На второй позиции рейтинга крупнейший в РФ зерновой железнодорожный оператор «Русагротранс» с 1 224 упоминаниями (1 256 во втором квартале). На третьей — крупнейший в РФ оператор фитинговых платформ — ПАО «ТрансКонтейнер», заслужившее 1 141 упоминаний (1 099).
«ТрансКонтейнер» стал лидером рейтинга по охвату аудитории с показателем более 51 млн чел. (41 млн во втором квартале). Группа FESCO в III квартале заняла лишь третью позицию, пропустив вперед АО «ПГК» с 35-миллионной аудиторией (32 млн втором квартале). При этом охват FESCO в III квартале сократился почти вдвое — с почти 61 до 32 млн чел.
Тройка лидеров рейтинга индекса заметности в III квартале не изменилась: на первом месте по-прежнему группа FESCO, второе место занял «ТрансКонтейнер», отодвинув на третье серебряного призера прошлого квартала АО «РЖД Логистика». При этом на качество присутствия компаний в медиаполе повлиял период летних отпусков и снижения деловой активности, сказавшееся на количестве публикаций на рынке. Поправил ситуацию Восточный экономический форум (ВЭФ) в начале сентября, добавивший событий в отрасли транспортировки грузов. В итоге, рейтинг заметности жд-операторов продемонстрировал смешанную динамику. Так, группа FESCO ухудшила качественное присутствие в медиаполе, индекс заметности сократился почти на 8%. «ТрансКонтейнер», напротив, увеличил индекс заметности на 3 процента, «РЖД Логистика» снизила результат почти на 17 процентов.
№ | Название | Упоминания в СМИ, 3 квартал 2021 |
---|---|---|
1 | ФЕСКО | 1 917 |
2 | Русагротранс | 1 224 |
3 | ТрансКонтейнер | 1 141 |
4 | Globaltrans | 1 049 |
5 | НПК ОВК | 1 022 |
6 | РЖД Логистика | 839 |
7 | ПГК | 769 |
8 | ФГК | 486 |
9 | ХК Новотранс | 438 |
10 | ОТЛК ЕРА | 352 |
11 | Совфрахт | 348 |
12 | Газпромтранс | 311 |
13 | Фирма Трансгарант | 243 |
14 | Трансойл | 211 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 67 |
16 | ЛУКОЙЛ-Транс | 67 |
17 | АТЛАНТ | 59 |
18 | НефтеТрансСервис | 57 |
19 | БалтТрансСервис | 57 |
20 | RAILGO | 51 |
Самым заметным инфоповодом, связанным с FESCO, стало соглашение между группой и «Атомэнергопромом» о создании на территории «Владивостокского морского торгового порта» (ВМТП, входит в Fesco) транспортно-логистического узла для Северного морского пути. Соглашение о сотрудничестве стороны заключили на полях ВЭФ.
Восточный транспортно-логистический узел предназначен для перегрузки контейнеров между судами арктического класса и фидерными судами. Узел должен стать частью проекта «Евроазиатский контейнерный транзит», предполагающего развитие контейнерных грузовых перевозок на направлении Восточная Азия – Северо-Западная Европа.
Другим тиражируемым новостным сюжетом стала тема о трудностях с перевалкой контейнерных грузов, с которыми столкнулись российские дальневосточные порты. В частности, «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка сообщил, что некоторые суда не могут зайти в порты по несколько недель. Серьезные проблемы обусловлены увеличением поставок товаров из Китая. Хуже всего при этом дела обстоят у небольших портов. По словам директора по стратегии и развитию FESCO Максима Шишкова, по итогам восьми месяцев импорт через порты Дальнего Востока вырос почти на 40 процентов.
Большой интерес вызвало заявление председателя совета директоров FESCO Андрея Северилова о том, что группа может отказаться от выплаты дивидендов еще на несколько лет и будет направлять средства на развитие и реализацию инвестпрограммы. «Мы приняли решение, что весь свободный денежный поток будем направлять на инвестиции в наши активы: на модернизацию действующей инфраструктуры, на развитие. Активы нам достались в, мягко сказать, уставшем состоянии, особенно ВМТП, поэтому сейчас все исправляем, обновляем флот, модернизируем терминалы, инфраструктуру», — сказал он.
№ | Название | Индекс заметности, 3 квартал 2021 |
---|---|---|
1 | ФЕСКО | 708 872 |
2 | ТрансКонтейнер | 451 051 |
3 | РЖД Логистика | 360 911 |
4 | НПК ОВК | 269 806 |
5 | Globaltrans | 263 011 |
6 | ПГК | 237 337 |
7 | ФГК | 201 949 |
8 | Русагротранс | 118 449 |
9 | ОТЛК ЕРА | 114 143 |
10 | ХК Новотранс | 109 151 |
11 | Совфрахт | 67 227 |
12 | Трансойл | 22 680 |
13 | Газпромтранс | 22 219 |
14 | Фирма Трансгарант | 20 760 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 16 403 |
16 | АТЛАНТ | 9 737 |
17 | Модум-Транс | 8 693 |
18 | RAILGO | 8 349 |
19 | РН-Транс | 2 917 |
20 | НефтеТрансСервис | 2 744 |
В числе наиболее тиражируемых инфоповодов о Русагротрансе – рейтинг экспортеров зерна из России в сезоне-2020/21, составленный экспертами компании. Согласно предварительным результатам аналитического центра «Русагротранса», экспорт зерна в РФ продолжает консолидироваться. По итогам окончившегося в июне сельскохозяйственного сезона, доля десяти крупнейших компаний в поставках выросла с 64% до более чем 69%, до 33,2 млн тонн.
Заметным инфоповодом стали новости о консолидации подконтрольным ВТБ «Деметра-Холдингом» 100% ГК «Рустранском» (РТК), в которую входят крупнейшие железнодорожные операторы РФ на рынке перевозок зерна («Русагротранс») и леса («Транслес»). Ранее банку принадлежало 50% плюс 1 акция группы. При этом Деметра не намерена менять менеджмент ГК РТК, ключевые руководители остаются в компании.
Большое внимание было уделено интервью, которое дал газете «Коммерсантъ» глава совета директоров «Деметра-Холдинг» Виталий Сергейчук. Он рассказал об изменениях в руководстве компании, работе в условиях экспортных пошлин, развитии активов и новых проектах. В интервью упоминается «Русагротранс», в частности, В.Сергейчук рассказывает об интеграции «Русагротранса» в холдинг.
№ | Название | Охват аудитории, 3 квартал 2021 |
---|---|---|
1 | ТрансКонтейнер | 51 255 472 |
2 | ПГК | 35 515 395 |
3 | ФЕСКО | 32 591 391 |
4 | НПК ОВК | 30 036 427 |
5 | Трансойл | 28 483 106 |
6 | ХК Новотранс | 17 951 758 |
7 | Совфрахт | 17 179 215 |
8 | Русагротранс | 14 229 221 |
9 | Globaltrans | 12 749 304 |
10 | РЖД Логистика | 10 400 402 |
11 | ОТЛК ЕРА | 6 250 282 |
12 | ФГК | 5 602 815 |
13 | АТЛАНТ | 4 264 535 |
14 | Фирма Трансгарант | 3 925 207 |
15 | Евросиб СПб-ТС | 3 073 179 |
16 | Газпромтранс | 3 056 739 |
17 | НХТК | 843 547 |
18 | НефтеТрансСервис | 657 917 |
19 | БалтТрансСервис | 653 956 |
20 | RAILGO | 373 521 |
Тиражируемым новостным поводом о «ТрансКонтейнере» стал запуск регулярного поезда по маршруту Москва – Калининград. Контейнерный поезд с 57 вагонами собственности компании отправился со станции Тучково (Московская область) 9 июля и прибыл на станцию Калининград-Сортировочный 12 июля. Маршрут проходит через территорию Белоруссии и Литвы, время в пути составляет трое суток.
Заметной в СМИ темой сентября стал сюжет о том, что оператор намерен расширить новосибирский терминал. «Трансконтейнер» намерен до 2024 года вложить 1,3 млрд рублей в увеличение мощностей контейнерного терминала «Клещиха», одного из самых крупных сухопутных терминалов в России. В результате реализации проекта перерабатывающая мощность терминала вырастет почти на 40% до 400 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент, стандартные 6-метровые контейнеры) в год.
Другим обсуждаемым событием в медиаполе Трансконтейнера стал объявленный группой конкурс на поставку 9700 штук 20- и 40-футовых контейнеров. Закупка разбита на 14 лотов с суммарной стартовой ценой контракта $54,33 млн. Таким образом, начальная стоимость договора составляет 3 976,6 млн руб. в эквиваленте (по курсу на 30 июля 73,19 рубля/$1).
Большое внимание СМИ было приковано к новостям о возможности инвестиций контейнерного оператора в собственное производство контейнеров на территории России. Об этом в кулуарах ВЭФ сообщил президент железнодорожного оператора Александр Исурин. «Мы рассматриваем возможность инвестиций в производство контейнеров на территории Российской Федерации», — сказал он, уточнив, что пока что речь идет об идее, не о конкретных планах. Если не сработают другие механизмы поддержки производства контейнеров на территории РФ — в частности, ранее группа «Дело» предлагала субсидировать производителей, чтобы покрыть разницу в цене между российской продукцией и китайскими аналогами, — то «Трансконтейнер» будет готов рассмотреть и инвестиции в собственное производство.
Главные темы публикаций:
- Объем транзитных контейнерных перевозок в этом году прогнозируется на уровне 1 млн TEU.
- Контейнерные операторы выступили против конкуренции с полувагонами.
- РЖД просит у кабмина 17 млрд рублей на достройку и ремонт путей в 2021 году.
- Globaltrans продает принадлежащую ему 60%-ную долю в компании «Синтезрейл».
- Из Екатеринбурга в Санкт-Петербург за 3 дня: ПГК доставляет металлы ускоренными контейнерными поездами.
- Развитию контейнерных перевозок будет уделено особое внимание в готовящейся транспортной стратегии РФ до 2035 года, — Минтрансе.
- «ТрансКонтейнер» и «СИБУР» договорились о сотрудничестве при перевозках продукции Амурского ГХК на экспорт.
- Росатом подписал соглашение DP World по контейнерному транзиту по Севморпути.
- ОВК поставит 100 выгонов-платформ в адрес VTG Rail Russia.
- За первое полугодие Китай увеличил ж/д грузоперевозки на 8,9%.
- Украина запустила первый контейнерный поезд в КНР.