
Екатерина Бушуева,
директор по связям с инвесторами, Arenadata
IPO для IR-директора — один из самых значимых проектов в профессии, поэтому большая удача пройти путь от первой презентации о компании до звона колокола на Московской бирже. IPO — как рождение ребенка: жизнь не просто продолжается, но и обретает новые смыслы. Если до сделки много внимания и ресурсов уходит на образовательную функцию — погружение в отрасль, бизнес-модель и знакомство с инвестиционным кейсом, то после начала торгов фокус постепенно смещается на операционные и финансовые результаты, выполнение гайденсов, уровень корпоративного управления и прозрачность коммуникаций со всеми категориями инвесторов.
Кроме того, после обретения статуса публичной компании расширяется пул регуляторных раскрытий, например, существенных фактов, отчетов эмитента, годовых отчетов, документации для биржи. IR-директор контролирует синхронность коммуникаций и является своего рода «хранителем знаний» по всей инвестиционной истории.
Сегодня водораздел между IR и PR достаточно условный. Партнеры и клиенты (или лица, принимающие решения от заказчика) становятся инвесторами и наоборот. Структуры финансово-промышленных групп могут быть и клиентами, и акционерами одновременно. Соответственно, информация от компании должна быть последовательной, учитывающей интересы всех стейкхолдеров, включая сотрудников.
На рынке есть кейсы, когда внешние коммуникации (IR и PR) объединяются для более слаженной и оперативной работы, погружения в медиаполе с обеих сторон. При этом каждая функция продолжает взаимодействовать со своей целевой аудиторией, PR — это единая точка входа для журналистов, IR — первое лицо для вопросов аналитиков и инвестиционного сообщества. Маркетинг обычно выступает поддерживающей функцией в рамках организации мероприятий, сопровождения корпоративного сайта, подготовки аналитических материалов.
Эта история особенно популярна у венчурных инвесторов, когда фигура основателя не менее важна, чем сам продукт («ставка на лошадь и жокея»).
Инвесторы публичных компаний, безусловно, оценивают топ-менеджмент и их релевантный опыт, изучают основателей и действующих акционеров, по возможности — совет директоров. Отдельное внимание уделяется мотивации персонала, текучести кадров, уровню удовлетворенности сотрудников (показатель eNPS). Здесь тестируются гипотезы о возможностях масштабирования бизнеса, устойчивости бизнес-модели и создании прорывных продуктов на базе накопленной экспертизы.
Важно отметить, что при принятии решений инвесторы используют не только информацию от компании, но и стараются получить второе мнение – опрашивают представителей отрасли, бизнес-заказчиков и партнеров. Репутация в профессиональных кругах имеет большое значение, а для ее формирования требуется слаженная работа всей команды.
Мы благодарим Екатерину Бушуеву за интересный разговор. Ждите новых гостей рубрики и новых вопросов лучшим российским PR-специалистам.
Если вы сами хотите стать героем рубрики, просто пишите нам на почту: content@scan-interfax.ru.
Тестовый доступ