Тестовый доступ

Медиарейтинг железнодорожных операторов

Железнодорожный рейтинг иллюстрация

Так, транспортный оператор FESCO стал лидером по количеству упоминаний в СМИ и индексу заметности, улучшив свои показатели по сравнению с предыдущим периодом на 44% и 30% соответственно. Рост в этих двух рейтингах продемонстрировал и «Трансконтейнер» (+25% и +19%). В то же время по охвату аудитории группа FESCO (-24% в сравнении с 2021 годом) оказалась на одну позицию ниже «Трансконтейнера» (-2% в сравнении с предыдущим периодом), заняв второе место. На третью строчку рейтинга по количеству упоминаний поднялся транспортный холдинг Globaltrans: компания переместилась на два места вверх по сравнению с прошлым годом, при этом показатель снизился на 13%.

Выбыл из числа лидеров по количеству упоминаний в СМИ инфраструктурный оператор в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов «Русагротранс», заняв пятое место (2 683 сообщения против 4 735 в прошлом году).

Оператор «РЖД Логистика» сохранил за собой третью позицию в рейтинге индекса заметности (-52% в сравнении с 2021 годом). В тройку лидеров по охвату аудитории с 10 места в предыдущем периоде поднялась компания «ОТЛК ЕРА» (+102% в сравнении с прошлым годом).

НаименованиеУпоминания в СМИ, 2022 годУпоминания в СМИ, 2021 годИзменения, %
1Транспортная группа ФЕСКО11 8878 24944%
2ТрансКонтейнер7 4005 91825%
3Globaltrans3 5764 093-13%
4РЖД Логистика3 2023 648-12%
5Русагротранс2 6834 735-43%
6Газпромтранс1 8601 41731%
7ХК Новотранс1 6462 753-40%
8ПГК1 3693 647-62%
9НПК ОВК1 3124 615-72%
10ОТЛК ЕРА1 0121 702-41%
11ФГК9152 129-57%
12Совфрахт6781 337-49%
13Трансойл576857-33%
14Евросиб СПб-ТС46134733%
15БалтТрансСервис34730813%
16Уралхим-Транс24222110%
17НефтеТрансСервис208489-57%
18Модум-Транс207350-41%
19РН-Транс172210-18%
20RAILGO171219-22%

Самое заметное и обсуждаемое в медиаполе событие года — введенный 18 июня Литвой запрет на транзит по железной дороге через свою территорию попавших под санкции товаров в Калининградскую область из остальной части России.

Наиболее тиражируемым инфоповодом в СМИ о FESCO стала новость о том, что Мещанский суд Москвы 1 декабря конфисковал акции транспортной группы, принадлежащие Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии за создание преступного сообщества и хищение 11 млрд рублей. Согласно приговору, суд конфисковал в доход государства, принадлежащие Магомедову акции в ООО УК «Транспортная группа ФЕСКО» (входит в группу), а также доли в АО «Русская Тройка», АО «Портовый Флот», АО «Портактив», ПАО «ВМТП», «Порт Петровск», «Феско Бункер» и других. В FESCO информацию не комментируют.

На лидирующее положение FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло участие компании в Восточном экономическом форуме (ВЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, транспортная группа и «АвтоВАЗ» договорились о развитии интермодальных перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Тольятти. В рамках сотрудничества стороны намерены задействовать логистические возможности FESCO – развитую сеть морских и железнодорожных сервисов, контейнерный флот, а также портовую и терминальную инфраструктуру. Кроме того, компания 6 сентября запустила регулярный контейнерный сервис, соединяющий Владивосток и Казань, говорится в релизе компании, торжественная церемония отправки железнодорожного состава состоялась в ходе ВЭФ на территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в FESCO). В рамках подписанного на форуме соглашения FESCO намерена разработать и реализовать проект расширения перевалочных и перерабатывающих мощностей ВМТП, инвестировав с этой целью порядка 24 млрд рублей.

Популярным инфоповодом стало попадание в санкционный список двух судов группы FESCO. При этом оператор заявил, что перевозки судами осуществляются в штатном режиме. В группе отметили, что «Феско Магадан» и «Феско Монерон» попали в санкционный список исключительно в связи со статусом их лизингодателя, оба судна работают под российским флагом и на внутрироссийских линиях. Минфин США ввел санкции в отношении пяти коммерческих судов, принадлежащих компании «ПСБ Лизинг» — дочернего предприятия Промсвязьбанка, в том числе на суда «Феско Магадан» и «Феско Монерон».

НаименованиеИндекс заметности, 2022 годИндекс заметности, 2021 годИзменения, %
1Транспортная группа ФЕСКО3 284 1582 523 15430%
2ТрансКонтейнер2 161 3121 813 55119%
3РЖД Логистика708 0121 464 661-52%
4Globaltrans661 262736 738-10%
5ХК Новотранс343 052664 283-48%
6НПК ОВК308 895833 432-63%
7Русагротранс273 130411 055-34%
8ПГК208 2181 155 866-82%
9ФГК186 731793 720-76%
10ОТЛК ЕРА172 822393 421-56%
11Газпромтранс127 110154 201-18%
12Трансойл94 78184 10413%
13Совфрахт83 283193 907-57%
14Евросиб СПб-ТС59 752102 891-42%
15БалтТрансСервис43 06526 96560%
16Модум-Транс17 96528 993-38%
17RAILGO16 43323 186-29%
18Атлант16 14828 583-44%
19НефтеТрансСервис14 00128 615-51%
20Уралхим-Транс10 01029 850-66%

Крупнейшим инфоповодом в медиаполе «Трансконтейнера» (входит в группу «Дело») стало участие компании в Восточном экономическом форуме-2022. В числе ключевых новостей: заключение инвестиционного соглашения между Пермским краем и «Трансконтейнером» об увеличении мощности действующего контейнерного железнодорожного терминала компании на станции Блочная в Перми, заявление директора «Трансконтейнера» Виктора Маркова о росте на 50% объема экспортных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке в июле-августе текущего года по отношению к аналогичному периоду 2021 года, а также подписание соглашений о сотрудничестве между сахалинскими властями и группой компаний «Дело», «Трансконтейнером» и РЖД при интеграции онлайн-сервиса iSales и маркетплейса «РЖД Маркет», «Трансконтейнером» и ООО «СВЛОГРУС» о развитии мультимодальных перевозок из стран АТР через порты Дальнего Востока.

Большой резонанс в СМИ вызвало участие «ТрансКонтейнера» в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в рамках которого был подписан ряд соглашений. Так, «ТрансКонтейнер» и «Почта России» займутся развитием доставки почтовых отправлений из Китая в составе регулярных контейнерных поездов. «ТрансКонтейнер» предоставит собственное оборудование и логистические решения. Стороны договорились о совместной работе по развитию сервиса по доставке товаров народного потребления в почтовом контейнерном поезде «Россия». Кроме того, «Трансконтейнер» и «Магнит» договорились о сотрудничестве при организации доставки товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии для реализации в магазинах ритейлера. СМИ также цитировали выступление директора «Трансконтейнера» Виктора Марков на ПМЭФ, в ходе которого он сообщил, что компания намерена в 2022 году увеличить в три раза свою инвестиционную программу по закупке контейнеров и планирует приобрести 24 тыс. «ящиков». Помимо прочего, «Трансконтейнер», по его словам, планирует в течение двух ближайших месяцев создать дочернюю компанию в Японии для организации взаимных контейнерных перевозок.

В начале года основная масса тиражируемы сообщений о ТрансКонтейнере была связана с режимом работы оператора в драматических условиях международных санкций и неясности позиций иностранных партнеров. Так, 24 февраля «ТрансКонтейнер» заявлял, что работает в штатном режиме, движение внутренних и международных поездов идет по графикам. «Принимая во внимание напряженную геополитическую ситуацию, а также наличие слухов, спекуляций и противоречивой информации относительно ситуации на западных границах РФ, «ТрансКонтейнер» сообщает о том, что операционная деятельность компании осуществляется в штатном режиме — движение поездов в международном и внутреннем сообщении происходит с соблюдением графиков, работа терминалов ведется в установленном порядке», — говорилось в сообщении. Кроме того, в начале марта «ТрансКонтейнер» сообщал, что его перевозки в сообщении с Финляндией осуществляются штатно, несмотря на отказ финского железнодорожного оператора VR Group сотрудничать с РЖД.

НаименованиеОхват аудитории, 2022 годОхват аудитории 2021 годИзменения, %
1ТрансКонтейнер88 211 76890 447 493-2%
2Транспортная группа ФЕСКО84 887 536112 382 754-24%
3ОТЛК ЕРА68 737 82234 058 863102%
4Globaltrans42 970 40229 709 75445%
5ПГК42 719 37651 269 829-17%
6Русагротранс38 452 44736 154 6226%
7Трансойл37 714 07242 869 947-12%
8НПК ОВК34 265 08941 448 952-17%
9БалтТрансСервис31 126 9713 659 499751%
10РЖД Логистика27 898 73240 962 761-32%
11ХК Новотранс27 456 81051 501 791-47%
12Газпромтранс23 396 90130 707 236-24%
13RAILGO17 151 37623 464 388-27%
14Евросиб СПб-ТС17 038 0415 206 126227%
15ФГК15 926 74535 732 055-55%
16Совфрахт13 817 70932 831 477-58%
17Модум-Транс12 513 2953 859 794224%
18ППО10 093 2441 468 869587%
19Уралхим-Транс7 243 2805 509 65731%
20НефтеТрансСервис4 673 31523 009 386-80%

Самым обсуждаемым событием в информационном поле Globaltrans в начале года стало решение не выплачивать финальные дивиденды за 2021 год. «Принято решение не выплачивать окончательные дивиденды за 2021 год в соответствии с рекомендацией совета директоров компании», — говорится в сообщении российского железнодорожного оператора. Компания выплатила дивиденды за первое полугодие 2021 года. Однако, как сообщалось ранее, в связи с техническими ограничениями на вывод денежных средств в холдинговую компанию на Кипре, а также с целью создания запасов ликвидности Globaltrans приостанавливал выплаты дивидендов за второе полугодие 2021 года.

Кроме того, широкое распространение в СМИ получили финансовые результаты компании за 2021 года. Согласно отчетности, чистая прибыль Globaltrans по МСФО увеличилась по итогам 2021 года по сравнению с предыдущим годом на 24% и достигла 15,1 млрд рублей. «Скорректированная EBITDA выросла на 8% год к году до 29,0 млрд рублей, — отмечается в сообщении. — Прибыль по итогам года увеличилась на 24% год к году до 15,1 млрд рублей». Как сообщила компания, финансовые результаты группы обусловлены восстановлением рынка во II полугодии 2021 года, при этом грузооборот на рынке достиг максимальных исторических значений на фоне высокого спроса на перевозку насыпных грузов.

Также в прессе активно освещалась новость о том, что Globaltrans пока продолжит не выплачивать дивиденды из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств. «Выплата дивидендов по-прежнему приостановлена из-за технических ограничений, связанных с поступлением денежных средств в холдинговую компанию, зарегистрированную на Кипре», — отмечается в сообщении Globaltrans в сентябре.

Взлеты и падения

В двух рейтингах медиаприсутствия (по индексу заметности и охвату аудитории) появился отсутствовавший в 2021 году железнодорожный оператор «БалтТрансСервис». Компания поднялась на 16 место по индексу заметности (+60%) и на 9 позицию по охвату аудитории (+751%). Такое значительное перемещение «БалтТрансСервиса» связано с новостью о приобретении группой Globaltrans 40% в железнодорожном операторе за 9,1 млрд руб., а также с распространением в СМИ комментария «БалтТрансСервиса» газете «Коммерсантъ» о том, что в Литве застряли около 40 вагонов компании: «Цистерны находятся в процессе прохождения обычных процедур, которые стали более длительными и тщательными».

Существенный скачок в рейтинге по охвату аудитории в 2022 году показало совместное предприятие железных дорог Белоруссии, Казахстана и РФ «ОТЛК ЕРА». В сравнении с прошлым периодом компания поднялась сразу на 7 позиций (+102%), заняв третье место. При это по количеству упоминаний «ОТЛК ЕРА» опустилась с 10 на 11 строчку. Наиболее заметным в СМИ инфоповодом стало заявление президента РФ Владимира Путина на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в ноябре о том, что «успешно функционирует учрежденный Россией, Казахстаном и Белоруссией Евразийский железнодорожный альянс, обеспечивающий стабильное и безопасное железнодорожное сообщение между странами Евразийского континента».

Кроме того, в рейтинг по охвату аудитории в 2022 году на 18 место (+587% в сравнении с прошлым периодом) ворвался «Первый промышленный оператор» (ППО). Основной инфоповод у компании – «Первая грузовая компания» Владимира Лисина продала ППО 4 тыс. специализированных железнодорожных вагонов по перевозке цемента. Это 17% от общероссийского парка.

По сравнению с 2021 годом значительно снизили свои результаты в медиарейтингах НПК ОВК (минус 5 позиций по количеству упоминаний), ПГК (минус 4 позиции по индексу заметности), ХК Новотранс, ФГК, Совфрахт и НефтеТрансСервис (минус 8, 6, 5 и 5 позиций по охвату аудитории соответственно).

Главные темы публикаций:

1Литва 18 июня прекратила пропускать попавшие под санкции товары, которые везут транзитом по железной дороге из регионов России в Калининградскую область. В МИД РФ и Кремле неоднократно заявляли, что действия Литвы незаконны и противоречат международным договоренностям.
2Утром 8 октября на автомобильной части Крымского моста произошел подрыв грузового автомобиля. В результате загорелись семь топливных цистерн железнодорожного состава. ЧП повлекло за собой временное ограничение движения.
3Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика) приняли участие в Восточном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
4Железнодорожные операторы (РЖД, группа Fesco, Трансконтейнер, РЖД Логистика, НПК ОВК, ОТЛК ЕРА) приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме, в рамках которого был подписан ряд соглашений.
5Ряд российских регионов приняли участие в гуманитарной акции «Поезд помощи» для жителей Донбасса, которую организовали Общероссийский народный фронт совместно с РЖД.
6На XVIII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсудили транспортно-логистический потенциал двух стран. Улучшить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза позволит инвестпроект по строительству вторых главных путей на участке Донгузская – Маячная Южно-Уральской железной дороги.
7США в конце февраля расширили санкции против госдолга России на облигации со сроком 14 дней. В список попали Газпромбанк, Альфа-банк, Сбербанк,»Транснефть», РЖД, «Русгидро», «Ростелеком», «Газпром».
8Мещанский суд Москвы 1 декабря конфисковал акции транспортной группы Fesco, принадлежащие Зиявудину Магомедову, осужденному на 19 лет колонии за создание преступного сообщества и хищение 11 млрд рублей.
9Финская VR Transpoint («Вэ-эр транспоинт»), координирующая грузоперевозки по железным дорогам Финляндии, объявила, что 30 марта возобновляет прием поездов из России. Компания приостанавливала их прием 27 марта из-за санкций, введенных против РЖД британскими властями.
10Железнодорожные операторы (группа Fesco, Трансконтейнер, Globaltrans, ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС, ХК Новотранс) приняли участие в прошедшей в апреле международной транспортно-логистической выставке «TransRussia 2022».

IV квартал 2022 года

В заключение представляем дополнительные статистические данные за IV квартал 2022 года.

НаименованиеУпоминания в СМИ, IV квартал 2022Упоминания в СМИ, III квартал 2022Изменения, %
1Транспортная группа ФЕСКО3 6143 4505%
2ТрансКонтейнер1 7521 920-9%
3Русагротранс84468823%
4РЖД Логистика83070618%
5Globaltrans718740-3%
6НПК ОВК40420993%
7ХК Новотранс403430-6%
8Совфрахт35970413%
9Газпромтранс358576-38%
10ОТЛК ЕРА31618076%
11ПГК288321-10%
12ФГК177212-17%
13Трансойл16350226%
14БалтТрансСервис1026557%
15НефтеТрансСервис7419289%
16RAILGO5811427%
17Евросиб СПб-ТС5273-29%
18Модум-Транс5058-14%
19Уралхим-Транс4344-2%
20НХТК3846-17%
НаименованиеИндекс заметности, IV квартал 2022Индекс заметности, III квартал 2022Изменения, %
1Транспортная группа ФЕСКО1 017 860914 85711%
2ТрансКонтейнер496 266628 328-21%
3РЖД Логистика183 479195 193-6%
4Русагротранс106 41278 94335%
5ХК Новотранс94 17387 5278%
6НПК ОВК86 97853 89061%
7Globaltrans70 537170 409-59%
8Совфрахт64 3716 248930%
9ОТЛК ЕРА55 33830 67580%
10ФГК55 25927 048104%
11ПГК35 53162 892-44%
12Трансойл33 3915 364523%
13Газпромтранс21 17426 918-21%
14RAILGO9 828986897%
15НефтеТрансСервис9 4711 611488%
16Атлант8 1814 33889%
17БалтТрансСервис5 8042 415140%
18Модум-Транс4 6337 786-40%
19НХТК4 3424 860-11%
20РН-Транс2 6111 56767%
НаименованиеОхват аудитории, IV квартал 2022Охват аудитории III квартал 2022Изменения, %
1ОТЛК ЕРА53 918 01717 486 807208%
2ТрансКонтейнер52 721 84443 461 86321%
3Транспортная группа ФЕСКО45 196 32940 827 63311%
4Русагротранс30 676 52711 965 855156%
5Трансойл26 478 352760 0633384%
6ХК Новотранс22 698 5726 105 730272%
7Globaltrans17 626 6979 409 33887%
8НПК ОВК17 481 5259 209 94390%
9БалтТрансСервис11 437 7691 259 801808%
10РЖД Логистика10 005 60513 971 533-28%
11Газпромтранс9 356 5696 182 63151%
12Модум-Транс9 348 58710 984 332-15%
13Совфрахт9 093 2363 679 370147%
14RAILGO9 060 356120 4377423%
15ПГК7 944 69718 349 619-57%
16Уралхим-Транс7 718 620604 4231177%
17ФГК4 347 6578 734 543-50%
18НефтеТрансСервис3 217 3651 089 263195%
19РН-Транс3 022 0871 428 730112%
20ППО2 877 9537 899 193-64%

Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.

Тестовый доступ
Exit mobile version