Тестовый доступ

Зачем и как использовать цитаты в пресс-релизе: правила, примеры и антипримеры

Цитаты в пресс-релизах: зачем они нужны?

Пресс-релиз — это отдельный жанр публикаций со своими правилами. Цитата не относится к обязательным элементам, но если есть яркий, содержательный и эмоциональный месседж от лица компании, его стоит облечь в цитату и вставить в текст. Зачем?

Цитата делает пресс-релиз интересным для журналистов и читателей. Как правило, основной текст пресс-релизов выдержан в информационном стиле и лишен эмоциональной составляющей — он как будто произносится голосом профессионального диктора, читающего по написанному. Хорошо составленная цитата нарушает этот выверенный ритм: вдруг посреди сухой подачи возникает человеческая речь со своей оценкой, в своём стиле, живая и эмоциональная. Мы получаем динамику повествования, благодаря которой пресс-релиз интересно читать. 

Аудитория лучше запоминает факты и месседжи, сказанные спикером, чем изложенные в основном тексте. Используйте это как еще один действенный способ донести важную информацию, управляйте вниманием читателей, подсвечивайте важные моменты с помощью цитат. 

Растёт узнаваемость компании и спикера. Цитата хорошо работает на PR компании и особенно её топ-менеджеров. Если у них есть независимое экспертное мнение, узнаваемый стиль и умение использовать в речи яркие образы, журналисты потом сами будут обращаться за комментариями к ним, а отраслевое сообщество — обсуждать их высказывания. 

Есть вероятность, что цитату используют в других журналистских материалах. Журналисты часто собирают интересные цитаты, чтобы потом использовать в собственных публикациях. Учитывайте это при написании цитат. 

Как правильно использовать цитаты в пресс-релизах: примеры и антипримеры

Первое и важное знание о цитатах: большинство цитат пишут PR-специалисты. Яркий спикер — это редкая птица, чаще всего эксперты и управленцы используют много канцеляризмов или лишних деталей в своей речи. Это не плохо — хороший руководитель или специалист не обязан быть блестящим оратором. Поэтому иногда стоит выделить для себя основную идею из его речи и эффектно её выразить с помощью некоторых приёмов.

Итак, как сделать цитату в пресс-релизе запоминающейся и убедительной?

Вот два удачных примера:

Ценность этой цитаты — в конкретных цифрах и в аналитике «было/стало»
Эксперт даёт развернутую аналитику: объясняет причины явления, его динамику и делает прогноз

А вот обратный пример, когда в цитате нет никакого сущностного заявления. Она не добавляет пресс-релизу веса, а значит, её можно смело удалить. 

В цитате использованы общие фразы, будто взятые из генератора поздравлений — такое читатель пробежит глазами по косой

Например, мэр Москвы дал конкретное описание будущих досуговых площадок во дворах города — их легко представить, прочитав эту цитату:

Это звучит гораздо конкретнее «инновационных площадок» , «современных способов досуга» и «продвинутого инвентаря»

А вот пример, когда в цитате есть «инновационное решение», «большой шаг вперед в развитии отрасли» и «наилучший сервис», но нет конкретики, как именно продукт улучшит отрасль и работу ортодонта. Возможно, это объяснили в тексте выше, но было бы лучше услышать самое интересное от генерального директора компании. 

Два предложения, которые можно смело удалить из пресс-релиза

Не бойтесь использовать простые обороты, близкие к разговорному стилю, — это только придаст цитате реалистичности. Читатель легко представит, что к нему обращается человек, а не бюрократическая машина.

В следующем примере можно было бы обойтись без повторяющихся «конечно» и, возможно, иначе построить фразы. Но именно эти безобидные словечки-паразиты придают цитате живости: 

PR-специалист или редактор не стал отшлифовывать цитату до стерильного состояния, оставив в ней жизнь

А вот противоположный пример: цитата чересчур «вылизана», в ней есть сложные обороты вроде «активов в широком спектре отраслей экономики» и «ключевых факторов успешного развития бизнеса». Люди в жизни так редко выражаются.

Без кавычек эта цитата станет обычным продолжением основного текста — ничто в ней не намекает на живую речь

Бывают ситуации, когда это неуместно. Но там, где есть повод для острого словца, лучше воспользоваться моментом, чтобы вашу цитату разобрали на статьи (или даже мемы). Искусству эпатажа учитесь у лучших, например, у Олега Дерипаски, который щедро снабжает СМИ яркими образами из его цитат. Вот, к примеру, заголовки четырёх статей РБК: 

Дерипаска назвал повышение ставки ЦБ «миленькой традицией» для госбанков

Дерипаска написал про «швейцарских гномиков» и «идущий под откос» UBS

Дерипаска заявил о «сдохшей в шахте канарейке» из-за краха банка SVB

Дерипаска назвал единственную отрасль без «ГосГазмясСбыта»

Необязательно стремиться к такому же градусу эпатажности, однако эти примеры хорошо иллюстрируют, насколько эффективным может быть использование красочных образов.

Делайте это даже на этапе рассылки пресс-релиза в редакции. Журналист вряд ли использует ваш стиль выделения — в оформлении он всегда руководствуется внутренними правилами редакции. Однако это поможет ему быстро ознакомиться с текстом и увидеть ценность материала. 

Если вы публикуете пресс-релиз на собственных площадках, обязательно используйте элементы дизайна и выделения текста. Например, на сайте мэра Москвы каждая цитата Сергея Собянина выделяется цветовым блоком: 

Цитата выделена дизайном и графическим символом

А вот так блёкло смотрится цитата без выделения — она ничем не отличается от основного текста, её легко пропустить при беглом чтении:

Ключевое место в пресс-релизе выглядит как обычный текст

Напоследок, еще три короткие рекомендации:

Как понять, что цитаты в ваших пресс-релизах работают?

В СКАНе есть полезный инструмент, который подскажет, насколько хорошо работают ваши пресс-релизы и цитаты в них, — пресс-клиппинг. Рассмотрим, как он работает.

Пресс-клиппинг оценивает качество копирайта, отражает динамику и количество упоминаний, а также полноту цитирования. С его помощью вы увидите, какие места журналисты чаще всего перепечатывают без изменений, — обычно эти фрагменты текста выделены красным или темно-красным. 

Мы взяли несколько пресс-релизов на сайте мэра Москвы с его цитатами и пропустили через пресс-клиппинг, чтобы посмотреть, как в зависимости от темы меняется количество перепечатываний цитаты. 

Пресс-релиз об очередных результатах реновационной программы содержит точные данные о количестве москвичей, получивших новое жилье за полгода, и количестве новостроек под заселение — и всё это в цитате. 

Неудивительно, что из всего текста чаще всего СМИ перепечатывали именно этот фрагмент

Также в пресс-клиппинге можно отследить, сколько раз и какие именно издания перепечатывали пресс-релиз. Эту информацию можно использовать в аналитике своей работы, а также для составления собственных баз СМИ. Подробнее об этом читайте в статье База СМИ — не «простыня» с адресами, а полезный инструмент PR-специалиста. С чего начать, где искать контакты, какой информацией наполнить.

Новость заинтересовала не только региональные, но и федеральные СМИ

Вот другой пресс-релиз о грантах для московского бизнеса. Как показывает пресс-клиппинг, отсюда перепечатывают уже не только цитату, но и другие фрагменты. 

СМИ заинтересовали места с конкретными данными: сумма грантов и возможные получатели
У этого пресс-релиза перепечатываний столько же, но полнота цитирования заметно выше

А вот пресс-релиз о вручении премии Москвы в области архитектуры. Мы видим, что цитата здесь — не самое привлекательное место для журналистов. Такое часто бывает с поздравительными словами. 

Чаще всего перепечатывали информацию о премии, чтобы использовать её для погружения читателей в контекст

Публикаций, в которых перепечатывается новость, больше, чем в предыдущих примерах, при этом полнота цитирования упала до 13%.

График также показывает, что новость присутствовала в медиаполе ещё несколько дней и даже случилась вторая волна интереса к инфоповоду

В пресс-клиппинге лучше смотреть текст пресс-релиза целиком —  с одной стороны, это поможет увидеть самые интересные для СМИ фрагменты, с другой — позволит увидеть полную картину. Иногда даже хорошую цитату редко перепечатывают только потому, что основные факты уже изложены в основном тексте, например, в лиде или первом абзаце.

Используйте пресс-клиппинг и для развития насмотренности. Так вы сможете лучше предугадывать, какие места в пресс-релизе будут интересны журналистам, а какие не будут цитироваться.

Резюме

Стать клиентом СКАНА просто. Запросите бесплатный тестовый доступ на 14 дней, и используйте инструменты медиамониторинга для рутинных дел и задач «со звездочкой».

Тестовый доступ
Exit mobile version