Этика в PR: важность прозрачности и честности в коммуникациях | Блог СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

Главная Блог База знаний Этика в PR: важность прозрачности и честности в коммуникациях

Этика в PR: важность прозрачности и честности в коммуникациях

Сегодня доверие аудитории — на вес золота, а подорвать его может один пост в соцсетях. В таких условиях брендам особенно важно грамотно выстраивать коммуникацию, а PR-специалистам — уделять внимание этике. Почему этичность в PR важна и как ее внедрить, рассказываем в этом материале.

Сущность и принципы профессиональной этики PR

Профессиональная этика PR-деятельности — это совокупность моральных принципов и ценностей, определяющих поведение специалистов по public relations (связям с общественностью). Пиар-этика подразумевает соблюдение честности, прозрачности, справедливости, уважения и ответственности во всех аспектах коммуникации бренда с ЦА — потенциальными и существующими клиентами, сотрудниками, партнерами, инвесторами, СМИ.

По сути, это умение поступать правильно, даже когда это сложно: пиар-специалисты должны формировать положительный публичный образ бренда, но внутренние практики компании могут быть далеки от совершенства. Например, сейчас модно декларировать заботу о клиентах, но если служба поддержки работает плохо, PR-отделу будет сложно продвигать этот месседж, оставаясь в рамках профессиональной этики.

Фактически задача пиар-специалиста — не только самому соблюдать стандарты профессиональной этики, но и убеждать руководство или клиентов строить отношения с общественностью на следующих принципах:

  • Открытая коммуникация. Компания должна предоставлять полные, четкие и понятные сведения о своих продуктах, услугах, проектах, бизнес-процессах.
  • Доступность информации. У людей не должно возникать сложностей с поиском данных о компании. Например, если они хотят удостовериться в качестве продуктов или финансовой стабильности организации, то легко могут найти сертификаты и годовые отчеты на официальном сайте.
  • Честность. Нужно предоставлять правдивую информацию, без преувеличений, искажений и упущений. 
  • Ответственность. Если компания допустила ошибку, она должна ее признать.
  • Уважение к аудитории. Бизнес должен уважать права клиентов, сотрудников и партнеров, прислушиваться к мнению общественности, не использовать манипулятивные техники.
  • Справедливость. Нужно обеспечить справедливое и равноправное отношение бренда ко всем группам населения, избегать дискриминации, продвигать инклюзивность.

Важность прозрачности и честности в коммуникациях

Этика PR напрямую связана с формированием имиджа бренда. Можно пойти простым путем: запустить несколько громких PR-кампаний, придумать красивые месседжи, но если картинка не совпадает с реальностью, это быстро выяснится. Люди будут разочарованы и перестанут доверять бренду, а доверие — главный капитал PR.

Этичный пиар, напротив, позволяет:

  • Укреплять доверие. Честная коммуникация, прямой доступ к информации и прозрачность действий показывают аудитории, что бренд не прячет скелеты в шкафу и ему можно доверять.
  • Повышать вовлеченность. Люди лучше вовлекаются во взаимодействие с компанией, когда уверены, что она разделяет их ценности. Чувство сопричастности укрепляет эмоциональную связь между брендом и аудиторией.
Изображение

Бренд SYNERGETIC подробно рассказывает о своих экоинициативах, и в его проекты уже включилось около полумиллиона ответственных граждан

  • Выстраивать долгосрочные отношения. Последовательность в этичных практиках создает ощущение надежности, а уважение к ЦА делает клиентов адвокатами бренда. Благодаря кредиту доверия компании могут избегать оттока аудитории, даже если совершили ошибку. Например, поклонники Apple годами защищают бренд в спорах, потому что верят в его философию, даже когда компания попадает в скандальную хронику.
  • Предотвращать репутационные кризисы. Этичный подход минимизирует риски скандалов. Если компания не покупает фейковые отзывы, а честно поощряет и отрабатывает обратную связь от реальных клиентов, ей не грозят неприятные разоблачения. Если все же случился какой-то инцидент, его тоже можно купировать с помощью открытости — как сделал бренд 12 Storeez, когда стал объектом кибератаки и вымогательства.
Изображение

По данным СКАН-Интерфакс, прозрачная коммуникация бренда свела к минимуму распространение негатива в СМИ и соцмедиа

  • Снижать риски юридических санкций. Недавно ФАС оштрафовала Альфа-банк за недостоверную рекламу инвестиционного счета. Если бы банк предоставил полную информацию о продукте, то сэкономил бы деньги на штрафе и контррекламе.
  • Отстраиваться от конкурентов. Этичные бренды выгодно выделяются на фоне компаний, которые используют грязные PR-методы или не уделяют достаточного внимания честности в коммуникациях. Например, «ВкусВилл» — по сути, такая же сеть магазинов у дома, как «Магнит» или «Пятерочка», но бренд сильно отличается акцентом на построении активного клиентского комьюнити.
Изображение
Изображение

По данным TGStat, средняя вовлеченность в ТГ-канале «ВкусВилл» в несколько раз выше, чем у «Пятерочки»

Попробуйте технологии SCAN в деле

Получить тестовый доступ
S

Этические дилеммы в PR и их решение

Бизнесу нелегко соблюдать этические нормы в PR-деятельности: часто приходится выбирать между краткосрочной выгодой и долгосрочным риском потери репутации. Например, коллаборация с мегапопулярным блогером может серьезно увеличить охват аудитории, но стоит ли запускать такое партнерство, если медийная персона транслирует взгляды, которые противоречат ценностям бренда?

Пиар-специалистам также нередко приходится лавировать между необходимостью удовлетворять пожелания руководства или клиента и стремлением выполнять свою работу честно и профессионально. Например, должен ли пресс-секретарь утаить негативную информацию от СМИ по настоянию начальства, если это противоречит принципу открытости?

Но таких дилемм может и не возникнуть, если все стейкхолдеры разделяют единые этические стандарты. Роль специалиста в области коммуникаций не только в том, чтобы самому соблюдать принципы PR-этики, но и убеждать других следовать той же политике. Для этого нужно внедрять соответствующую культуру внутри организации: 

  • принять кодекс корпоративной этики;
  • разработать стратегию этичной коммуникации;
  • проводить семинары и тренинги для обучения сотрудников;
  • наладить сбор обратной связи.

Часто задаваемые вопросы (FAQ) про этику в PR

К чему может привести несоблюдение этики в PR?

Несоблюдение этики в сфере коммуникаций с общественностью может грозить серьезными последствиями:

  • утратой доверия ЦА;
  • потерей имиджа;
  • бойкотами и хейт-кампаниями;
  • оттоком клиентов и убытками;
  • штрафами и другими правовыми проблемами.

Где описаны принципы этичного PR?

Пиар-специалисты могут ориентироваться на кодексы профессиональной этики PR-деятельности, принятые:

  • IPRA — Международной ассоциацией по связям с общественностью;
  • PRSA — Американским обществом по связям с общественностью;
  • РАСО — Российской ассоциацией по связям с общественностью.

Как понять, что коммуникация компании действительно прозрачна?

Прозрачность проявляется в готовности компании открыто делиться полной и достоверной информацией. Если на сайте легко найти отчеты, сертификаты и условия продуктов, если пресс-служба оперативно отвечает на запросы СМИ, а ошибки признаются и комментируются публично — значит, коммуникация соответствует этическим стандартам.

Как действовать PR-специалисту, если руководство требует нарушить этические нормы?

В таких ситуациях важно аргументировать свою позицию: объяснить, какие репутационные и финансовые риски несет компания при несоблюдении этики. Можно также привести примеры негативных кейсов конкурентов. 

Заключение

PR-этика — ключевой принцип построения успешных коммуникаций, который определяет судьбу бренда в долгосрочной перспективе. Честность, прозрачность и ответственность перед аудиторией создают прочный фундамент доверия, на котором строится успешное взаимодействие с клиентами, партнерами и обществом. PR-специалистам нужно активно продвигать культуру этичных коммуникаций на корпоративном уровне и соблюдать пиар-этику в повседневной работе.

Попробуйте технологии SCAN в деле

Получить тестовый доступ
S

Опубликовано: 11.09.2025 11:03
Обновлено: 21.11.2025 17:24

Получите тестовый
доступ к SCAN

Наши специалисты свяжутся с вами и покажут возможности СКАНа для решения ваших задач

Ваши ФИО
Введите форму обращения
Email
Введите email
Компания
Введите название компании
Выберите подразделение
Телефон
Введите телефон

Соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой и получение информационных рассылок от СКАН-Интерфакс

Пожалуйста, подтвердите согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой и получение рассылки

Вам будет интересно

База знаний

PR в здравоохранении 2025: самые громкие инфоповоды и тренды контента от клиник и фармкомпаний

На недавнем совместном вебинаре СКАН-Интерфакс и «Хабр» эксперты представили масштабное исследование медиаактивности медклиник и фармкампаний в 2025 году и дополнили его личными наблюдениями и живыми примерами. Собрали самые интересные цифры, тренды и темы, которые сформировали текущую повестку на рынке здравоохранения и будут продолжать влиять на инфополе в 2026 году.

04.12.2025 11:59
База знаний

Как бизнесу продвигать свой канал в Telegram

Компании заводят канал в Telegram и приводят часть подписчиков из прежних соцсетей. Следующий этап развития площадки — привлечь в него аудиторию Telegram. Для естественного притока подписчиков новому каналу обычно недостаточно создавать классный контент. Даже если аудитория канала активно лайкает, комментирует и пересылает посты, стартовое количество подписчиков бывает слишком мало, чтобы «привести» заметное число новичков. При этом привычных инструментов раскрутки в Telegram нет. В статье рассказываем о платных и бесплатных способах привлечения аудитории. Рекомендации основаны на материалах нашего совместного вебинара с Оксаной Шевельковой, в прошлом журналиста и руководителя корпоративных коммуникаций, а теперь — независимого консультанта по продвижению в Telegram.

14.06.2022 09:16
База знаний

Что такое питчинг: структура отличного питчинга с примерами

В 2024 году сервис Muck Rack опросил более тысячи журналистов и выяснил, что 46% получают как минимум шесть питчей в день, а почти четверть респондентов выпускает 11 или более материалов в неделю. Неудивительно, что при такой загрузке около половины опрошенных игнорируют неинтересные им инфоповоды. Но удачный питч может принести компании бесплатную публикацию в популярных медиа и стать основой для долгосрочного сотрудничества с редакциями и блогерами. Объясняем, что же такое питчинг и рассказываем, как питчить журналистов правильно.

22.05.2025 12:54