Тестовый доступ

Управление рисками в новых экономических условиях: проверка контрагентов по СМИ

СМИ помогают отловить ранние сигналы о рисках

В сентябре прошлого года медиапространство было переполнено сообщениями  о борьбе за наследство Андрея Трубникова, основателя косметического бренда Natura Siberica. Ведущие СМИ сообщали о закрытии магазинов и остановке производства.

Сообщение о приостановке работы Natura Siberica

Если посмотреть на развитие ситуации ретроспективно, то сигналы о том, что бизнес находится под угрозой, появились в медиа задолго до этого. Например, журнал «Генеральный директор» за 4 месяца до официальных заявлений владельцев бизнеса сообщил о многочисленных исках наследников его основателя.

Сообщение о корпоративном конфликте наследников основателя бренда Natura Siberica

В то же время, в отличие от официальных источников, публикации в медиа многочисленны и могут быть противоречивы. Посмотрим, как ограничить круг отслеживаемых СМИ, чтобы, с одной стороны, не пропустить важных симптомов рисков при работе с контрагентом, а с другой стороны, не перерабатывать множество недостоверных публикаций или следы информационной атаки конкурентов.

Каким СМИ стоит доверять

Чтобы оценить достоверность информации, которую публикует СМИ, мы рекомендуем обращать внимание на четыре признака.

  1. Степень заметности или цитируемости источника
    В СКАНе этот параметр измеряется с помощью индекса заметности. Чем выше индекс заметности, тем чаще источник цитируют другие СМИ и тем он авторитетнее. Соответственно, информация перед публикацией проходит проверку и ей можно доверять.
  1. Охват источника
    Охват потенциальной аудитории показывает, сколько человек в среднем читают это СМИ. Чем больше охват, тем влиятельнее источник.
  1. Яркая позиция
    Люди склонны доверять СМИ без собственной яркой позиции, то есть тем, кто приводит факты, а не мнения.
  1. Слово compromat в названии
    Часто СМИ с таким названием работают в сетке. Информация, которая в них появляется, — грубое отражение ведущейся информационной войны. Такие источники могут провоцировать компанию заплатить им, шантажируя новым компроматом. Словом, таким источникам не стоит безоговорочно доверять.

Мера, степень, глубина: регулируем тщательность проверки репутации по СМИ

За сутки в медиа появляются десятки тысяч публикаций, а число контрагентов компании обычно исчисляется сотнями, а то и тысячами. Чтобы встроить оценку репутации по СМИ в рутинную процедуру проверки контрагента нужны специальные инструменты, которые такую оценку автоматизируют. Осваивать новые инструменты и менять устоявшиеся процедуры обычно никого не радует, но есть и хорошая новость! Часто можно обойтись малой кровью.

Рассмотрим способы оценки деловой репутации контрагента с применением инструментария СКАНа.

Базовый анализ репутации по СМИ в «СПАРК-Интерфакс»

Привычный многим сервис проверки контрагентов СПАРК включает в том числе и анализ публикаций, упоминающих контрагента, по данным СКАНа. Анализ проводится за последний год, в отчет попадает общее соотношение позитивных и негативных упоминаний и темы, встречающиеся в новостях. В выдаче можно просмотреть релевантные запросу фрагменты публикаций.

Аналитика рисковых публикаций об АО «Альфа-банк» в базовом модуле «СПАРК-Интерфакс».
Фрагмент рисковой публикации из отчета по АО “Альфа-банк”

Расширенная проверка репутации по СМИ в «СПАРК-Интерфакс»

Расширенные возможности оценки рисков контрагента включают:

В базовой версии модуля СПАРКа по клику отображается релевантный фрагмент новости, в расширенной версии и в самом СКАНе — полный текст новости.

Полный текст публикации в расширенном модуле «СПАРК-Интерфакс»

Оценка рисков по СМИ в «СКАН-Интерфакс»

О компании могут писать и без ссылки на канал, и такие упоминания обнаружить существенно Все возможности предыдущего варианта содержатся в интерфейсе СКАНа. Для сотрудников службы безопасности и риск-менеджеров этот вариант может быть не так удобен, как проверка внутри СПАРКа в «едином окне», однако он вполне рабочий, если у компании уже есть доступ в СКАН, например, у пресс-службы или отдела маркетинга.

Аналитика рисковых публикаций об АО «Альфа-банк» в «СКАН-Интерфакс»

В СПАРКе и СКАНе различается общее количество публикаций по запросам, количество рисковых публикаций в целом совпадает, хотя источник у них один — СКАН. Из СПАРКа исключается ряд технических источников – решения арбитражных судов, сведения о банкротствах, раскрытие информации и т.п. Эти же материалы можно найти в СПАРК в отдельных разделах, поэтому в СКАНе они не дублируются. Также в СПАРК есть возможность фильтровать контекст упоминаний: система выдает только те публикации, в которых компания фигурирует в бизнес-контексте.

Интеграция по API в кредитные конвейеры и системы принятия решений

Это специфический вариант, когда необходимо проверять на потоке репутацию тысяч компаний и строить собственные скоринговые модели. 

Итак, проверка рисков контрагента по СМИ стала объективной необходимостью и прочно входит в повседневную работу служб безопасности и риск-менеджеров. Выбирайте, какие инструменты проверки соответствуют текущим задачам по безопасности вашей компании и обеспечивайте устойчивость бизнеса на фоне продолжающихся санкций и экономической нестабильности.

Тестовый доступ
Exit mobile version