Исследованию темы была посвящена отраслевая конференция СКАНа для PR-специалистов «Медиасреда», которая прошла на выезде в малом городе Карабаш Челябинской области. Тема очень откликнулась PR-сообществу, и сегодня мы делимся уникальным опытом предприятий – участников конференции.
Выкса: трансформация через культуру
Выксунский завод Объединенной металлургической компании (ОМК), город Выкса, Нижегородская область
За последние 12 лет население малых городов России сократилось на 12% — это системная проблема, присущая большинству регионов. Многим горожанам не хватает перспектив и среды, с которой хочется связать свое будущее и будущее детей. Но Выкса своим примером доказывает, что малые города могут быть отличным местом для жизни. Его градообразующее предприятие — выксунский завод ОМК — благодаря модернизации стал одним из самых современных металлургических заводов страны. Там работают около 18 тысяч человек — каждый пятый житель Выксы.
Один из ее важнейших инструментов трансформации Выксы — «Выкса-фестиваль». Это социокультурный проект ОМК и фонда «ОМК-Участие», который существует уже 15 лет и меняет город через современное искусство в сотрудничестве горожан с художниками, архитекторами, режиссерами, музыкантами. Фестиваль не только способствовал преображению городских пространств Выксы, но и сделал город заметным на уровне всей страны.
«Выкса-фестиваль 2025». Фото: Артем Карпухин
С начала 2000-х годов компания вложила развитие города более 15 млрд рублей. Сегодня в Выксе продолжается обновление исторического центра, растет сеть круглогодичных культурных институций, а на стенах домов, в парках и набережных появилось более сотни работ паблик-арта, которые сформировали городской облик и привлекают туристов.
Мурал «Крепче стали». Фото с сайта Artvyksa.ru
Выкса. Фото предоставлено ОМК
В настоящее время в Выксе на месте первого завода Баташевых XVIII века ОМК строит индустриально-туристический центр «Шухов-парк» — уникальный проект ревитализации исторической промышленной территории с сохранением инженерного наследия Владимира Шухова.
Семибратово: новая жизнь завода и поселка
Семибратовский завод газоочистного оборудования, Группа ФИНГО, поселок Семибратово, Ярославская область
Самая славная страница в истории поселка Семибратово Ярославской области связана с Семибратовским заводом газоочистного оборудования (СЗГО), строительство которого началось в апреле 1944 года. Тогда, в годы войны, предприятие строили с надеждой на светлую и мирную жизнь. Газоочистные фильтры, произведенные в Семибратово, установлены в 56 странах и 400 российских городах. Однако в начале 2000-х годов предприятие остановилось, цеха завода начали разрушаться, а люди — покидать рабочие места.
Новая жизнь в Семибратово пришла вместе с Группой ФИНГО, руководство которой решило возродить старейшее в стране газоочистное предприятие. 80-летний юбилей завода компания отметила, передав в дар поселку Семибратово детскую площадку, сделанную в индустриальном стиле по авторским эскизам. Кроме того, предприятие оказало значительную поддержку местной команде по настольному теннису — члену высшей лиги — и Семибратовской библиотеке, неоднократно снабжая ее книгами, мебелью и оргтехникой.
Детская площадка в Семибратово. Фото предоставлено Группой ФИНГО
Создание кадрового потенциала в экологическом машиностроении — ключевая цель Группы ФИНГО на ближайшие годы. В основу этой работы легло сотрудничество с отраслевыми колледжами Ростовского района по организации студенческих стажировок.
Также ФИНГО поддержала всероссийскую акцию «Храним огонь Победы», в рамках которой сотрудники компании «Газпром» подключили к сетевому природному газу мемориальный комплекс в Семибратово. При содействии группы ФИНГО было проведено уличное освещение и благоустройство территории воинского мемориала, изготовлена гранитная плита и стальная звезда, как символ нерушимой памяти о воинах, погибших на полях сражений.
По данным системы оценки репутации СКАН-Интерафакс
Аша: как вселить уверенность в завтрашнем дне
Ашинский металлургический завод, город Аша, Челябинская область
На Ашинском металлургическом заводе трудится 4150 человек, а всего население города Аша составляет 27000 человек. Статус градообразующего предприятия накладывает на предприятие ряд обязательств перед государством и местным сообществом. В 2024 году на финансирование проектов, связанных с объектами города и района, было направлено более 50 млн рублей.
Главная цель реализуемых проектов — создание комфортных условий для жизни людей. Предприятие целенаправленно работает на то, чтобы сократить отток молодежи в крупные промышленные центры именно за счет благоприятной среды, способной конкурировать с другими территориями. Кроме того, завод тесно сотрудничает с Ашинским индустриальным техникумом, вкладываясь в развитие его объектов. С 2024 года по инициативе предприятия техникум принимает участие в федеральной программе «Профессионалитет». Студенты приходят на завод на практику и уже во время нее могут заключать «ученические» договора и включаться в производственный процесс, получая стипендию от предприятия.
Ашинский металлургический завод. Фото предоставлено АМЗ
Однако, несмотря на насыщенность социальных проектов, инициированных и реализованных предприятием, еще полгода назад перед пресс-службой стоял вопрос: «Почему мы так много делаем для сотрудников и города, а в ответ люди активно выражают только свои негативные настроения?». В таких условиях руководство и пресс-служба работали в режиме «реагирования на негатив». Анализ ситуации показал, что у местного населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, что связано со сменой собственника завода в 2022 году и информационной «закрытостью». Благие намерения завода людям было свойственно принимать за попытку усыпить их бдительность перед кризисом производства, сокращением рабочих мест и прочими негативными последствиями.
Используя минимальный набор инструментов (корпоративная газета, страница в ВКонтакте, закрытый ТГ-канал для сотрудников) и не претендуя на большие бюджеты, пресс-служба составила медиаплан, который предусматривает освещение производственных тем с соблюдением баланса открытости и конфиденциальности. В освещении социальных мероприятий от сухого репортажа мы перешли к демонстрации положительных настроений и эмоций участников. Результатом всех этих усилий стали рост интереса к заводскому контенту и формирование позитивных настроений ашинцев.