Тестовый доступ

Кто такой PR-менеджер: чем он занимается и что нужно знать о профессии

Этот материал посвящаем начинающим пиар-менеджерам. Рассказываем, как устроена работа специалиста, который может построить или разрушить репутацию компании за один день.

Кто такой PR-менеджер

PR-менеджер — это специалист, который руководит публичными коммуникациями организации и отвечает за формирование ее позитивного имиджа. В переводе с английского PR (public relations) означает «связи с общественностью» — стратегический коммуникационный процесс, который позволяет управлять мнением аудитории. PR-менеджер выстраивает связи с общественностью для работодателя (частных компаний, госорганов, некоммерческих организаций) или клиентов PR-агентств. Для этого он выбирает каналы распространения информации, размещает материалы о компании, выстраивает коммуникацию с аудиторией. В общем, старается управлять тем, что думает общество о бренде.

PR-менеджеры востребованы — они работают даже с членами королевских семей. Как Sunshine Sachs: в 2019-м они стали первым сторонним агентством, с которым начали сотрудничать представители британской королевской семьи Меган Маркл и принц Гарри. А еще среди их клиентов профсоюзы, политические партии и голливудские звезды, такие как Майкл Мур, Барбара Стрейзанд, Бен Аффлек и Харви Вайнштейн.

Tatler пишут, что агентство даже помогло паре перебраться в Калифорнию. Но весной 2023-го Меган отказалась от их услуг

Что работодатели ждут от PR-специалистов

Исследование МГУ показало, что пиар занимает седьмое место среди самых популярных профессий в России. По окончании учебы от специалиста по связям с общественностью есть определенные ожидания. Чтобы их описать, мы проанализировали вакансии на HeadHunter и собрали перечень из пяти основных обязанностей пиарщика.

Планирование PR-кампаний 

Пиар ради пиара — деньги на ветер. PR-активности должны решать конкретные задачи компании, например формирование определенного имиджа или повышение узнаваемости. Организации нужен PR-менеджер, чтобы разработать детализированный план действий для достижения поставленных бизнес-целей. Обычно специалисту для этого необходимо:

PR-менеджер отвечает не только за планирование, но и за реализацию, координацию с другими подразделениями, отслеживание промежуточных и конечных результатов.

Создание и управление контент-стратегией 

Контент-стратегия — это комплексный план по созданию и распространению контента, при помощи которого PR-менеджер собирается достичь целей пиар-кампании. Разработка контент-стратегии также начинается с аналитики, но с фокусом на контентное продвижение — с помощью пресс-релизов, экспертных публикаций, развлекательных материалов. Специалисту нужно выяснить:

По результатам исследования пиар-менеджер составляет руководство с описанием того, как компания создает и распространяет контент. На основе этого гайда разрабатывается контент-план — детальный график публикаций.

Коммуникации со СМИ 

Работа с медиа — классическая функция пиарщика, которая не утратила актуальности с развитием новых каналов. Работодатели ожидают, что PR-менеджер хорошо понимает принципы работы современных СМИ и умеет:

Часто считается, что PR-менеджер должен работать не только с журналистами из традиционных СМИ, но и с блогерами, инфлюенсерами в соцсетях и телеграм-каналах.

Организация и проведение мероприятий

Ивенты хорошо работают в качестве инфоповодов, которые привлекают внимание прессы, укрепляют отношения с ЦА через неформальное общение, позволяют компании продвигать свою экспертизу в отраслевых сообществах. Пиар-менеджер должен уметь:

От специалиста также потребуется обеспечивать участие компании в сторонних мероприятиях, например отраслевых выставках или благотворительных акциях.

Мониторинг и анализ эффективности PR-активности 

Руководители компаний и клиенты PR-агентств хотят получать доказательства эффективности выбранной PR-стратегии. Для этого нужно определять исходные показатели, устанавливать KPI и замерять конечные результаты. Более того, план действий можно вовремя скорректировать для повышения эффективности или нейтрализации репутационных рисков, если постоянно отслеживать ход кампании. Для этого PR-менеджер должен знать:

На основе полученных данных пиар-менеджер создает отчеты для руководства и принимает решения о корректировке коммуникаций.

СберСеллеру важно участвовать в рейтингах, выступать на фестивалях, конкурсах и конференциях. Поэтому к кандидатам на пиар предъявляют такие требования, помимо самых распространенных

Чем занимается PR-менеджер

Мы поговорили с опытными профессионалами и узнали, чем на самом деле занимаются PR-специалисты.

Ожидание и реальность у PR-менеджеров в целом совпадают, но не обходится без курьезов. Например, иногда приходится ехать на кладбище в пять утра или всю ночь красить елочные игрушки гуашью. Мы рассказывали об этом в статье про суровые будни пресс-службы.

Что должен уметь PR-специалист: хард-скилы

В пиар очень важно умение работать с текстом: специалист должен писать пресс-релизы и статьи для размещения в соцсетях и на веб-ресурсах (или хотя бы отличать плохой материал от хорошего, чтобы дать обратную связь копирайтеру), готовить отчеты для руководства и ответы журналистам, создавать тематические рассылки, анонсы и многое другое. Этот навык вошел в список самых востребованных для PR-менеджеров на Хедхантере.

Например, в вакансии для московского академического театра сатиры три пункта посвящены текстам. От кандитата ждут, что он будет писать статьи, вести сайт, продумывать заголовки и презентации

Пиарщик должен уметь пользоваться инструментами мониторинга. С их помощью PR-менеджер может вовремя отследить важные изменения на рынке и в медиапространстве и среагировать на них. Подробно о важности мониторинга для бизнеса в целом и пиар в частности мы рассказывали в отдельной статье.

Какие еще умения относятся к профессиональным навыкам PR-менеджера:

Какие качества пиар-специалисты считают важными в профессии: софт-скиллы

Чтобы получить реальную картину самых нужных качеств, мы пообщались с коллегами и клиентами. В итоге собрали список из семи навыков, которыми должен обладать PR-менеджер.

Стратегическое мышление

Это умение мыслить наперед и рассматривать разные сценарии развития вашей сферы. Например, опытный PR менеджер может спрогнозировать введение санкций против компании и заранее подготовить план действий, пресс-релиз, оповещения для клиентов.

Коммуникабельность

Гибкость и умение договариваться с журналистами, находить пути взаимодействия, предлагать интересные варианты. Помимо этого, для пиарщика важно строить связи с коллегами внутри компании, чтобы они хотели делиться инфоповодами, давать комментарии, выступать в прессе.

Многозадачность и стрессоустойчивость

Связи с общественностью — это сфера, в которой в любое время суток происходят события вне контроля пиар-специалиста, поэтому нужно постоянно быть настороже. А еще это ночной кошмар интровертов, поскольку работа состоит из общения. PR-менеджерам нужно уметь выносить чрезмерную коммуникацию.

Эрудированность

Как любой специалист, менеджер по связям с общественностью должен хорошо знать отрасль, в которой работает, разбираться в политике и экономике, следить за ситуацией в мире.

Жесткость

А это качество нужно пиарщику, чтобы отстаивать свою точку зрения. Так сложилось, что, когда дело доходит до пиара, в нем начинают «разбираться» все и каждый имеет свое мнение, что делать.

Организаторские способности 

PR-менеджерам часто приходится координировать работу разных подразделений и планировать масштабные мероприятия. Нужно уметь распределять ресурсы, мотивировать людей, предвидеть возможные проблемы.

Умение работать в команде 

Чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми, PR-менеджеру пригодится эмпатия, способность конструктивно воспринимать критику, готовность брать на себя ответственность, умение адаптироваться к изменениям.

Плюсы и минусы работы пиар-менеджера

Мы спросили у клиентов СКАНа, почему многие выбирают сферу пиара, а какие нюансы работы проверяют их на стойкость.

Плюсы работы в пиаре

Минусы работы в пиаре

Ирина Мартос PR-director CRM-group

В идеальном мире мы не работаем по ночам. Но на практике все иначе.Как-то мы готовились к конференции, шатер для которой приехал с опозданием. Поэтому пришлось среди ночи искать шуруповерт и крепить шатер. А сразу после этого оказалось, что не готова конструкция для баннера — собрали и ее.

Скажу прямо — никуда не деться от вечерней работы. Например, мы часто проводим вебинары после рабочего дня. Это интересно, но изнурительно.

Какие инструменты нужны PR-специалисту для работы

На первом месте — системы автоматизированного мониторинга СМИ и соцсетей. Например, СКАН. Он умеет автоматически отслеживать упоминания бренда, отсеивать публикации по ключевым словам, составлять ленту новостей по фильтрам и многое другое.

Лента новостей в системе SCAN

Если у PR-менеджера нет доступа к автоматическому мониторингу, можно использовать самые доступные инструменты — поисковики и агрегаторы электронных СМИ и соцсетей. Через них найдется любая информация, но это занимает много времени.

Только представьте, за сколько часов сотрудник сможет просмотреть все новости ЦФО, если агрегатор Seldon News выдает 121 415 публикаций по этому фильтру

Также на помощь пиарщику могут прийти службы отслеживания и уведомления вроде Google Alerts или Яндекс.Блогов. Они собирают упоминания по ключевым словам. PR-менеджер сам формирует запросы, а сервис регулярно присылает уведомления об их использовании. Правда, отчеты явно находят не все новости по фильтрам.

Например, Google Alerts по запросу «цемент производство» выдал только три результата на Россию

Опыт показал, что автоматизированный мониторинг вне конкуренции. Его не получится заменить агрегаторами: их функционал слабее, а результаты выдачи спорные.

Подробно различия этих инструментов мы разобрали в статье о способах мониторинга в 2024 году.

Как стать PR‑менеджером

Список вузов, которые готовят пиар-менеджеров, можно посмотреть на популярных онлайн-площадках для абитуриентов, например «Вузопедии» или «Поступи онлайн». Некоторые из них предлагают программы с фокусом на определенные отрасли.

Пример программы обучения PR-менеджера для работы в инфокоммуникациях на сайте «Поступи онлайн»

Другой вариант — курсы PR-менеджеров. Обычно освоение азов профессии занимает от нескольких недель до полугода, а программы доступны онлайн, например на «Нетологии» и Skillbox.

Курс «PR-менеджер в digital» в онлайн-школе «Нетология»

Если в вашей компании предпочитают растить собственных специалистов, можно перевестись в PR-отдел из другого подразделения. Для этого достаточно иметь опыт работы в смежных областях (маркетинг, реклама, копирайтинг, создание контента), проявлять интерес к публичным коммуникациям компании, заниматься самообразованием.

Сколько зарабатывают PR‑менеджеры

Чтобы посмотреть уровень зарплат в PR, мы использовали поиск вакансий на Хедхантере. Сравнили рынок по стране и отдельно в Москве и Санкт-Петербурге. Главное условие поиска — полная занятость.

Что показало сравнение:

Как СКАН помогает пиар-менеджеру в работе

С помощью СКАНа пиар-специалисты:

Сервис пресс-клиппинг помогает найти перепечатки пресс-релизов и увидеть, какие фрагменты журналисты использовали чаще всего

Вывод

Начинающим PR-менеджерам нужно быть готовыми ко всему: общаться с блогерами и первыми лицами компаний, писать тексты и готовить пресс-релизы на перспективу, а иногда и перекрашивать вручную елочные игрушки.

Для пиарщика не менее важно уметь работать с инструментами, стратегически мыслить, интересоваться своей отраслью. Все эти качества и умения позволяют пиар-специалистам быть настоящими профессионалами, от которых зависит имидж целого бренда.

А оценить, как работает ваш продукт, вам поможет СКАН-Интерфакс. Вы в шаге от того, чтобы испытать его в деле: просто запросите бесплатный 14-дневный доступ к демо-версии.

Тестовый доступ
Exit mobile version