ESG в российских СМИ 2018-2022 г.г. | СКАН-Интерфакс

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

ESG в российских СМИ

2018-2022 г.г.

Представляем глобальное исследование темы ESG в российских СМИ, подготовленное с помощью аналитической системы СКАН.

Тема ESG* в российском медиапространстве

В последние годы наблюдается повышенный рост внимания к вопросам следования принципам экологического, социального и корпоративного управления, а также вопросам перехода на возобновляемые и низкоуглеродистые источники энергии. В России этой тематике стали уделять серьезное внимание только в последние годы, а взрывной рост интереса к теме произошел в 2021 году.

Количество публикаций на темы ESG в российском медиапространстве в 2021 году выросло в три раза относительно 2020 года и продолжает расти, но уже не столь высокими темпами: прирост за 2022 год составил 6%. В 2022 году на фоне переключения основного внимания СМИ к теме специальной военной операции на Украине, политическому и санкционному давлению эти цифры роста свидетельствуют об актуальности вопросов ESG в России. В наибольшей степени рост показателя обеспечен вниманием бизнес-сообщества к тематике ESG. Так, в 2022 году
доля десяти наиболее упоминаемых в теме ESG компаний составила 11% от всего объема публикаций данной тематики (год назад этот показатель достигал 16%). Причем, около 6% было обеспечено тремя крупнейшими российскими компаниями СБЕРом, "Газпромом" и ВТБ .

В сравнении с прошлым годом в 2022 г. количество публикаций на темы ESG в медиаполе ТОП-10 российских компаний снизилось на 23%. Снижение показателей связано с санкционным давлением на российскую экономику, что заставило многие компании корректировать модели своего развития. Наибольшее внимание вопросам ESG уделяли компании "Газпром нефть" и РУСАЛ – 20%
сообщений в их медиаполе касались этой темы. Далее идут "Норникель", "Роснефть", "РусГидро" и ММК – доли внимания этих компаний к теме ESG составляли от 12 до 15%. В то же время следует отметить, что в медиаполе СБЕРа и ВТБ эта тема звучала не часто – 7 и 6% соответственно, а высокие количественные показатели связаны с широким освещением в СМИ текущей работы банков. В медиаполе крупнейших компаний с государственным участием ("Газпром", РЖД) тема ESG появляется не часто – 3 и 2% соответственно, а высокие показатели упоминаний этих компаний достигаются за счет широкого освещения в СМИ их деятельности. Структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, в 2022 г. не претерпел существенных изменений к 2021 году.

Значительно выросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО), снизилась европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ).

Динамика упоминаний ESG в СМИ

В 2018-2022 годах отмечается устойчивый рост внимания к темам ESG: количество публикаций о принципах экологического, социального и корпоративного управления выросло почти в 6 раз. За последние пять лет совокупная доля десяти наиболее упоминаемых компаний в теме ESG составила 13%. Если в 2018 году эта доля составляла 9%, то в 2022 она выросла до 11%, а наибольший пик внимания к этой теме был зафиксирован в 2021 году, когда доля упоминаний ТОП-10 компаний составила 16%. ТОП-10 наиболее упоминаемых компаний в теме ESG: Сбер, ВТБ, Газпром, Роснефть,
Норникель, Газпром нефть, РУСАЛ, РЖД, РусГидро и ММК. 

Доля ESG в медиаполе ТОП-10 компаний

В 2022 году в медиаполе ТОП-10 компаний наблюдалось снижение количества публикаций на темы ESG к показателям 2021 года. Наибольшее снижение было зафиксировано у "Газпрома" - на 44%, "Роснефти" - на 36% и РУСАЛа – на 31%. Рост количества упоминаний отмечен только у РЖД – на 6%. В долевом соотношении также фиксировалось снижение общей доли упоминаний ESG в публикациях СМИ. Наибольшее снижение в 2022 году наблюдалось у компании РУСАЛ – на 5 процентных пункта, ММК – на 4 п.п. и "Роснефти" – на 3 п.п.

Существенный рост доли ESG за 2022 год отмечен в медиаполе компании "Газпром нефть" – на 3 п.п. – до 20%. По итогам 2022 года "Газпром нефть" стала лучшей компанией данного исследования по эффективности освещения работы компании в этой сфере.

Матрица ESG в медиаполе ТОП-20 организаций

В 2022 году структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, примерно соответствовал 2021 году. За год значительно возросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО). В то же время снизилась роль европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды,
Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ), а также крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром, ВТБ и РЖД).

Эти изменения отражают реакцию государственного аппарата на вызовы, с которыми столкнулась страна после начала специальной военной операции на Украине. Традиционно в кризисных ситуациях возрастает роль президента, а также силовых и законодательных структур, снижается роль бизнес-сообщества. В сравнении с матрицей 2018 года структурный состав организаций в тематике ESG претерпел в 2022 году существенные изменения. В частности, существенно возросла роль Президента РФ, Банка России, крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром и РЖД). В то же время снизилась роль европейских организаций
(Евросоюз, ООН, НАТО) и Правительства РФ.

ТОП-10 персон в теме ESG

В контексте освещения в СМИ вопросов экологического, социального и корпоративного управления наиболее часто упоминался Президент РФ Владимир Путин, из бизнес-сообщества – Олег Дерипаска (здесь стоит отметить, что упоминания О. Дерипаски в основном носили контекстный характер).

В главной роли СМИ наиболее часто упоминали в теме ESG также Владимира Путина, который являлся активным участником всех широко освещаемых в РФ событий и первого заместителя председателя правления Сбербанка Александра Ведяхина, который комментировал разворот России на Восток. По словам Ведяхина, это сделает ESG повестку вновь актуальной для РФ. Александр Ведяхин принимал также активное участие в международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных, комментировал запуск Сбербанком сервиса ESG-самодиагностики для среднего и крупного бизнеса. Можно сказать, что в 2022 году Александр Ведяхин перехватил пальму первенства у Германа Грефа, который был фронтменом темы ESG в 2021 году. 

ESG | Источники

В 2022 году темы экологического, социального и корпоративного управления наиболее активно освещало информационное агентство ТАСС. В структуре уровней источников преобладали региональные СМИ, а наибольшее количество материалов на темы ESG вышло в Интернет-источниках. В 2021 году, как и во все последние пять лет, картина была аналогичной: в освещении тем ESG лидировали ТАСС, региональные СМИ и Интернет-источники.

*Один из мировых принципов инвестирования – ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление).

Период исследования: 1 января 2018 года – 31 декабря 2022 года.

Исследование реализовано с использованием информационно-аналитической системы СКАН.
Анализировались только материалы, публикуемые на русском языке.
Информационное поле проанализировано по количественным и качественным параметрам.
Для исключения фоновых публикаций, анализ информационного поля компаний в контексте тем ESG производился по их упоминаниям в главной роли.

13.02.2023 17:47

Рейтинг опубликован по ссылке

Вам будет интересно

Будни пресс-службы

Аналитические отчеты в СКАНе: как показать результат работы пресс-службы

Оценка эффективности PR важна как для руководства компании, так и для самой пресс-службы. Аналитические отчеты объективно показывают соответствие KPI и результативность отдельных PR-активностей. В статье детально разбираем возможности аналитики.

17.03.2023 16:48
Будни пресс-службы

Золотая лихорадка. Как бизнес использует тему Нового года в рекламе

Благодаря Новому году декабрь традиционно является одним из самых «жирных» месяцев для компаний потребительского сектора, а маркетологи давно и успешно используют предпраздничную суету в своих целях.

26.12.2018 17:08
Кейсы

Как управлять репутационными рисками: примеры и разборы

Репутация строится годами, но может разрушиться за минуту от одного неосторожного слова в соцсети. Поэтому пресс-службе и службам безопасности любой компании важно строить систему бизнес-процессов, которые минимизируют репутационные риски.

31.08.2023 11:11

Попробуйте технологии SCAN в деле