Тестовый доступ

Эффективный мониторинг конкурентов и отрасли в 2024 году

В статье расскажем, как мониторить новости отрасли и применять результаты мониторинга на практике.

Почему важно мониторить конкурентов и отрасль

Постоянный мониторинг — ваш способ узнать больше о компаниях на рынке. Он помогает следить не только за репутацией вашего бизнеса, но и наблюдать за действиями конкурентов.

Например, узнавать:

По этим данным вы можете скорректировать бизнес-процессы. Например: правительство готовит новый закон о маркировке сельскохозяйственных животных, который вступит в силу 1 декабря следующего года. Значит, надо подготовить соответствующие документы и инфраструктуру. Чем раньше вы узнаете про принятие закона, тем больше времени будет на реагирование.

А ещё мониторинг конкурентов и отрасли позволяет влиять на PR- и бизнес-стратегию. Расскажем, как.

1. Анализ изменений рынка

Пример: в конце 2022 года петербургский завод Hyundai ещё работал, но в апреле 2023-го появились новости о возможной продаже. Сначала покупателями называли казахских партнёров, потом — китайских и российских. К октябрю ситуация никак не разрешилась, а завод находился в простое.

Что даёт эта информация: с российского авторынка ушёл крупный бренд. Автодилеры, которые занимаются параллельным импортом, могли проследить хронику событий в СМИ и раньше конкурентов скорректировать планы продаж.

Публикации о закрытии завода Hyundai в системе SCAN-Интерфакс

2. Изучение лучших практик конкурентов

Пример: у алмазодобывающей компании произошла авария — разлив нефтепродуктов. Понятно, что эта ситуация вызовет негатив со стороны местного населения и экоактивистов. Чтобы сформировать стратегию поведения, компания может промониторить подобные ситуации у конкурентов и их действия в таком случае.

Что даёт эта информация: возможность перенять успешные решения, адаптировать их под свой бизнес и найти выход из непредвиденных ситуаций.

3. Поиск инструментов и каналов продвижения

Пример: в 2022-м интернет покорил Бумагогорск — добрый проект юного урбаниста Матвея. Мальчик строил город из бумаги и вёл его ленту новостей в Telegram. За пару дней Бумагогорск оказался на волне хайпа — многие компании использовали этот тренд как повод для коллабораций. Например, Дептранс Москвы подарил «городу» модели вагонов для метро, Альфа-Банк открыл в нём свой «офис», а S7 запустили на сайте новый «рейс» до Бумагогорска.

Что даёт эта информация: мониторинг трендов, сайтов конкурентов, соцсетей, высказываний в электронных СМИ и других онлайн-активностей помогает определить наиболее эффективные каналы размещения и маркетинговые ходы. На их основе бренд может грамотно развивать свою стратегию.

Получилось здорово: S7 и Матвея прорекламировали, и долю внимания в этой истории получили

4. Отслеживание открытий в отрасли

Пример: 20 лет назад немногие слышали о стевии и заменяли ей сахар. Ближе к 2010-м ЗОЖ стал популярнее, и люди начали искать альтернативы привычным продуктам. Пищевые компании увидели в этом потенциал и стали выпускать стевию в разных форматах и сладости с ней. На 2022 год рынок стевии оценивали в 800 миллионов долларов, а ежегодный рост составляет 9,5%.

Что даёт эта информация: мониторинг отрасли и инфоповодов в области технологий позволяет следить за открытиями и меняющимися предпочтениями клиентов.

5. Постановка KPI PR-отделу

Пример: если ваша цель — быть заметнее конкурентов, в качестве KPI можно поставить рост индекса заметности и поддержание его на более высоком уровне, чем у конкурентов.

Индекс заметности учитывает влиятельность СМИ, в которых выходят публикации, роль компании в материале: главная она или второстепенная — и соответствие темы публикации тематике СМИ.

Что даёт эта информация: метрика позволяет PR-отделу качественно оценивать присутствие компании в медиа-пространстве и корректировать на её основе PR-стратегию.

Сравнение индексов заметности В СКАНе

Как наблюдать за конкурентами и отраслью 24/7

Чем больше конкурентов и чем шире сфера бизнеса, тем сложнее следить за новостями. В таком случае помогут специальные сервисы.

1. Агрегаторы электронных СМИ и соцсетей 

Агрегаторы новостей Mail.ru, Дзен и Seldon.News собирают публикации из разных онлайн-СМИ и сортируют их по темам: политика, спорт, образование, региональные новости и т. д. 

Вы можете выбрать нужные источники и искать записи по ключевым словам, чтобы пользователь мог отфильтровать информацию.

Настройка подборок СМИ в Дзен

Сложности в работе с агрегаторами:

Сервисы вроде Google Alerts и Яндекс.Блогов помимо сообщений электронных СМИ собирают информацию из блогов, форумов и других интернет-источников. Поисковые запросы они обрабатывают быстро, но результат выдают спорный.

Например, на запрос по ключевому слову «Hyundai» мы получили:

Результат выдачи в Google Alerts

Эти инструменты бесплатны и подойдут, чтобы отслеживать одного-двух конкурентов. Если же нужно мониторить десятки компаний и общую обстановку в отрасли, на работу с агрегаторами будет уходить неоправданно много времени.

2. Системы автоматизации мониторинга

Автоматизация подойдёт тем, кто хочет постоянно быть в курсе событий отрасли и конкурентов и быстрее мониторить новости. Специальные сервисы изучают источники, выделяют важную информацию и представляют её в наглядном виде.

Ручной мониторинг занял бы намного больше времени. Например, если компания работает в сфере сельского хозяйства, в день по отрасли может выйти больше 7 000 новостей. Представьте, сколько часов понадобится, чтобы отсмотреть их все.

Результат выдачи по запросу «сельское хозяйство» на сайте Seldon.News

Основное преимущество сервисов для автоматизации мониторинга в том, что они сами фильтруют новости и представляют их вам в удобном виде. Рассмотрим на примере SCAN-Интерфакс.

В SCAN можно настроить ленту, чтобы получать только актуальную информацию. Достаточно выбрать тему, отрасль, источники и регион — SCAN соберёт публикации по заданным параметрам. Получится сводка, которую PR-менеджер изучит в начале дня и будет в курсе главных новостей за прошедшие сутки.

Новости цифровизации в ленте SCAN

Как применять результаты мониторинга

Цель мониторинга не в том, чтобы узнать информацию о конкурентах и отрасли, а в том, чтобы эффективно её использовать. Для этого мы собрали три шага к правильному анализу данных.

1. Корректировать PR-стратегию

Отчёты SCAN позволяют оценить место компании в медиапространстве и на основании этого корректировать PR-стратегию: в каких источниках публиковаться, какие инфоповоды освещать, как часто выпускать материалы.

2. Строить бизнес-планы

Своевременная реакция на изменения в отрасли позволит скорректировать бизнес-стратегию. Например, когда в августе Япония ввела санкции на ввоз подержанных авто в Россию, многие предприниматели высказались на эту тему.

Руководитель одной из ведущих на Дальнем Востоке компаний-импортёров выпустил видео-разъяснение, что работать всё ещё возможно. За роликом последовали обзоры японских авто, оформленных до санкций, а также несколько видео о корейских и китайских автомобилях.

По контенту конкуренты могли предположить, что компания станет возить автомобили из Южной Кореи и Китая. А значит, можно прогнозировать, как сложится ситуация на вторичном рынке в ближайшем будущем и скорректировать стратегию.

3. Находить новые пути развития и рынки

Мониторинг отрасли позволит своевременно отслеживать новые направления для бизнеса, как в описанном выше примере со стевией. Чем раньше компания узнает о новом перспективном продукте, тем быстрее успеет среагировать и сделать на него ставку.

———————————————

Если вы готовы использовать SCAN для мониторинга отрасли и активности конкурентов, запросите тестовый доступ и оцените удобство сервиса уже сейчас.

Тестовый доступ
Exit mobile version