Почему чужая база СМИ бесполезна
Часть PR-специалистов действительно пользуются данными, который они сформировали на предыдущем месте работы, получили «по наследству» от прежнего PR-менеджера, у кого-то купили или где-то скачали. От такого инструмента мало пользы, а в некоторых случаях он может причинить вред.
В чужой базе данных о СМИ:
- часть телефонов и электронных почтовых ящиков устарели (не работают, больше не принадлежат журналистам);
- чаще указаны контакты редакций, а не конкретных авторов, которых можно заинтересовать своим пресс-релизом;
- много СМИ и журналистов, не заинтересованных в теме, поскольку их данные собирали для продвижения другого проекта.
А главное, чужая база — это просто данные, список телефонов и адресов. Это не люди, с которыми налажен личный контакт, есть возможность не только предложить тему, но и обсудить ее, узнать причину отказа, подыскать альтернативу.
В итоге пресс-релиз рассылается десяткам адресатов, а на выходе — единичные публикации. Более того, пресс-служба портит свой рейтинг отправителя, и со временем почтовые сервисы начинают направлять письма от него не в папку «Входящие», а в папку «Спам».
Кому будет полезна база СМИ?
Собственную базу СМИ полезно иметь PR-службам, маркетинговым и рекламным отделам компаний, которые хотят:
- Эффективно управлять репутацией бренда. Свой пул журналистов поможет оперативно опровергать недостоверную информацию, доносить официальную позицию по кризисным ситуациям, нейтрализовать негатив благожелательными публикациями.
- Получить преимущество перед конкурентами. Грамотно работая с журналистской базой, компания сможет повысить заметность в инфополе по сравнению с конкурентами, рассылающими пресс-релизы наобум.
- Сэкономить на рекламе. Предлагая журналистам релевантные материалы, можно получать бесплатные публикации с упоминанием о продуктах и услугах компании, достижениях и преимуществах бренда.
- Сформировать деловую репутацию. Экспертные материалы в СМИ повышают авторитет бренда в глазах инвесторов, партнеров, представителей отрасли, и составление базы СМИ — отправная точка для налаживания коммуникаций между экспертами компаний и журналистами.
Собственный перечень СМИ нужен всем, кто развивает личный бренд: индивидуальным предпринимателям, специалистам, фрилансерам, медийным персонам.
Как собрать базу российских СМИ
В большинстве случаев базу лучше создавать с нуля. Но для этого нужно от чего-то оттолкнуться. Недостаточно просто припомнить названия изданий, которые могут заинтересоваться повесткой бренда. Для начала нужен исчерпывающий список печатных и цифровых средств массовой информации. И инструмент, который поможет отсортировать издания, не изучая каждое детально.
Получить такой исчерпывающий список и сузить его до перечня релевантных СМИ можно с помощью системы мониторинга СМИ и соцмедиа.
Какие российские СМИ анализирует СКАН
СКАН располагает огромной базой источников: их несколько десятков тысяч, и каждый месяц добавляется 300-500 новых. Это газеты, журналы, телевизионные каналы, радиостанции, сайты, блоги, телеграм-каналы, информагентства — всё, что может быть интересно специалисту по связям с общественностью. В базе представлены почти все местные российские издания.
База данных региональных СМИ
Важное условие успеха — соответствие инструмента задаче. В случае с рассылкой пресс-релиза это значит, что масштаб издания нужно выбирать в соответствии с масштабом инфоповода. Например, у события регионального уровня немного шансов попасть в федеральные новости. Да и пользы будет больше, если сосредоточиться на информировании тех, кто может принять в нем непосредственное участие.
Когда информация о крупной компании появляется только в федеральных источниках, для жителей регионов она остается далекой и непонятной. Если стоит задача продвигать продукт в регионы РФ, обязательно нужно задействовать местные издания.
База телеграм-каналов
В марте 2024 года база СКАН пополнилась 5000 самых влиятельных телеграм-каналов с высокими охватами и продолжает увеличиваться каждый месяц. PR-менеджеры, которые используют блоги для продвижения своего продукта, теперь могут значительно расширить список площадок для публикаций.
Иногда материалы у лидеров мнений дают эффект не хуже, чем информирование через официальные СМИ.
Как правильно работать с базой СМИ
Само собой, все медиа, которые анализирует СКАН, в базе не нужны. Поэтому можно действовать в следующем порядке.
Этап 1: создать медиакарту с помощью СКАНа
Для этого необходимо определить критерии отбора СМИ для вашей базы:
- по уровню — зарубежные, федеральные, региональные;
- по тематике;
- по категории — газеты, отраслевые порталы, блоги и т. п.;
- по охвату аудитории.
Расставляем галочки в соответствующих полях формы поиска, нажимаем «Найти».
Основа будущей базы, с которой можно работать дальше, готова.
Подробнее о том, для чего сегментировать базу и как это сделать, мы писали в статье 7 ошибок пресс-службы при сотрудничестве со СМИ.
Для продвижения в других регионах необходимо собрать базу данных региональных СМИ. В поиске СКАНа есть возможность задать интересующую локацию.
Выбираем сортировку по охвату и смотрим результат.
Этап 2: превратить медиакарту в базу данных СМИ
Система мониторинга СКАН позволяет также делать тематические срезы. Она показывает, какие медиа чаще обращаются к интересующей пресс-службу теме, сколько у них соответствующих публикаций, и дает ссылки на эти публикации.
Можно составить поисковый запрос по отрасли или теме, тогда СКАН найдет все новости, относящиеся к запросу, и агрегирует в аналитическую панель данные об источниках публикаций.
Если выгрузить эту аналитическую панель агрегатов, то легко найти топ-100 ресурсов, которые писали на эту тему.
В сервисе СКАН можно узнать имена авторов большинства публикаций. Также можно действовать в обратном порядке: найти все публикации определенного журналиста. Это позволит убедиться, что его статья на интересующую вас тему не была случайной, что автор действительно в этой теме заинтересован и погружен в нее.
Когда имена известны, остается найти контакты авторов, чтобы связаться напрямую. Это можно сделать через редакцию или поискать в открытых источниках, например соцсетях.
Сбор настоящей базы СМИ требует усилий. Зато, пообщавшись с десятком журналистов лично, можно рассчитывать на результат. Это лучше, чем просто разослать сотню пресс-релизов в пустоту ради бодрого отчета для руководителя.
Этап 3: работать с базой
Сотрудничество PR-специалиста и журналиста должно быть взаимовыгодным. Журналист помогает PR-менеджеру продвигать бренд или продукт, а PR-менеджер в силах помочь журналисту создать интересный контент. Сотрудничество на таких условиях обеспечит публикации о продукте в СМИ.
Но для этого нужно знать журналистов, понимать, в каких жанрах и направлениях пишет тот или иной автор, какие темы его волнуют, какие мероприятия он посещает, как относится к вашему бренду, каких редстандартов придерживаются в его медиа.
Как поддерживать актуальность базы
Чтобы данные в базе оставались актуальными, возьмите за правило:
- Собирать контакты журналистов на мероприятиях (пресс-конференциях, выставках, форумах, презентациях) — это поможет не только актуализировать данные, но и расширить базу.
- Каждые полгода проводить «техническую» чистку — удалять дубликаты и стандартизировать данные (например, с помощью ApiDQ или DaData), исключать неактивные электронные адреса, используя валидаторы типа MailValidator или ePochta Verifier.
- Перед запуском кампаний просматривать рейтинги СМИ в открытых источниках, например на LiveInternet или «Реклама Онлайн» — так можно определить наиболее популярные каналы для ваших PR-активностей.
- Раз в полгода проверять регистрацию СМИ на сайте Роскомнадзора — если сайта нет в официальной базе СМИ России, публикации на этом ресурсе могут не попадать в ленты новостных агрегаторов.
- Регулярно мониторить СМИ в СКАНе — это позволит находить перспективные площадки для публикаций. Например, сервис «Пресс-клипинг» помогает отследить распространение пресс-релизов в СМИ и увидеть, какие издания самостоятельно заинтересовались вашей темой.
Подведем итог
Чтобы база СМИ помогала развиваться бизнесу и облегчала жизнь PR-отделов, нужно:
- Собрать собственную базу с учетом специфики компании, ее бизнес-задач и целей PR-стратегии.
- Провести сегментацию, например создать отдельную базу региональных СМИ для локального продвижения или список отраслевой прессы для B2B-кампаний.
- Внимательно изучить потребности изданий, их редакционную политику, предпочитаемые инфоповоды, тематические интересы журналистов.
- Выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с журналистами, предлагая им релевантные материалы.
- Регулярно обновлять данные, причем не только контакты редакций.
- Автоматизировать сбор информации и использовать готовую аналитику — здесь вам очень поможет СКАН-Интерфакс.
Тестовый доступЧтобы собрать базу СМИ с помощью СКАНа, достаточно бесплатного пробного периода. Оставьте заявку на тестовый доступ и заодно изучите другие возможности нашей системы управления репутацией.