Тестовый доступ

Аналитические отчеты в СКАНе: как показать результат работы пресс-службы

Чтобы оценить эффективность работы пресс-службы за определенный период, нужно прежде всего сформулировать глобальные цели коммуникационной стратегии для этого периода. Они являются прямым следствием бизнес-целей и могут выглядеть, например, так:

В одной из статей мы подробно рассказывали, как выбрать KPI для пресс-службы в зависимости от целей PR. Здесь рассмотрим решение прикладных задач аналитики на примере Банка России (ЦБ РФ, Центробанк).

Оценить освещение компании в медиа с количественной точки зрения

Для количественной оценки медиаприсутствия компании используют показатель количества упоминаний компании в СМИ и индекс заметности. Последний рассчитывается на основе роли компании в публикациях и степени влиятельности СМИ, написавших о ней.

Динамика количества упоминаний

Общее число упоминаний, как правило, рассматривают в сравнении с предыдущим аналогичным периодом.

Диаграмма количества упоминаний Банка России в топ-источниках за 2023 и 2022 годы

Для более полного представления о медиаприсутствии компании можно углубиться в динамику количества публикаций по месяцам.

Динамика количества упоминаний ЦБ РФ в топ-источниках за 2022 и 2023 годы по месяцам

На графике видно, что количество упоминаний Центробанка в топ-источниках в первом полугодии 2022 намного выше, чем в 2023. Учитывая турбулентное медиаполе начала 2022 года, это в целом ожидаемая ситуация. Однако вопрос «как оценить работу пресс-службы» остаётся актуальным. Обратимся к качественным показателям медиаприсутствия компании.

Динамика индекса заметности

Индекс заметности тоже обычно удобно рассматривать по месяцам.

Динамика индекса заметности Банка России за 2022 и 2023 годы по месяцам

На графике виден вполне очевидный скачок индекса заметности в первой половине 2022 года, намного превышающего показатель 2023 года, однако во втором полугодии ситуация уже изменилась. Для большей наглядности изменим тип графика на гистограмму и рассмотрим значения индекса заметности поквартально.

Диаграмма индекса заметности Банка России за 2022 и 2023 годы по кварталам

Очевидно, что в первом и втором квартале 2022 года Центробанку удалось привлечь больше внимания СМИ, чем в аналогичные периоды 2023 года. По клику на столбик диаграммы можно увидеть список публикаций, которые внесли вклад в формирование высокого индекса заметности.

Список публикаций за I квартал 2022 года, отсортированный по индексу заметности

Чтобы подчеркнуть заслуги PR в повышении медиазаметности компании, можно добавить в отчет отдельный блок с самыми заметными публикациями. Для этого необходимо настроить поиск упоминаний компании в главной роли, выбрать категорию источников СМИ, а результаты поиска ограничить 10 публикациями с самым высоким индексом заметности.

Настройки блока отчета с самыми заметными публикациями в СМИ

Так в отчете за период появится блок, свидетельствующий об активной работе пресс-службы.

Фрагмент списка наиболее заметных публикаций о Банке России

Индекс заметности — не единственный показатель, который помогает увидеть эффективность работы пресс-службы. Оценим другие качественные характеристики присутствия компании в медиа.

Рассчитать PR-индексы за предыдущий и текущий периоды

Оценить непосредственный вклад пресс-службы во взаимодействие со СМИ помогает индекс прямой речи. Он особенно показателен, когда новости о компании инициируются извне. В этом случае пресс-служба может повлиять только на то, как будет «отработан» информационный повод. Индекс прямой речи показывает, насколько удалось донести месседж компании до аудитории.

Помимо индексов заметности и прямой речи, большой интерес представляет показатель аудиторного охвата. Он отражает объем аудитории, которая потенциально могла увидеть сообщения о компании.

Для отчета обычно рассчитывают все основные PR-индексы за год в сравнении с предыдущим годом.

Таблица PR-индексов Банка России за 2022 и 2023 годы

Из таблицы видно, что, несмотря на то, что публикаций о компании в 2023 году вышло меньше, чем в 2022, и они были в совокупности менее заметны, они смогли охватить большую аудиторию, а индекс прямой речи заметно вырос. Рост доли цитат в публикациях с 43 до 50% — это прямое свидетельство того, много сообщений исходит от самой организации. 

Чтобы увидеть, как в прошедшем году компания выглядела в СМИ, полезно посмотреть на изменение тональности упоминаний.

Проанализировать тональность публикаций

Соотношение позитивных, негативных и нейтральных сообщений о компании тоже удобно рассматривать в сравнении с предыдущим периодом. Вот как это выглядит, например, на круговых диаграммах.  

Соотношение публикаций о Банке России с разной тональностью за 2023 и 2022 годы

Или изменим представление на гистограмму:

Сравнение тональности публикаций за 2023 и 2022 годы

На графиках видно, что доля негативных публикаций в 2023 году снизилась больше, чем в 2 раза, по сравнению с 2022 годом, уступив место нейтральным, что в реалиях 2023 года можно считать хорошим результатом.

Интересным полем для дальнейшего анализа может стать рассмотрение наиболее заметных позитивных и негативных новостей за год. Здесь тоже кроется возможность подсветить заслуги пресс-службы в привлечении внимания СМИ к позитивным инфоповодам и отработке негатива. Добавить в отчет блоки со списками публикаций можно аналогично блоку с самыми заметными публикациями, как мы показывали выше.

Детально рассмотреть источники публикаций о компании

При анализе источников публикаций нужно ориентироваться на коммуникационные цели компании в целом. Покажем базовые возможностей аналитики источников в СКАНе.

Обычно руководству компании и пресс-службе важно знать, какие СМИ пишут о компании чаще всего. Если у компании есть региональные подразделения, то целесообразно отдельно рассматривать источники федерального уровня и делать срезы по регионам.

Топ источников публикаций о Банке России федерального уровня в июле 2024 года

Кроме того, есть возможность рассмотреть источники упоминаний в разрезе категорий.

Категории источников сообщений о Банке России в июле 2024 года

Оценить имидж компании в сравнении с конкурентами

Сравнивать положение компании и конкурентов можно по количеству публикаций, индексу заметности или охватам.

Диаграмма количества упоминаний Банка России, СБЕРа, Мосбиржи и СПБ Биржи за июль и июнь 2024 года

Посмотрим распределение упоминаний в главной и второстепенной роли.

Соотношение упоминаний Банка России, СБЕРа, Мосбиржи и СПБ Биржи в главной и второстепенной роли

Диаграмма указывает на то, что наиболее активно инициировала инфоповоды пресс-служба Центробанка: публикаций с компанией в главной роли существенно больше, чем упоминаний во второстепенной.

Кроме того, любопытно посмотреть и на качественные метрики освещения компаний в медиа.

Таблица PR-индексов Банка России, СБЕРа, Мосбиржи и СПБ Биржи за июль 2024 года

Неудивительно, что Центробанк лидирует среди финансовых организаций по  по числу упоминаний и индексу заметности. Но при этом у СБЕРа почти в 2,5 раза меньше публикаций, однако аудиторный охват отстает совсем незначительно  — очевидно, что его пресс-служба сработала продуктивнее. Об этом же говорит и самый высокий индекс прямой речи — 55%: большинство публикаций включили цитаты компании. У СПБ Биржи все показатели очень скромные, однако ее индекс прямой речи (25%) превысил тот же показатель Мосбиржи.

Сравнить продукты компании или работу региональных подразделений

По аналогии со сравнением конкурентов можно сравнить работу пресс-служб региональных подразделений для холдинга. Или освещение в СМИ различных инициатив компании, например ESG, работу с персоналом и т.п.

Оценить статистику наиболее значимых инфоповодов компании

Сервис Инфоповоды группирует публикации, относящиеся к одному и тому же событию, и рассчитывает сводные показатели охвата и заметности по такой группе. С его помощью легко составить рейтинги наиболее растиражированных, наиболее охватных и наиболее заметных инфоповодов.

Список инфоповодов Банка России, отсортированный по заметности

Выбрав критерий для сортировки, можно отобрать инфоповоды с помощью чекбоксов и экспортировать их в отдельный блок отчета.

Экспорт самых заметных инфоповодов в отчет

Статистика инфоповодов дополнит представление о том, чего удалось добиться пресс-службе за отчетный период.

Статистика самых заметных инфоповодов в отчете Банка России за июль 2024 года

В целом, собранный для примера отчет Центробанка демонстрирует, что Банк России постоянно создает новостную повестку, при этом положительные упоминания преобладают над негативными. Стоит отметить специфику ЦБ РФ, который сильно зависит от политической и экономической ситуации в стране, поэтому показатели его присутствия в инфополе зависят не только от работы пресс-службы. Но все-таки мы видим высокий индекс прямой речи, который подрос в 2023 году относительно 2022, что говорит нам о ее активной деятельности.  

Бонус: оценить качество пресс-релизов

В дополнение к аналитике качества работы со СМИ в целом, в СКАНе есть инструменты для оценки более узких аспектов работы пресс-службы. Качество копирайта отдельных пресс-релизов помогает оценить сервис «Пресс-клиппинг» .

«Пресс-клиппинг» показывает, как разошелся в СМИ конкретный пресс-релиз: сколько было перепечаток и какие именно медиа их делали, каков процент цитирования, и какие фрагменты вашего текста медиа приводили в своих статьях чаще всего.

Статистика по перепечаткам
Тепловая карта цитирования пресс-релиза

Такая аналитика может быть слишком точечной для руководства компании, но весьма ценной для самой пресс-службы. Она помогает улучшать качество пресс-релизов и оценивать интерес СМИ к различным аспектам работы компании.

Сводные аналитические отчёты помогают получить объективную статистику по тонким материям отношения медиа к компании. Работа пресс-службы становится видимой для руководства компании, а PR-отдел точно оценивает свои успехи в рамках отдельных событий или активностей и в целом за год.

Желаем всем наглядной аналитики и выполнения KPI!

Тестируйте аналитические возможности СКАНа для своей компании.

Тестовый доступ
Exit mobile version