Тестовый доступ

Деловая репутация: ключ к успеху или просто цифры?

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация — это представление о деловых качествах человека или бизнес-деятельности компании, которое складывается у клиентов, партнеров, сотрудников и широкой общественности. Она отражает, как аудитория оценивает продукты, услуги, бизнес-практики, коммуникации бренда, свой опыт взаимодействия с компанией или специалистом.

Основные компоненты деловой репутации

Некоторые аспекты деловой репутации имеют больший или меньший вес в зависимости от аудитории. Например, инвесторам важна прозрачность системы управления и бизнес-процессов, а сотрудникам — корпоративная этика. Перечислим компоненты, которые больше всего влияют на формирование репутации компании:

Влияние деловой репутации на бизнес

Поскольку мнение — понятие субъективное, может показаться, что деловая репутация мало чего стоит, однако практика свидетельствует об обратном. Исследование компании «Ашманов и партнеры» показало, что репутация бизнеса важна для 73% потребителей и более половины респондентов готовы:

Помимо повышения доверия и лояльности клиентов, положительная деловая репутация помогает:

Тем не менее, часто трудно понять, насколько плоха или хороша деловая репутация компании, поэтому необходимо ее измерять.

Индекс деловой репутации

Индекс деловой репутации — комплексный показатель, который суммирует баллы, набранные компанией по различным аспектам ее деятельности. Разные организации, например рейтинговые агентства, могут разрабатывать собственные методологии его расчета, однако с 1 февраля 2024 года в России действует национальный стандарт — ГОСТ Р 71198-2023.

Впервые официально «посчитать» деловую репутацию попытались в 2015 году, когда был принят ГОСТ Р 66.0.01-2015. Спустя два года его заменили стандартом ГОСТ Р 66.0.01-2017, согласно которому индекс рассчитывается с учетом следующих факторов:

На основании этого стандарта разрабатывались системы добровольной сертификации: компании получали сертификаты для участия в тендерах или просто для улучшения имиджа.

Пример сертификата соответствия ГОСТ Р 66.0.01-2017

Приложение к сертификату соответствия с указанием индекса

Хотя стандарт действует до сих пор, последняя редакция отмечает, что на его основе нельзя рассчитывать индекс деловой репутации. Проще говоря, этот стандарт только устанавливает правила для разработки систем оценки деловой репутации, а не является прямым руководством для ее проведения.

Скриншот изменений в ГОСТ Р 66.0.01-2017

Новый стандарт ГОСТ Р 71198-2023 определяет индекс деловой репутации как «комплексный результат оценки субъекта предпринимательской деятельности, выраженный в баллах», которые начисляются по 47 показателям в трех основных направлениях:

Как рассчитывается индекс?

Набрать максимальное количество баллов — 160 — можно по результатам прохождения двух этапов оценки:

Еще 10 баллов можно заработать за участие в деятельности ведущих деловых объединений, например Торгово-промышленной палаты или «Деловой России».

Рейтинг деловой репутации

Под репутационными рейтингамичаще всего понимают списки, в которых компании ранжируются по количеству набранных баллов. Например, периодически такие исследования проводили ВЦИОМ и Институт репутации, а некоторые корпорации, в частности «Газпром» и «Росатом», разработали собственные системы ранжированияделовой репутации поставщиков.

Скриншот рейтинга Института репутации из публикации в Forbes

Проверка индекса деловой репутации в системе РДР «Росатома»

Что касается индекса, рассчитанного по ГОСТ Р 71198-2023, то эти баллы трансформируются в ЭКГ-рейтинг согласно следующей таблице:

Скриншот таблицы соответствия количества баллов уровню и оценке ЭКГ-рейтинга

На 2025 год ЭКГ-рейтинг деловой репутации уже охватил 95% российского бизнеса, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей. Даже если компания не регистрировалась в системе, она была внесена в рейтинг автоматически, на основании публичных данных. Исключения — страховые, кредитные и финансовые организации, иноагенты, компании, находящиеся в процессе банкротства или ликвидации, организациис руководителями из реестра дисквалифицированных лиц. Это означает, что любой потенциальный партнер, инвестор, клиент или сотрудник может проверить благонадежность компании на сайте проекта, узнать ее сильные и слабые стороны, сравнить с конкурентами.

Застройщик «ГК ТОЧНО» относится к продвинутым компаниям, но детализация показывает, что немного не хватает финансовой устойчивости

Важность рейтинга для компании

Высокие позиции бизнеса в любых рейтингах деловой репутации повышают доверие и узнаваемость, тем более что СМИ любят освещать такие темы. Например, компания «Ядринмолоко» получила миллионные охваты благодаря сюжету на канале Россия 24 — на примере молочного завода, «лидера» в ЭКГ-рейтинге, иллюстрировались преимущества ответственного подхода к ведению бизнеса.

По данным платформы СКАН-Интерфакс

Высокий рейтинг деловой репутации дает бизнесу и другие реальные преимущества:

Данные из системы СПАРК также учитываются при проверке репутации на платформе СКАН-Интерфакс. Например, СПАРК выдает низкие налоговые и финансовые риски производителю «Щелково Агрохим».

Чтобы подтвердить отличную репутацию перевозчика «ОТЛК ЕРА», нужно лишь кликнуть на кнопку в карточке компании на сайте ЭКГ-рейтинга — PDF-выписка генерируется мгновенно, а QR-код ведет на страницу с детализацией показателей

Как управлять деловой репутацией?

Управление репутацией помогает создавать положительный образ компании у разных аудиторий, но к этому вопросу нужно подходить стратегически. Например, если в приоритете — влияние на клиентов, то в фокусе будет:

В СКАНе можно настроить непрерывный мониторинг инфополя по ключевым словам и получать уведомления о негативных публикациях в реальном времени для быстрого реагирования

Эффективное управление репутацией в интернете хорошо действует на широкие массы и может повысить позиции компании в рейтингах, базирующихся на упоминаниях в медиа, например Reputation Quality Index от агентства AMDG. Однако такой подход мало влияет на рейтинг деловой репутации в системе ЭКГ, так как она не учитывает медиаактивность компаний. Здесь понадобится совсем другая стратегия:

Заключение

Компании с хорошей деловой репутацией действительно имеют преимущество перед конкурентами — как в отношениях с государством, так и с широкой общественностью. Однако фокус в выстраивании репутации будет отличаться в зависимости от аудитории: госорганы, инвесторы и партнеры больше верят цифрам, а потребитель — имиджу. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно разработать стратегии для улучшения репутации под каждую целевую группу и постоянно работатьв этих направлениях.

Попробуйте технологии SCAN в деле

Получить тестовый доступ
Тестовый доступ
Exit mobile version