KYC и Due Diligence: как инвесторы и кредиторы проверяют ваш бизнес
Инвесторы и банки имеют много способов убедиться в благонадежности компании, которая нуждается в привлечении капитала. У тех и других есть международные процедуры проверки — KYC и Due Diligencе.
KYC (Know Your Customer) — банковская процедура верификации. Кредитор проверяет данные о клиенте, чтобы понять, можно ли с ним работать. Процедура регулируется на государственном уровне положением Банка России об идентификации кредитными организациями клиентов.
Due Diligence — процедура всестороннего исследования деятельности компании и оценки инвестиционных рисков. Процедура не регулируется законом, поэтому у разных инвесторов могут различаться подходы к оценке объекта инвестирования.
Некоторые компании считают, что для прохождения KYC и Due Diligence достаточно иметь безупречные бизнес-показатели. Но это не так. Кредитные и инвестиционные организации не ограничиваются проверкой налоговых, финансовых и юридических отчетов. Они также смотрят на репутацию бизнеса и его владельца.
Поводом для отказа в финансировании могут стать даже такие неочевидные на первый взгляд факты, как хамство руководства на работе и в публичном пространстве, утечки данных о клиентах и партнёрах, сотрудничество с ненадёжными контрагентами-поставщиками и другое.
Собирая сведения об объекте финансирования, банки и инвесторы используют не только открытые источники, но и новости из закрытых лент информагентств, инсайдерскую информацию, используют мониторинг СМИ и социальных медиа. Порой одна негативная публикация пятилетней давности может поставить крест на инвестировании и кредитовании бизнеса.
Вот, например, какие новости могут стать риск-фактором в репутации компании:
Поэтому для компании, которая находится в поиске финансирования, важно следить за репутацией и управлять ею с помощью мониторинга СМИ и социальных медиа. При этом стоит сканировать не только текущий контекст, но и старые упоминания, которые потенциально могут навредить компании.
«Найти и обезвредить»: как СКАН помогает первыми узнавать о негативе и вовремя на него реагировать
«Сейчас погуглим» — это первое, что приходит в голову, когда нужно найти в сети компрометирующие компанию публикации. Но поисковик — это не выход. Во-первых, уйдёт много времени и сил, если делать это вручную. Во-вторых, банки и инвестиционные фонды используют самые разные инструменты для оценки компании, в том числе системы мониторинга СМИ. А значит, узнают больше, чем условный Гугл.
Чтобы держать руку на пульсе, PR-службе лучше использовать профессиональные системы управления репутацией с большой базой и удобными инструментами. Рассказываем, почему СКАН лучше многих справляется с этой задачей.
Возможности СКАНа в управлении репутацией:
- Большая база. В ней уже собрано больше 60 000 источников, и она ежемесячно пополняется. СКАН мониторит не только открытые, но и закрытые источники, например, закрытые ленты информагентств и подписные деловые издания, публикации которых нельзя найти в интернете. СКАН опережает многие системы мониторинга по количеству таких источников в базе. Компаниям-клиентам не нужно оформлять многочисленные платные подписки на профильные издания — мы это сделали за них.
- Сервис «Проверка репутации». Сервис позволяет собрать мгновенную сводку по репутации своей и любой другой компании. Каждый день рассчитывается ИРР — индекс репутационных рисков, который учитывает всю актуальную информацию в информационном поле и предупреждает, если репутация бизнеса может пострадать.
ИРР представлен в виде графика, который показывает динамику репутационных рисков во времени. Это поможет найти «тонкие» места в прошлом — именно там кредиторы и инвесторы будут искать штрихи к «портрету» компании.
Для удобства сервис ранжирует все неоднозначные новости по тематикам — мы их называем риск-факторы. При этом система подсвечивает самые «опасные» места желтым и красным цветом. Достаточно беглого взгляда на сводку, чтобы понять, где именно стоит «подстелить соломку».
- Сервис «Портфели». На решение кредиторов и инвесторов может повлиять и репутация контрагентов компании. Сервис «Портфели» позволяет загрузить на проверку тысячи контрагентов и составить мгновенный отчёт, который покажет, кто из них находится в зоне риска.
Данные подтягиваются не только из СМИ, но и из системы проверки контрагентов СПАРК, которая интегрирована со СКАНом. Благодаря этому СКАН определяет юридическое лицо с точностью более 98%. Поиск ведется по ИНН компаний, учитывается также регион, отрасль, руководство и другие параметры из карточек компаний, чтобы в выдачу не попадали одноименные компании.
- Интеграция по API. У всех банков из первой пятёрки есть API системы мониторинга «СКАН», все они дополняют свою проверку данными по СМИ и ежедневно проверяют репутацию тысяч организаций. В других банках и крупных инвесткомпаниях проверка также автоматизирована через ERP-системы. Если вы пользуетесь СКАНом, то имеете возможность посмотреть на свою компанию глазами кредитора или инвестора и увидеть то, что видит он.
3 примера, как работать с репутационными скандалами
В арсенале у PR-служб есть много стратегий, как компаниям выходить из репутационного кризиса. Показываем самые распространённые из них на примере нескольких громких медиа-скандалов прошлых лет.
Признать ошибки и исправиться
Осенью 2019 года произошла нашумевшая утечка данных клиентов Сбербанка. Компания какое-то время не подтверждала эту информацию, но позже признала утечку и сообщила о том, что выявила сотрудника, который попытался похитить клиентскую информацию в корыстных целях. Затем Сбербанк заявил, что ввел для сотрудников жесткие правила работы с клиентской информацией и собирается уделить максимальное внимание внутренней защите данных.
Ответить по пунктам
В 2018 году появилось сообщение, что Роспотребнадзор оштрафовал «Вкусвилл» за нарушение технических регламентов и санитарно-эпидемиологических требований. В ответ на это «Вкусвилл» в своём блоге выпустил убедительную статью, в которой по полочкам разобрал, как на самом деле работает логистика продуктовой сети и как внимательно «Вкусвилл» отбирает своих поставщиков.
Сообщить первыми
В 2018 году было возбуждено уголовное дело о сбыте наркотиков в одной из пиццерий сети «Додо». Но мир узнал об этом не из СМИ. Федор Овчинников, владелец компании, рассказал об этом сам на своей странице Facebook. Таким образом, новость выглядела не как компромат, а честное сообщение о том, что случилось.
В современной медиа реальности трудно представить, что банки и инвесторы упустят из виду какие-либо компрометирующие публикации о компании. В этом им помогают в частности системы мониторинга СМИ и управления репутацией. Хорошая новость в том, что этот же инструмент могут использовать компании: вовремя выявлять негативные публикации и улучшать имидж в глазах кредиторов и инвесторов.
Тестовый доступ