В России бизнес-лидеры традиционно редко коммуницируют с публикой от лица компании — своих Илонов Масков, которые сидят в Твиттере, у нас единицы. А зря, ведь продвижение персонального бренда руководителя компании — это дальновидно и выгодно. Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Фирсовым, генеральным директором ЦСП «Платформа» и вице-президентом РАСО.
4 веские причины продвигать первое лицо компании
1. Эмоциональная связка с персональным брендом
Компании тратят много сил на то, чтобы сформировать эмоциональное восприятие у целевой аудитории. Тем не менее человек по-прежнему лучше реагирует на человека, а не на абстрактный логотип бренда. Поэтому в B2B быстрее и эффективнее установить эмоциональную связь с аудиторией именно через руководителя бизнеса.
«Почему мы все знаем Илона Маска, но не знаем, кто руководит, например, компанией Adidas? Думаю, потому, что в B2C-сегменте сильный бренд продукта закрывает и руководителя, и корпоративный бренд. А в B2B-сегменте главное внимание в публичном поле направлено на первое лицо».
Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП «Платформа» и вице-президент РАСО.
Проходят времена, когда при формировании отношения к компании на первый план выходили такие факторы, как её масштаб и агрессивность на рынке. Теперь потребители и клиенты обращают внимание на корпоративную культуру, ценностную позицию бренда, использование инструментов «мягкого лидерства». Такие тонкие моменты лучше всего передаются через руководителя компании.
2. Быстрое формирование доверия
Доверие к бренду, как правило, выстраивается долго и требует значительных вложений. Одновременно с этим в обществе заметен интерес к персонам топ-менеджмента, публика ждёт их ярких заявлений и ясной позиции по важным вопросам. Тот лидер, который ответит этим ожиданиям, сможет быстро заслужить доверие людей, а потом конвертировать его в доверие к компании.
3. Сообщение более глубоких характеристик компании
Новостной повод констатирует факт. Лидер же через прямую речь закрепляет более глубокие смыслы происходящего и тем самым передаёт качественные характеристики бизнеса, о которых не расскажешь в пресс-релизе. Если новости обычно обращены к настоящему, то руководитель может оттолкнуться от них и пойти дальше — проектировать будущее, рассказывать о больших целях.
Например, одно дело, когда организация просто перечисляет меры поддержки сотрудников в кризис, и другое — когда первое лицо говорит о том, как компании важно поддерживать мотивацию внутри коллектива, а забота о работниках — это основа будущего развития и большая ценность для бренда.
4. Апелляция к стабильности и точкам опоры
Если в спокойное время от лидера ждут сообщений о развитии, то в кризис всё меняется, и теперь аудитории важнее получать сигналы об устойчивости бизнеса. При этом недостаточно просто заявить через пресс-службу о том, что всё в порядке, — таким формальным сообщениям нет большого доверия. А вот публичное выступление руководителя организации расскажет гораздо больше о том, насколько устойчива компания. Это считывается по невербальным жестам, по манере говорить и вести себя на публике.
Две противоположные тенденции в публичном поле
С одной стороны, у бизнес-сообщества есть сильный запрос на коммуникацию со стороны руководителей крупного бизнеса. В условиях неопределённости возникает естественное желание посмотреть в сторону сильного и найти в нём опору, вектор, надежду — любой элемент стабильности.
С другой стороны, большинство первых лиц компаний выбрало тактику «мертвого жука» — лучше тихо отлежусь, чтобы не склевали. Компании «замолчали», потому что непонятно, что говорить, — слишком большой уровень неопределенности, невозможно просчитать потенциальные риски. Безопаснее совсем залечь на дно или снизить до минимума информационное присутствие.
Ярче всего эти две противоположные тенденции проявляются в нефтегазовом бизнесе — при повышенном интересе это наименее открытая для публики отрасль. И хотя здесь много скандалов, ограничений, волатильности и иногда случаются информационные прорывы на таких площадках, как ПМЭФ, но в целом, со стороны этого бизнеса нет яркого эксперта, который бы активно объяснял ситуацию.
Кто сейчас выбирает активную информационную политику и не боится оппонировать власти
Есть отрасли, лидеры которых выражают более яркие и категоричные позиции по актуальным вопросам. Например, это произошло в металлургии, которая оказалась одновременно под давлением санкций и внутренним регуляторным воздействием.
Владимир Потанин, глава «Норникеля», еще в начале марта выступил с резкой критикойпредложения конфисковать предприятия ушедших из России компаний и заявил, что долгосрочная репутация важнее краткосрочного эмоционального реагирования. >
Другой яркий пример — выступление Алексея Мордашова, акционера и главы совета директоров «Северстали», на бизнес-завтраке «Сбера» на ПМЭФ, где он критиковал направление внешнеэкономической политики на изоляцию и жёсткое валютное регулирование в стране.
Появились также бизнес-лидеры с выраженными социальными идеями, которые хорошо чувствуют общественные запросы и своевременно отвечают на них. В пример можно привести того же Владимира Потанина с его идеей народного капитализма. Он заявил, что запускает 10-летнюю программу, в ходе которой физические лица, в том числе работники «Норникеля», увеличат свою долю в уставном капитале компании до 25%. У «Норникеля» много частных инвесторов, и их нужно как-то успокаивать, поэтому Потанин, как лидер с развитым социальным инстинктом, ярко заявляет о мерах поддержки.
Другой пул заметных бизнес-лидеров — это персоны с акцентированными собственными позициями по повестке. Например, Сергей Чемезов, глава «Ростеха» и абсолютно «человек системы», летом прямо заявил о том, что проблемы в импортозамещении есть и что «никакого «головокружения от успехов», «шапкозакидательства» и обещаний «завтра все сделать» быть не может. Также можно вспомнить Олега Дерипаску с его открытой критикой госкапитализма и политики Центробанка.
Как бизнес-лидеру отвечать на общественные запросы в 2023 году
У текущего момента есть несколько заметных черт:
- Большинство российских бизнес-лидеров уходят из публичности.
- Компании не могут планировать вдолгую, а короткий горизонт постоянно меняется.
- В обществе созрел запрос на ярких лидеров из бизнес-среды.
- Аудитория ждёт «новую искренность» — способность спокойно и открыто, живым языком и без цинизма говорить об актуальных проблемах.
В результате лишь некоторым лидерам удается найти баланс между внешними ограничениями, интересами бизнеса и личной позицией. Как проявлять себя в медийном поле, чтобы найти это равновесие?
- Необходима социализация персонального бренда — поиск новой ролевой модели на стыке бизнеса и общественных практик.
- Чтобы повысить доверие к своей персоне и компании, нужно создавать ощущение надёжности, общаясь с целевой аудиторией напрямую, без формальных процедур.
- Люди остро нуждаются в устойчивости — её надо демонстрировать всеми доступными способами.
- Выражение более субъектной позиции в диалоге с системой поможет создать образ сильной медийной фигуры.
Вряд ли бизнес-лидерам удастся долго использовать тактику «мёртвого жука». В какой-то момент всё-таки придётся выходить к своей аудитории и разговаривать с ней. И тот руководитель, который хорошо понимает вызовы времени, сможет через прямую коммуникацию сформировать доверие к себе и своей компании.
Тестовый доступ