ESG в российских СМИ 2018-2022 г.г. | СКАН-Интерфакс .

Система управления репутацией
мониторинга СМИ и соцмедиа

ESG в российских СМИ

2018-2022 г.г.

Представляем глобальное исследование темы ESG в российских СМИ, подготовленное с помощью аналитической системы СКАН.

Тема ESG* в российском медиапространстве

В последние годы наблюдается повышенный рост внимания к вопросам следования принципам экологического, социального и корпоративного управления, а также вопросам перехода на возобновляемые и низкоуглеродистые источники энергии. В России этой тематике стали уделять серьезное внимание только в последние годы, а взрывной рост интереса к теме произошел в 2021 году.

Количество публикаций на темы ESG в российском медиапространстве в 2021 году выросло в три раза относительно 2020 года и продолжает расти, но уже не столь высокими темпами: прирост за 2022 год составил 6%. В 2022 году на фоне переключения основного внимания СМИ к теме специальной военной операции на Украине, политическому и санкционному давлению эти цифры роста свидетельствуют об актуальности вопросов ESG в России. В наибольшей степени рост показателя обеспечен вниманием бизнес-сообщества к тематике ESG. Так, в 2022 году
доля десяти наиболее упоминаемых в теме ESG компаний составила 11% от всего объема публикаций данной тематики (год назад этот показатель достигал 16%). Причем, около 6% было обеспечено тремя крупнейшими российскими компаниями СБЕРом, "Газпромом" и ВТБ .

В сравнении с прошлым годом в 2022 г. количество публикаций на темы ESG в медиаполе ТОП-10 российских компаний снизилось на 23%. Снижение показателей связано с санкционным давлением на российскую экономику, что заставило многие компании корректировать модели своего развития. Наибольшее внимание вопросам ESG уделяли компании "Газпром нефть" и РУСАЛ – 20%
сообщений в их медиаполе касались этой темы. Далее идут "Норникель", "Роснефть", "РусГидро" и ММК – доли внимания этих компаний к теме ESG составляли от 12 до 15%. В то же время следует отметить, что в медиаполе СБЕРа и ВТБ эта тема звучала не часто – 7 и 6% соответственно, а высокие количественные показатели связаны с широким освещением в СМИ текущей работы банков. В медиаполе крупнейших компаний с государственным участием ("Газпром", РЖД) тема ESG появляется не часто – 3 и 2% соответственно, а высокие показатели упоминаний этих компаний достигаются за счет широкого освещения в СМИ их деятельности. Структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, в 2022 г. не претерпел существенных изменений к 2021 году.

Значительно выросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО), снизилась европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ).

Динамика упоминаний ESG в СМИ

В 2018-2022 годах отмечается устойчивый рост внимания к темам ESG: количество публикаций о принципах экологического, социального и корпоративного управления выросло почти в 6 раз. За последние пять лет совокупная доля десяти наиболее упоминаемых компаний в теме ESG составила 13%. Если в 2018 году эта доля составляла 9%, то в 2022 она выросла до 11%, а наибольший пик внимания к этой теме был зафиксирован в 2021 году, когда доля упоминаний ТОП-10 компаний составила 16%. ТОП-10 наиболее упоминаемых компаний в теме ESG: Сбер, ВТБ, Газпром, Роснефть,
Норникель, Газпром нефть, РУСАЛ, РЖД, РусГидро и ММК. 

Доля ESG в медиаполе ТОП-10 компаний

В 2022 году в медиаполе ТОП-10 компаний наблюдалось снижение количества публикаций на темы ESG к показателям 2021 года. Наибольшее снижение было зафиксировано у "Газпрома" - на 44%, "Роснефти" - на 36% и РУСАЛа – на 31%. Рост количества упоминаний отмечен только у РЖД – на 6%. В долевом соотношении также фиксировалось снижение общей доли упоминаний ESG в публикациях СМИ. Наибольшее снижение в 2022 году наблюдалось у компании РУСАЛ – на 5 процентных пункта, ММК – на 4 п.п. и "Роснефти" – на 3 п.п.

Существенный рост доли ESG за 2022 год отмечен в медиаполе компании "Газпром нефть" – на 3 п.п. – до 20%. По итогам 2022 года "Газпром нефть" стала лучшей компанией данного исследования по эффективности освещения работы компании в этой сфере.

Матрица ESG в медиаполе ТОП-20 организаций

В 2022 году структурный состав организаций, упоминаемых в контексте ESG, примерно соответствовал 2021 году. За год значительно возросла роль Президента РФ, законодательных и силовых ведомств (Госдумы, МЧС, МВД и НАТО). В то же время снизилась роль европейских (Евросоюз, Еврокомиссия, ООН) и российских правительственных организаций (Минприроды,
Минэкономразвития, Минпромторга, Правительства РФ), а также крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром, ВТБ и РЖД).

Эти изменения отражают реакцию государственного аппарата на вызовы, с которыми столкнулась страна после начала специальной военной операции на Украине. Традиционно в кризисных ситуациях возрастает роль президента, а также силовых и законодательных структур, снижается роль бизнес-сообщества. В сравнении с матрицей 2018 года структурный состав организаций в тематике ESG претерпел в 2022 году существенные изменения. В частности, существенно возросла роль Президента РФ, Банка России, крупнейших российских компаний (СБЕР, Росатом, Газпром и РЖД). В то же время снизилась роль европейских организаций
(Евросоюз, ООН, НАТО) и Правительства РФ.

ТОП-10 персон в теме ESG

В контексте освещения в СМИ вопросов экологического, социального и корпоративного управления наиболее часто упоминался Президент РФ Владимир Путин, из бизнес-сообщества – Олег Дерипаска (здесь стоит отметить, что упоминания О. Дерипаски в основном носили контекстный характер).

В главной роли СМИ наиболее часто упоминали в теме ESG также Владимира Путина, который являлся активным участником всех широко освещаемых в РФ событий и первого заместителя председателя правления Сбербанка Александра Ведяхина, который комментировал разворот России на Восток. По словам Ведяхина, это сделает ESG повестку вновь актуальной для РФ. Александр Ведяхин принимал также активное участие в международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных, комментировал запуск Сбербанком сервиса ESG-самодиагностики для среднего и крупного бизнеса. Можно сказать, что в 2022 году Александр Ведяхин перехватил пальму первенства у Германа Грефа, который был фронтменом темы ESG в 2021 году. 

ESG | Источники

В 2022 году темы экологического, социального и корпоративного управления наиболее активно освещало информационное агентство ТАСС. В структуре уровней источников преобладали региональные СМИ, а наибольшее количество материалов на темы ESG вышло в Интернет-источниках. В 2021 году, как и во все последние пять лет, картина была аналогичной: в освещении тем ESG лидировали ТАСС, региональные СМИ и Интернет-источники.

*Один из мировых принципов инвестирования – ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление).

Период исследования: 1 января 2018 года – 31 декабря 2022 года.

Исследование реализовано с использованием информационно-аналитической системы СКАН.
Анализировались только материалы, публикуемые на русском языке.
Информационное поле проанализировано по количественным и качественным параметрам.
Для исключения фоновых публикаций, анализ информационного поля компаний в контексте тем ESG производился по их упоминаниям в главной роли.

13.02.2023 17:47

Рейтинг опубликован по ссылке

Другие ситуативные рейтинги

Все рейтинги отрасли

Вам будет интересно

База знаний

Антикризисный PR: предотвращаем негативную медиаволну

В периоды нестабильности многие крупные компании оказываются под прицелом внимания общественности и СМИ. При этом постоянная смена контекста и ситуации на рынках и повышенная чувствительность аудитории сильно усложняют управление медиаполем. Пресс-службы вынуждены работать с повышенными репутационными рисками. Эксперты «СКАН-Интерфакс» рассказали Sostav, как системы и инструменты мониторинга СМИ помогают предотвратить негативную инфоволну.

07.06.2022 13:51
Будни пресс-службы

База СМИ — не «простыня» с адресами, а полезный инструмент PR‑специалиста. С чего начать, где искать контакты, какой информацией наполнить

Нанимая PR-менеджера, работодатели часто интересуются, располагает ли он базой СМИ. Хороший специалист рискнет будущей работой, но объяснит нанимателю, что такая база должна быть сформирована для конкретного проекта, бренда или компании, иначе она бесполезна. Мы расскажем, почему так и как создать идеальную базу журналистских контактов под свой проект.

03.05.2024 15:22
База знаний

Когда цифры врут: 5 способов проверить адекватность аналитики, если показатели в отчете по мониторингу СМИ вызывают сомнения

Автоматические отчеты освобождают пресс-службу от нудной обработки статистики упоминаний в СМИ вручную. Система сама вычисляет показатели, ничего не пропускает и не ошибается в расчётах. Тем не менее к цифрам в отчётах можно и нужно относиться критически — с течением времени обстоятельства меняются и настройки отчетов нужно корректировать и уточнять. Если цифры или график «на глазок» выглядят подозрительно, стоит убедиться, что в отчёте все корректно. Мы собрали шпаргалку, которая поможет быстро верифицировать показатели, исключить распространённые ошибки и найти причины «странностей».

12.10.2021 12:07

Попробуйте технологии SCAN в деле