорожный холдинг НПК ОВК, а по индексу заметности оператор «РЖД Логистика». Обе компании при этом переместились на одну строчку вверх по сравнению с предыдущим периодом. В то же время в процентном соотношении НПК ОВК и «РЖД Логистика» укрепили свои показатели на 27% и 71% соответственно.
В тройке лидеров по охвату аудитории (26 млн) оказался крупнейший частный железнодорожный оператор в России Globaltrans. При этом компания опустилась в сравнении со II кварталом на одну позицию, тем не менее улучшив свой результат на 65%.
№ | Наименование | Индекс заметности, II квартал 2023 | Индекс заметности, I квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 983 079 | 645 856 | 52% |
2 | ТрансКонтейнер | 369 567 | 205 154 | 80% |
3 | РЖД Логистика | 180 786 | 105 995 | 71% |
4 | НПК ОВК | 121 804 | 99 327 | 23% |
5 | Globaltrans | 115 475 | 228 706 | -50% |
6 | ФГК | 78 471 | 94 558 | -17% |
7 | ПГК | 39 029 | 11 532 | 238% |
8 | Газпромтранс | 36 384 | 16 915 | 115% |
9 | ХК Новотранс | 25 328 | 67 436 | -62% |
10 | Русагротранс | 24 119 | 60 484 | -60% |
11 | Евросиб СПб-ТС | 17 902 | 7 134 | 151% |
12 | Совфрахт | 13 703 | 17 247 | -21% |
13 | Уралхим-Транс | 12 517 | 4 897 | 156% |
14 | ОТЛК ЕРА | 10 445 | 11 997 | -13% |
15 | Трансойл | 5 273 | 26 877 | -80% |
16 | НефтеТрансСервис | 4 698 | 29 580 | -84% |
17 | БалтТрансСервис | 4 400 | 8 773 | -50% |
18 | ЛУКОЙЛ-Транс | 4 213 | 122 | 3353% |
19 | Мечел-Транс | 4 209 | 560 | 652% |
20 | RAILGO | 1 855 | 26 637 | -93% |
Самым заметным инфоповодом, связанным с FESCO, стало участие компании в Петербургском международном экономическом форуме–2023. В числе ключевых новостей: подписание соглашений с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым о сотрудничестве в целях повышения инвестиционной привлекательности области, лесопромышленным холдингом Segezha Group об организации мультимодальных контейнерных перевозок в импортных, экспортных и внутрироссийских направлениях, правительством Челябинской области о сотрудничестве в развитии транспортно-логистического обеспечения предприятий региона и правительством Курганской области о сотрудничестве, которое предполагает участие FESCO в инвестиционных проектах в сфере логистики в регионе.
Важным событием в медиаполе транспортной группы FESCO стало ее участие в международной выставке транспортно-логистических услуг ТрансРоссия, в ходе которой был заключен ряд соглашений о сотрудничестве. Так, FESCO совместно с Российским экспортным центром запустят новый сервис «Рыбный шаттл» по доставке рыбной продукции в рефрижераторных контейнерах из портов Дальнего Востока в Китай, а также из Мурманска и Санкт-Петербурга в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Логистическим оператором сервиса выступает компания «Дальрефтранс» - дочернее предприятие FESCO, выполняющее перевозки грузов, требующих температурного режима. Кроме того, транспортная группа и логистический оператор Pony Express заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие ускоренных грузовых перевозок из Китая в Россию и обратно. Также FESCO и российский ретейлер «Лента» договорились о сотрудничестве в сфере развития контейнерных перевозок между странами Азии и Россией. Помимо прочего, транспортная группа и российская производственная компания «Систэм Электрик» заключили соглашение о намерениях в сфере развития импортных перевозок.
Повышенный интерес СМИ вызвала отчетность FESCO по МСФО за 2022 год. Чистая прибыль транспортной группы выросла на 4%, до 39,388 млрд рублей. Выручка по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 43%, до 162,639 млрд рублей. Показатель EBITDA в 2022 г. составил 71,483 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2021 г., сообщила компания. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 2 п.п., до 43%.
На лидирующее положение «ТрансКонтейнера» (входит в группу компаний «Дело») в рейтинге упоминаний существенно повлияло участие компании в международной выставке TransRussia-2023. Среди основных событий можно выделить заключение меморандума с ГК «Деловые линии» о совместном развитии международных контейнерных перевозок, а также подписание соглашений с China Railway Materials Co., Ltd. (входит в China Logistics Group) о намерении расширить масштабы грузовых перевозок между Китаем и Россией, Монголией, а также Европой и Средней Азией, с китайской государственной компанией Inner Mongolia Foreign Trade Development Co., созданной для содействия расширению экономического потенциала Внутренней Монголии, о сотрудничестве с целью увеличения объема перевозок между Китаем, Россией и Монголией и с АО «Соликамскбумпром» о расширении сотрудничества в части организации перевозок бумажной продукции назначением в Китай и Индию. Кроме того, группа компаний Global Ports (входит в ГК «Дело») и минерально-химическая компания ЕвроХим договорились о перевалке удобрений в спецконтейнерах через порт Санкт-Петербурга. Для организации транспортно-экспедиционного обслуживания Global Ports арендует фитинговые платформы у компании «ТрансКонтейнер».
Громким инфоповодом стало участие ПАО «Трансконтейнер» в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, контейнерный оператор и группа ФосАгро заключили договор о намерениях сотрудничества в сфере грузоперевозок. Кроме того, «Трансконтейнер» и АО «Славтранс-Сервис» планируют осуществлять комплексное транспортно-логистическое обслуживание российских экспортеров сельскохозяйственной продукции и готовых продуктов питания, доставляемых по железной дороге в контейнерах из РФ в КНР и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. СМИ также цитировали заявления первого вице-президента «Трансконтейнера» Виктора Марков, сделанные им в ходе ПМЭФ. По мнению топ-менеджера, компания видит тенденцию к восстановлению рынка контейнерных железнодорожных перевозок через порты северо-запада России. «Мы очень оптимистично смотрим на возобновление (ж/д) перевозок через северо-западные порты и ожидаем уже их восстановления в следующем году», - сказал он. Помимо прочего, В. Марков сообщил, что «ТрансКонтейнер» отмечает поддержку со стороны российских таможенных органов в условиях перестройки логистики. «Мы видим явные позитивные улучшения – упрощение процедур таможенного контроля, стремление и желание таможенных органов обеспечить увеличение пропускной способности пограничных передаточных станций, которые на сегодняшний день перегружены», - заявил первый вице-президент железнодорожного оператора. Он также высказал мнение, что проблему дефицита контейнеров на российском контейнерном рынке удалось полностью решить.
Кроме того, широкое распространение в СМИ получили сообщения о том, что с момента запуска в мае 2022 года постоянно курсирующего почтового контейнерного поезда «Россия» по маршруту Москва – Владивосток – Москва прошло 64 поезда. Они доставили 4,5 тыс. крупнотоннажных контейнера и более 63 тыс. тонн грузов, сообщается на сайте Почты России. Заказчик сервиса – «Почтовая логистическая компания». Фитинговые платформы и крупнотоннажные контейнеры для организации перевозки предоставляет «ТрансКонтейнер».
№ | Наименование | Охват аудитории, II квартал 2023 | Охват аудитории, I квартал 2023 | Изменения, % |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 48 841 306 | 21 869 754 | 123% |
2 | ТрансКонтейнер | 47 684 396 | 11 163 194 | 327% |
3 | Globaltrans | 26 098 740 | 15 839 323 | 65% |
4 | РЖД Логистика | 16 493 144 | 6 808 843 | 142% |
5 | ПГК | 15 105 173 | 2 138 477 | 606% |
6 | Газпромтранс | 10 980 095 | 9 423 117 | 17% |
7 | ФГК | 10 290 623 | 7 018 989 | 47% |
8 | ОТЛК ЕРА | 8 868 381 | 801 280 | 1007% |
9 | НефтеТрансСервис | 7 913 638 | 9 144 515 | -13% |
10 | Русагротранс | 7 756 334 | 6 221 324 | 25% |
11 | Модум-Транс | 7 426 438 | 607 439 | 1123% |
12 | Трансойл | 7 255 090 | 2 175 718 | 233% |
13 | Атлант | 6 655 562 | 2 288 510 | 191% |
14 | ППО | 5 084 398 | 503 953 | 909% |
15 | НПК ОВК | 4 589 988 | 3 779 978 | 21% |
16 | Совфрахт | 3 464 285 | 2 924 095 | 18% |
17 | ХК Новотранс | 2 627 290 | 7 757 961 | -66% |
18 | RAILGO | 2 319 909 | 2 304 628 | 1% |
19 | ЛУКОЙЛ-Транс | 2 008 050 | 2 383 | 84166% |
20 | БалтТрансСервис | 682 290 | 6 303 542 | -89% |
Наибольшее внимание СМИ в течение II квартала 2023 года было приковано к новостям об итогах торгов на российском рынке акций, на котором ценные бумаги НПК «Объединенная вагонная компания» показывали разнонаправленную динамику. Кроме того, по расчетам «РБК Инвестиций», ценные бумаги железнодорожного холдинга попали в Топ-10 акций российских компаний по росту котировок в первом квартале 2023 года.
Другим популярным инфоповодом о НПК «ОВК» стала новость о рекомендации совета директоров компании акционерам не выплачивать дивиденды за 2022 г. на фоне убытков.
В числе самых обсуждаемых событий с упоминанием НПК «Объединенная вагонная компания» стало ее участие в выставке транспортно-логистических услуг ТрансРоссия-2023, в рамках которой был достигнут ряда договоренностей. Так, подписано соглашение о поставке в 2024 году железнодорожному оператору «Логистика 1520» 300 вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений. Кроме того, НПК «ОВК» договорилась об обеспечении 1 тыс. зерновозов ГК «АСТОН» (занимаются производством продуктов питания и пищевых ингредиентов) и железнодорожному оператору «МосРегионТранс». С Могилевским вагоностроительным заводом подписано лицензионное соглашение, предусматривающее освоение на белорусском предприятии производства грузовых вагонов на тележках 18-9855 с осевой нагрузкой 25 т. Также холдинг «ОВК» поставит транспортной компании «Вестерн Петролеум Транспортэйшн» до 3000 вагонов-цистерн для нефти и нефтепродуктов, начиная с 2024 года.
Взлеты и падения
Существенный скачок сразу в нескольких рейтингах медиаприсутствия показали компании «ЛУКОЙЛ-Транс», «Модум-Транс», Первая грузовая компания.
Так, железнодорожный оператор «ЛУКОЙЛ-Транс» в сравнении с I кварталом 2023 года поднялся на 7 позиций по количеству упоминаний (+417%), на 6 мест по индексу заметности (+3353%) и на 5 строчек по охвату (+84166%). Такое значительное перемещение компании связано с участием «ЛУКОЙЛ-Транса» в первом этапе Всероссийской ярмарки вакансий «Работа России. Время возможностей». Кроме того, газета «Коммерсантъ» написала, что по выручке на вагон в сутки ПГК (2797 руб.) и ФГК (2488 руб.) в 2022 году заметно опережает «ЛУКОЙЛ-Транс» с 7,2 тыс. руб.
В свою очередь, «Модум-Транс» по сравнению с предыдущим периодом переместился на 7 мест выше по количеству упоминаний (+125%) и на 9 позиций выше по охвату аудитории (+1123%). В центре внимания СМИ оказалась новость о том, что суммарная чистая прибыль 18 ведущих операторов грузовых вагонов сети РЖД по итогам 2022 года составила 226,2 млрд руб. Относительно результатов 2021-го показатель вырос в 2,3 раза. Об этом говорится в отчетности компаний по РСБУ, которую приводит РБК. Более половины суммарной чистой прибыли обеспечили четыре крупнейшие по количеству грузовых вагонов компании, в числе которых «Модум-Транс» (нарастил прибыль в 3,49 раза, до 24,19 млрд руб.). Парк грузовых вагонов сети РЖД насчитывает почти 1,3 млн штук. По данным Rollingstock Agency на конец 2022 года, 5,3% из них оперировал «Модум-Транс».
Компания ПГК в сравнении с I кварталом 2023 года поднялась на 3 строчки по количеству упоминаний (+55%), на 9 мест по индексу заметности (+238%) и на 13 позиций по охвату аудитории (+606%). Основной инфоповод - ООО «Заринская вагоноремонтная компания» (Алтайский край, «дочка» ПГК) начало производить колесные пары. Также стало известно, что ПГК выстроила сквозной сервис доставки контейнеров с Дальнего Востока в Москву с использованием собственного подвижного состава и перегрузкой из полувагонов на фитинговые платформы на специальных терминалах в центральной части России.
Евросиб СПб-ТС по сравнению с предыдущим периодом переместился на 3 строчки выше по количеству упоминаний (при этом в процентном соотношении снизил результат на 1%) и на 7 мест выше по индексу заметности (+151%). Это обусловлено новостью о том, что АО «Евросиб СПб-транспортные системы» и ООО «Контейнерный терминал Купавна» в рамках выставки «ТрансРоссия-2023» подписали соглашение о стратегическом партнерстве.
Заметное передвижение в сравнении с I кварталом 2023 года в рейтинге по охвату аудитории отмечено у оператора транзитных контейнерных сервисов между Китаем и Европой ОТЛК ЕРА. Компания поднялась сразу на 11 позиций (+1007%). Газета РБК написала, что в октябре 2022 года первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил создать логистического оператора для коридора «Север — Юг», которым будут владеть Россия, Азербайджан и Иран, приведя в пример ОТЛК, созданную железнодорожными администрациями России, Казахстана и Белоруссии. Комментируя это предложение, глава «ТрансКонтейнера» Виталий Евдокименко заметил, что прежде всего надо развивать инфраструктуру транспортного коридора и условия работы на нем для всех участников транспортно-логистического рынка.
Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах ХК Новотранс (минус 2 позиции по количеству упоминаний, минус 2 места по индексу заметности и минус 11 строчек по охвату аудитории), НефтеТрансСервис (компания опустилась на 2 позиции по количеству упоминаний, на 7 мест по индексу заметности и на 4 строчки по охвату аудитории), БалтТрансСервис (снижение на 11 позиций по охвату аудитории), RAILGO (минус 4 места по количеству упоминаний, минус 8 строчек по индексу заметности и минус 3 позиции по охвату аудитории) и Трансойл (компания опустилась на 5 мест по индексу заметности).
Главные темы публикаций
- Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК, ОТЛК ЕРА) приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
- Железнодорожные операторы (группа Fesco, Трансконтейнер, Globaltrans, ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС, ХК Новотранс, Модум-Транс) приняли участие в прошедшей в апреле международной транспортно-логистической выставке «TransRussia 2023».
- Великобритания 19 мая сообщила о введении санкций в отношении 86 физических лиц и ряда компаний, связанных с Россией. К организациям, оказавшимся в перечне, относятся Совфрахт и транспортная группа Fesco. Помимо этого, в «черный список» внесены члены советов директоров РЖД.
- С 1 мая 2023 г. года между турецким Трабзоном и российским городом Сочи может возобновиться регулярное паромное сообщение. Каждый паром будет перевозить 300 человек, 200 автомобилей, 6 автобусов и 12 контейнеров для сыпучих грузов.
- Россия и Иран 17 мая подписали соглашение по строительству последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора «Север-Юг», который позволит довозить грузы по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без перегрузки, а развитие мощностей этого проекта, по сути, создаст альтернативу Суэцкому каналу. Участие в церемонии по видеосвязи приняли президент России Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси.
- В Новосибирске с 28 по 30 июня прошел X Международный Сибирский транспортный форум, участие в котором приняли РЖД, Трансконтейнер и Евросиб СПб-ТС.
- Президент Украины Владимир Зеленский 27 мая ввел санкции против связанных с РФ и Белоруссией 220 юридических лиц. Среди компаний значится «РЖД логистика».
- РЖД запустили программу «выращивания» для субъектов малого и среднего предпринимательства, в которую может включить до 5 компаний.
- Погрузка на сети РЖД, по оперативной информации, в марте 2023 г. составила 109,1 млн тонн, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 0,7%, до 236,3 млрд тарифных тонно-км.
- Президент РФ Владимир Путин во время рабочей поездки в Тулу посетил завод «Тулажелдормаш», который специализируется на создании тяжелой путевой техники и оборудования для строительства, обновления и содержания железнодорожных путей. Основным заказчиком является РЖД.
Методика
СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Период исследования: апрель-июнь 2023 г.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.
Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определённый период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват аудитории —среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации. Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.