Тестовый доступ

Должная осмотрительность: как узнать то, чего нет в официальной отчётности контрагента, и избежать налоговых санкций

Даже если вы уже прочитали десяток статей на тему должной осмотрительности, тем не менее для начала предлагаем свериться в понятиях: что такое должная осмотрительность и почему бизнесу важно её проявлять. 


Должная осмотрительность — это действия, которые предприняла компания, чтобы проверить партнера, поставщика или клиента перед тем, как заключить с ним договор.

Этот термин отсутствует в законах, но на практике ФНС или суд может применить налоговые санкции в отношении компании, если та не проявила должной осмотрительности перед заключением сделки.

Принципы должной осмотрительности: что учитывать, в каких случаях нужно учитывать больше и кто должен доказывать в суде свою правоту: налоговая или компания

Хотя понятие должной осмотрительности чётко не зафиксировано в законах, всё-таки его рамки так или иначе обозначаются в судебных делах. Например, в определении по налоговому спору между АО «Специализированная производственно-техническая база “Звездочка”» и ФНС Верховный Суд РФ подтвердил необходимость учета должной осмотрительности налогоплательщика при оценке обоснованности налоговой выгоды и конкретизировал принципы такой оценки при выборе контрагента:

Что оценивать:

При совершении значимых сделок, например по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучают также историю взаимоотношений предшествующих собственников и предпринимают подобные меры.

В каких случаях оценивать внимательнее и глубже

Критерии должной осмотрительности могут различаться для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объема работ.

Кто в суде доказывает свою правоту: налогоплательщик или налоговая

Если контрагент в период взаимодействия не имел экономических ресурсов для исполнения договора, то налоговая исходит из того, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, а доказать обратное становится обязанностью налогоплательщика. 

Если же у контрагента было достаточно ресурсов для исполнения договора (и это подтверждается документами бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента), то следует исходить из того, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, а доказательство обратного становится обязанностью налогового органа.

Критерии должной осмотрительности при выборе контрагента

В законе нет чётких указаний, на что именно нужно обращать внимание. Минфин заявляет, что «налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами». Главное, чтобы были приложены максимальные усилия.

Судебная практика показывает, что основными критериями, помимо стандартной выписки из ЕГРЮЛ, являются:

В зависимости от этого компании и следует определить необходимый набор документов, необходимых для качественной проверки контрагента. 

Как проявить должную осмотрительность и где искать информацию о контрагенте

Первое, что нужно сделать компании, — это разработать внутренний регламент по проверке контрагентов: кто и в какие сроки занимается этим вопросом, что и где проверяет, что и у кого запрашивает, в какой форме высылает запросы, как интерпретирует результаты и где хранятся все полученные справки, подтверждения и документы. Последний пункт особенно важен: всё должно быть зафиксировано и сохранено, чтобы в нужный момент предъявить налоговой.

Расскажем о самых популярных способах проверки контрагента:

Этот способ имеет свои ограничения. Например, если компания находится в другом городе или стране, то личная встреча иногда невозможна. А присланные копии документов не всегда можно проверить на достоверность. 

Здесь можно собрать основные сведения о контрагенте: налоговые правонарушения, сумму уплаченных налогов и страховых взносов, задолженности по налогам, пени и штрафам, соответствие реальной деятельности заявленному ОКВЭД и так далее.

Например:

Сведения о государственной регистрации: https://egrul.nalog.ru 

Сведения о задолженности по налогам: https://service.nalog.ru/zd.do 

Сведения о дисквалифицированных лицах: https://service.nalog.ru/disqualified.do 

Сведения об участии налогоплательщика в судебных спорах: www.arbitr.ru 

Сведения о делах, которые ведут приставы: https://fssp.gov.ru/iss/ip 

Сведения об участии в арбитражных судах: https://kad.arbitr.ru/ 

СПАРК — профессиональный инструмент для управления рисками и оценки бизнесов. СПАРК дает ответы на любые вопросы, касающиеся компаний России, Украины, Казахстана и позволяет проверить благонадежность компании, оценить масштабы ее бизнеса, кредитоспособность, ее связи. 

В системе есть собственный Индекс должной осмотрительности — оценка вероятности того, что компания может являться однодневкой. Модель индекса учитывает около десяти различных факторов: массовость адреса, директора, определенные финансовые коэффициенты.

Признаки недобросовестного контрагента: что должно насторожить в документах и данных

Основные сведения о признаках контрагента, которые должны насторожить компанию, содержатся в  письмах Налоговой службы (например письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@) и в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Вот основные признаки неблагонадёжного контрагента, на которые обращает внимание налоговая:

Какие риски для компании несёт непроявление должной осмотрительности

Предприниматели часто недооценивают значение должной осмотрительности и выполняют лишь поверхностную проверку контрагента в режиме «сделаю для налоговой». На самом деле проверять потенциального партнёра стоит, в первую очередь, для себя. В случае если контрагент оказывается ненадёжным, последствия могут быть существенными.

1. Компания теряет деньги или товар

Например, поставщик может перестать отвечать на звонки после того, как вы ему перечислили деньги за товар или услугу. 

2. Компания ставит под удар репутацию

Если ФНС установит факт работы с фирмой-однодневкой, то инспекция может назначить выездную проверку. А если информация об этом просочится в СМИ, то в будущем это оттолкнёт других потенциальных партнёров.

3. Компания рискует лишиться льгот, налоговых вычетов, получить доначисление налогов

Если проверка контрагента была недостаточной, то у ФНС есть повод подозревать компанию в попытке незаконно сэкономить на налогах через фирму-однодневку. Даже если компания не собиралась этого делать и не знала о том, что контрагент использует мошеннические схемы, налоговая может отменить льготы, отказать в вычетах и доначислить налоги.

Даже если вы ответственно подходите к проверке контрагента, для вас всё равно остаются тёмные пятна в его деятельности, например контрагент может отказать в раскрытии налоговой отчетности. Но должная осмотрительность поможет убедить ФНС в том, что вы максимально проверили потенциального партнёра, и защитит ваш бизнес от возможных налоговых санкций. Поэтому все проверки надо фиксировать и вести отдельные документы по каждому контрагенту.

Проверка контрагентов в СКАНе: как узнать о будущем партнёре больше, чем есть в официальных источниках

Система мониторинга СМИ — это современный мощный инструмент в руках сотрудника отдела безопасности, и вот почему.

1. Находит то, что доступно на платных ресурсах

Прежде чем попасть в открытые медиа, новость появляется в лентах информагентств, таких как «Интерфакс». Эти ленты чаще всего закрыты, но пользователи СКАНа имеют к ним доступ. Компаниям проще пользоваться системой медиамониторинга, чем платить за каждый закрытый ресурс. 

2. Собирает максимальное количество данных, которые трудно найти вручную.

В медиапространстве ежесуточно появляется около 300 000 публикаций — легко пропустить что-то важное, если использовать только поисковики. К тому же, поисковые системы по-разному индексируют публикации, придётся проверять поисковую выдачу в нескольких из них для качественного поиска. СКАН снимает эту головную боль и находит всё, что есть в медиаполе по вашему запросу. И даже больше — ранжирует так, как вам удобно (по тональности, по охватам, по заметности и так далее).

3. Составляет Индекс репутационного риска (ИРР) по любому запрашиваемому объекту

Индекс репутационного риска (ИРР) — это это интегральный показатель делового имиджа. Он учитывает наличие риск-факторов: финансовых, экономических, акционерных, законодательных, рыночных, этических. ИРР публикуется на панели «Риск-факторы», где рядом с ним показаны основные тематики рисковых упоминаний (санкции, суды и др.). Даже беглый взгляд на панель даёт общее представление о том, в каких вопросах репутация интересующей компании находится под угрозой. Ниже в статье мы покажем скриншот ИРР и панели «Риск-факторы» в СКАНе.
 

Информация в СМИ о контрагенте появляется гораздо быстрее, чем в официальных источниках. Например, официальные источники покажут вам финансовую отчётность компании за квартал, и на бумагах всё может выглядеть хорошо. Но если компания разорилась недавно, то в официальных источниках эта информация появится с задержкой. Зато СМИ уже будут знать об этом. А если у вас есть СКАН, то узнаете и вы.

Посмотрим, как оценивать репутационные риски с помощью СКАНа на примерах. 

Пример «Вайлдберриз»: рисковые упоминания в медиа появились, а в официальных данных — пока ничего подозрительного. 

Вот данные об OOO «Вайлдберриз» в СПАРКе на 24 ноября 2023 года:  рисковые индексы спокойные, а ИДО (Индекс должной осмотрительности) и вовсе окрашен в зеленый.

Данные по OOO «Вайлдберриз» в СПАРКе

Теперь заглянем в систему медиамониторинга СКАН. Индекс репутационного риска (ИРР) сигнализирует красным о высоких репутационных рисках компании. 

Индекс репутационного риска и динамика рисковых упоминаний ООО «Вайлдберриз» в СКАНе

СКАН отсортировал рисковые упоминания по риск-факторам. 546 из них — на тему претензий госорганов. В каждой теме можно развернуть публикации и увидеть выделенные жёлтым места, которые СКАН расценил, как угрожающие репутации.

Публикации, где найден риск-фактор «Претензии госорганов»

Таким образом, мы видим, что ситуация с претензиями госорганов к «Вайлдберриз» пока никак не отразилась на показателях бизнеса из СПАРКа, например, но уже влияет на репутацию компании в медиа. 

Такое умение СКАНа выявить репутационные риски, о которых еще не знают официальные источники, может спасти компанию от неблагонадёжных контрагентов, которые не только подпортят репутацию, но и привлекут внимание налоговой. 

Однако надо учитывать общий контекст в каждом подобном случае.

Пример «СПБ Биржи»: подпорченная медиарепутация не имеет серьёзных оснований.

Напомним детали недавнего псевдобанкротства «СПБ Биржи»:

Выходит, что никакого банкротства на деле не существует, но Индекс репутационного риска «СПБ Биржи» достиг критической отметки из-за большого количества публикаций на эту тему — новость мгновенно разлетелась по новостным ресурсам и Telegram-каналам.

Всего за день ИРР «СПБ Биржи» улетел в космос

Чтобы у вас было подтверждение того, что вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента, СКАН формирует специальный отчет с датой его составления. В нём будут указаны показатели ИРР и все риск-факторы с выжимкой из рисковых публикаций.

Первая страница отчета о проверке репутационных рисков

Подведём итоги

Существует множество способов проявить должную осмотрительность: официальные источники, СПАРК, запрос документов у контрагента и личная встреча с руководством.

Если хотите в этом убедиться лично, напишите в нашу клиентскую поддержку и запросите тестовый доступ к системе СКАН.

Тестовый доступ
Exit mobile version