FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 1 705 сообщениями. Вторую позицию сохранил за собой «ТрансКонтейнер» (511 публикаций). Третье место заняла компания ПГК (398 материалов), увеличившая при этом на 105% по сравнению со II кварталом 2024 года количество публикаций и переместившаяся с 9 на 3 место в рейтинге. Лидирующая в рейтинге FESCO сократила свой результат на 16%, а «ТрансКонтейнер» – на 24%. В то же время «ТрансКонтейнер» потерял 37% по индексу заметности и 80% по охвату аудитории от показателей прошлого квартала.
FESCO сохранила за собой лидерство по индексу заметности, снизив показатель на 0,6% по сравнению с прошлым периодом. Компания заметно превзошла своих конкурентов по данному показателю: отрыв от второго места, которое занял Globaltrans, составил 3,3 раза. В свою очередь, Globaltrans переместился с третьей на вторую позицию в рейтинге, увеличив индекс заметности на 46%. Третью строчку рейтинга заняла ПГК, поднявшись с восьмого места: рост этого показателя у компании составил 262%.
Четвертый квартал подряд FESCO подтверждает свои лидирующие позиции в рейтинге по охвату аудитории. Если во II квартале транспортная группа заняла вторую строчку, то в III квартале достигла первого места. Тем не менее, FESCO потеряла 34% охвата аудитории от прошлого периода. Вторую позицию рейтинга, переместившись с пятой строчки, заняла ПГК, которая увеличила показатель на 49%. Третье место заняла ФГК, которая в предыдущем квартале находилась на седьмой позиции. Компания снизила охват аудитории в III квартале на 1,6%.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, III квартал 2024 | Упоминания в СМИ, II квартал 2024 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 1 705 | 2 033 | -16% |
2 | ТрансКонтейнер | 511 | 671 | -24% |
3 | ПГК | 398 | 194 | 105% |
4 | Globaltrans | 371 | 382 | -3% |
5 | РЖД Логистика | 333 | 377 | -12% |
6 | Русагротранс | 322 | 238 | 35% |
7 | ФГК | 289 | 215 | 34% |
8 | ОТЛК ЕРА | 222 | 129 | 72% |
9 | НПК ОВК | 180 | 205 | -12% |
10 | СГ-Транс | 161 | 289 | -44% |
11 | ХК Новотранс | 109 | 163 | -33% |
12 | Газпромтранс | 91 | 58 | 57% |
13 | Атлант | 88 | 133 | -34% |
14 | Евросиб СПб-ТС | 86 | 32 | 169% |
15 | Трансойл | 69 | 22 | 214% |
16 | НефтеТрансСервис | 45 | 43 | 5% |
17 | Совфрахт | 32 | 90 | -64% |
18 | НХТК | 31 | 28 | 11% |
19 | Логопер | 23 | 28 | -18% |
20 | Модум-Транс | 22 | 23 | -4% |
Лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний обеспечили корпоративные новости компании и ее дочерних структур. В частности, президент FESCO Аркадий Коростелев принял решение покинуть свой пост. Позднее в компании сообщили, что новым президентом FESCO назначен Петр Иванов, в прошлом — замглавы ФАС и топ-менеджер структур РЖД. Кроме того, бывший совладелец и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов учредил АО «А7 Холдинг». Транспортная группа также сообщила об открытии нового офиса в Калининграде для развития контейнерных перевозок и рассказала о динамике выручки, прибыли и других финансовых показателей, в том числе дочерних компаний.
На показатели рейтингов существенно повлияли новости об организации или модернизации контейнерных сервисов компании. В частности, FESCO организовала первую внутрироссийскую интермодальную отправку в рамках эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП, «ГосЛог»), оператором которой выступает Министерство транспорта РФ. Перевозка включает автодоставку груженного сорокафутового контейнера со склада грузоотправителя до Владивостокского морского торгового порта (входит в FESCO) и дальнейшую отправку морским транспортом до порта Корсаков в Сахалинской области. Также сообщалось, что транспортная группа и АО «Кама» организуют бесшовную логистику машинокомплектов в Россию. Соответствующее соглашение о намерениях между FESCO и АО «Кама» подписано на полях Восточного экономического форума. Кроме того, при поддержке транспортной группы «РЖД-Логистика» отправила первый «Агроэкспресс» из Волгоградской области в Монголию. FESCO предоставила контейнерное оборудование и подвижной состав (фитинговые платформы). Помимо прочего, компания запустила контейнерный поезд по маршруту Владивосток – Тольятти, сервис FESCO Fashion для поставок товаров индустрии моды из Азии в Россию, регулярный сервис по отправке LCL-контейнеров из Шанхая в Питер, регулярную морскую линию между Вьетнамом и Малайзией и другие логистические сервисы, а также сообщила о планах открыть морскую линию из Новороссийска в Китай.
Повышенный интерес вызвала публикация операционных результатов группы. Так, FESCO в I полугодии 2024 года увеличила на 75% контейнерные перевозки сельхозгрузов на экспорт, а объемы международных морских перевозок — на 21%. Кроме того, транспортная группа в I полугодии нарастила контейнерный парк до рекордных 103 тыс. единиц. Контейнерные перевозки FESCO по линии Владивосток-Камчатка в I полугодии выросли на 21%. За тот же период компания утроила доставку автомобилей и их комплектующих в контейнерах из КНР в Россию, а в июле установила рекорд по отправке контейнерных поездов из Китая в Россию и Республику Беларусь.
№ | Наименование | Индекс заметности, III квартал 2024 | Индекс заметности, II квартал 2024 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 660 024 | 663 715 | -0,6% |
2 | Globaltrans | 197 747 | 135 848 | 46% |
3 | ПГК | 128 634 | 35 513 | 262% |
4 | ТрансКонтейнер | 127 829 | 202 006 | -37% |
5 | РЖД Логистика | 99 037 | 105 823 | -6% |
6 | ФГК | 98 790 | 34 925 | 183% |
7 | НПК ОВК | 75 576 | 99 494 | -24% |
8 | Русагротранс | 34 890 | 20 241 | 72% |
9 | ОТЛК ЕРА | 27 227 | 8 289 | 228% |
10 | ХК Новотранс | 21 113 | 39 220 | -46% |
11 | СГ-Транс | 20 676 | 81 941 | -75% |
12 | Логопер | 10 844 | 736 | 1373% |
13 | Газпромтранс | 7 579 | 6 021 | 26% |
14 | НефтеТрансСервис | 6 390 | 1 917 | 233% |
15 | Атлант | 5 058 | 9 013 | -44% |
16 | Совфрахт | 5 019 | 22 580 | -78% |
17 | Трансойл | 3 808 | 2 197 | 73% |
18 | Евросиб СПб-ТС | 2 763 | 1 207 | 129% |
19 | Модум-Транс | 2 434 | 694 | 251% |
20 | Мечел-Транс | 2 398 | 0 | 0 |
Значительное внимание СМИ было уделено корпоративным и финансовым новостям «Трансконтейнера». Так, чистая прибыль компании по РСБУ за I полугодие 2024 года снизилась на 41,3%, до 6,97 млрд руб. В то же время чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в II квартале текущего года сократилась в 3,44 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 2,124 млрд руб.
Также сообщалось, что компания увеличила объем размещения бондов до 27 млрд рублей. Кроме того, стало известно, что «Трансконтейнер» выплатит 5 млрд руб. дивидендов из нераспределенной прибыли за I квартал. Компания также объявила о намерении 29 августа собрать заявки на облигации на 15 млрд руб.
Большой резонанс в прессе вызвали новости о развитии компании и рынка железнодорожных перевозок. В частности, «Трансконтейнер» сообщил, что видит возможность увеличения мощности контейнерного терминала в Забайкальске до 655 тыс. TEU в случае роста грузовой базы и реализации планов ОАО «РЖД» по реконструкции станции. Кроме того, первый вице-президент компании Никита Пушкарев сообщил, что объем рынка железнодорожных контейнерных перевозок в 2030 году превысит отметку 10 млн TEU, что практически на треть больше уровня 2024 года. По данным «Трансконтейнера», объем контейнерных железнодорожных перевозок за 7 месяцев 2024 года составил 4,55 млн TEU, что на 8,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года. В рамках Восточного экономического форума 4 сентября было подписано трехстороннее соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия), ПАО «Трансконтейнер» и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии». Кроме этого, «ТрансКонтейнер» и Российский университет транспорта (МИИТ) подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в сфере образования и профессиональной подготовки.
Крупным инфоповодом в медиаполе «Трансконтейнера» стали новости об организации или модернизации контейнерных сервисов компании. Так, оператор запустил сервис для доставки грузов из Московской области в Екатеринбург, а также из Екатеринбурга в Красноярск. Кроме этого, при содействии «Трансконтейнера» был отправлен первый контейнерный поезд с пшеницей со станции Лагерная Горьковской магистрали в Китай.
№ | Наименование | Охват аудитории, III квартал 2024 | Охват аудитории, II квартал 2024 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 32 586 036 | 49 657 850 | -34% |
2 | ПГК | 28 116 812 | 18 873 850 | 49% |
3 | ФГК | 14 624 391 | 14 861 732 | -1,6% |
4 | Globaltrans | 12 130 287 | 21 710 861 | -44% |
5 | ТрансКонтейнер | 11 036 045 | 55 697 479 | -80% |
6 | ОТЛК ЕРА | 10 799 256 | 7 284 140 | 48% |
7 | РЖД Логистика | 9 728 141 | 12 758 348 | -24% |
8 | СГ-Транс | 9 164 613 | 23 745 891 | -61% |
9 | Атлант | 8 186 262 | 15 506 097 | -47% |
10 | НПК ОВК | 7 210 998 | 1 712 949 | 321% |
11 | ППО | 6 645 243 | 3 756 | 176823% |
12 | Трансойл | 5 328 415 | 617 320 | 763% |
13 | ХК Новотранс | 5 243 393 | 6 834 459 | -23% |
14 | НХТК | 2 780 824 | 1 264 732 | 120% |
15 | Модум-Транс | 2 169 927 | 63 586 | 3313% |
16 | Русагротранс | 2 118 918 | 660 469 | 221% |
17 | НефтеТрансСервис | 1 627 719 | 7 880 740 | -79% |
18 | Совфрахт | 1 558 263 | 8 261 827 | -81% |
19 | Газпромтранс | 1 238 795 | 2 435 346 | -49% |
20 | БалтТрансСервис | 603 149 | 12 313 | 4798% |
В центре внимания СМИ в III квартале 2024 года оказалась новость о том, что ВТБ приобрел Первую грузовую компанию (ПГК) исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга. Об этом сообщил председатель правления ВТБ Андрей Костин в кулуарах ВЭФ-2024. Точную стоимость сделки он не раскрыл.
Другим заметным инфоповодом стало обновление топ-менеджмента компании: в начале августа сообщалось, что должности гендиректора и председателя совета директоров займут выходцы из РЖД. Новым гендиректором ПГК стал Олег Романов. Новый топ-менеджер ранее работал в структурах РЖД, в частности в Федеральной грузовой компании. На этом посту он сменил Руслана Бабаева, возглавлявшего ПГК с ноября 2023 года после смены собственника. СМИ писали, что председателем совета директоров ПГК будет назначен бывший вице-президент РЖД Анатолий Краснощёк.
Первая грузовая компания также упоминалась в контексте рейтинга Infoline Rail Russia Top, согласно которому восемь из десяти крупнейших железнодорожных операторов сократили объемы перевозок по итогам полугодия. Лидер рейтинга – оператор ПГК — снизил перевозку на 4,6% год к году, до 61,9 млн тонн.
Взлеты и падения
По сравнению с прошлым кварталом компании показали разнонаправленную динамику по трем показателям. При этом, если в рейтингах по заметности и охвату аудитории наблюдались заметные изменения позиций операторов, то в рейтинге упоминаемости большинство из них либо сохранило свои места, либо переместилось в каком-либо направлении на одну или две строчки от своего прошлого положения. Некоторые компании показали заметный скачок по уровню заметности или охвату, но по количеству упоминаний заняли последние позиции. С учетом динамики двух или трех показателей наиболее позитивных результатов достигли Трансойл, «ОТЛК ЕРА», Русагротранс. Выраженную разнонаправленную динамику показали операторы Газпромтранс, «Евросиб СПб-ТС», ФГК, «НПК ОВК».
Так, Трансойл по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 6 позиций по количеству упоминаний (рост показателя в 3,1 раза) и на 10 строчек по охвату аудитории (рост в 8,6 раз), но в то же время переместился на 1 место вниз по индексу заметности (прибавив при этом 73% к прошлому значению). Росту показателей способствовала новость о том, что в Краснодаре трое подростков подожгли кабину локомотива, принадлежащего компании Трансойл.
В свою очередь, оператор «ОТЛК ЕРА» поднялся на 4 позиции по количеству упоминаний (+72%). Компания переместилась на 4 строчки вверх по индексу заметности (рост показателя составил 3,3 раза) и на 5 мест вверх по охвату аудитории (+48%). «ОТЛК ЕРА» упоминалась в контексте проведения VI Международного юношеского футбольного турнира UTLC CUP. Кроме того, оператор рассказал о том, что в I полугодии 2024 года он нарастил объем транзитных ж/д перевозок контейнеров между КНР и Европой в 1,6 раза.
Русагротранс сохранил за собой 6 позицию в рейтинге упоминаемости (+35%), переместился на 3 строчки вверх по уровню заметности (+72%), а также поднялся на 5 мест по охвату аудитории (рост в 3,2 раза). Компания упоминалась в контексте корпоративных новостей «Деметра-Холдинга», в состав которого она входит, включая консолидацию холдингом компании «Нефрит» и учреждение ООО «Орловский зерновой терминал». Кроме этого, Русагротранс упоминался в ежемесячной статистике железнодорожных отгрузок пшеницы в течение квартала.
Кроме этого, Газпромтранс по сравнению с II кварталом поднялся на 2 позиции по количеству упоминаний (+57%), переместился на одну строчку вверх по индексу заметности (+26%), но потерял 3 места по охвату аудитории (-49%). На рост показателей повлияли упоминания проекта подготовки кадров для транспортной отрасли на Ямале, который реализуется в партнерстве с ямальским филиалом ООО «Газпромтранс». Также стало известно, что Сабир Дусабалиев (слесарь 6 разряда по ремонту подвижного состава ООО «Газпромтранс», КПРФ) стал кандидатом на довыборах в Думу Астраханской области.
Оператор «Евросиб СПб-ТС» прибавил 169% к упоминаемости прошлого квартала, переместившись на 2 позиции вверх. Компания сохранила за собой 18 строчку в рейтинге по заметности (+129% к предыдущему значению), но опустилась на 7 мест по охвату аудитории (-92%). Президент АО «Евросиб СПб-ТС» Дмитрий Никитин рассказал о реконструкции железнодорожной станции Угловая и развитии транспортно-логистического комплекса «Сухой порт».
В рейтинге по заметности ФГК переместилась с 9 на 6 позицию, но при этом показатель вырос в 2,8 раз. Компания также сохранила за собой 7 строчку по упоминаемости (+34%) и вошла в топ-3 лидеров по охвату аудитории (-2%). Рост индекса заметности связан с такими новостями, как запуск ФГК сервиса перевозок удобрений в специализированных контейнерах, а также предоставление 800 платформ под вывоз импортных контейнеров из портов Приморья.
В рейтинге по охвату аудитории существенный рост продемонстрировал оператор «НПК ОВК», который поднялся на 7 позиций (рост показателя составил 4,2 раза). Но компания потеряла 1 строчку в рейтинге упоминаний (-12%) и 2 места по индексу заметности (-24%). Рост охвата аудитории «НПК ОВК» обеспечили упоминания выступления генерального директора структур ПАО «НПК ОВК» и ООО «Универсальная логистика» Ирины Ольховской в рамках деловой программы Восточного экономического форума, где она рассказала о перспективах использования инновационного подвижного состава и других актуальных вопросах отрасли.
Ряд операторов показал внушительный прирост позиций по охвату аудитории и уровню заметности, но по количеству упоминаний (до 23 публикаций) заняли последние позиции в рейтинге. Например, Логопер прибавил 9 мест по уровню заметности, но сократил количество материалов с 28 до 23. Рост заметности оператору обеспечило интервью «Ведомостям» гендиректора и владельца «Логопера» Александра Кахидзе. Другой оператор, ППО, показал «взрывной» скачок охвата и уровня заметности на фоне роста с двух до девяти публикаций в отчетном периоде. Модум-Транс увеличил индекс заметности в 3,5 раз, продемонстрировал рост охвата в 34 раза, но сократил количество публикаций с 23 до 22. БалтТрансСервис нарастил количество публикаций с 2 до 17, за счет чего значительно увеличились показатели заметности и охвата по сравнению с прошлым кварталом.
Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах Совфрахт (компания опустилась на 4 строчки по количеству упоминаний, на 6 мест по индексу заметности, на 9 позиций по охвату аудитории), «СГ-Транс» (потеряла по 5 строчек в каждом рейтинге), Атлант (опустился на 2 места по упоминаниям, на 3 позиции по индексу заметности и на 3 строчки по охвату), ХК Новотранс (минус 1 место по упоминаниям, минус 3 позиции по заметности, минус 1 строчка по охвату), НефтеТрансСервис (потерял 7 мест по охвату, 1 строчку по упоминаниям, но прибавил 3 позиции в рейтинге по заметности).
Главные темы публикаций
- Значительное внимание СМИ было приковано к теме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, которая также оказывает влияние на рынок грузоперевозок. Сообщалось, что проект ВСМ до Петербурга признан самоокупаемым. Правительство России приняло решение профинансировать инвестпроект ВСМ за счет средств Фонда национального благосостояния. В проект будет привлечено 300 млрд рублей по ставке не более 1% годовых. Было подписано концессионное соглашение о реализации проекта, а строительство может начаться уже в 2024 году. Москва выделит более 34 млрд рублей на проект.
- По итогам I полугодия 2024 г. погрузка на сети РЖД составила 600,3 млн тонн, что на 3% ниже аналогичного периода 2023 г. Во все месяцы первого полугодия 2024 г. наблюдалось снижение погрузки к уровню 2023 г. Погрузка на сети РЖД за январь-август 2024 г., по оперативным данным, снизилась на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 795,2 млн тонн.
- По словам президента России Владимира Путина, Восточный полигон РЖД будет развиваться из-за роста товарооборота с Азией. Глава государства отметил необходимость развивать железнодорожное сообщение в Сибири и на Дальнем Востоке.
- В теме крупных инфраструктурных проектов сообщалось о таких новостях, как открытие холдингом РЖД движения по новому подходу к Мурманскому транспортному узлу. Также было принято решение построить железнодорожный мост между Амурской областью и Китаем на частные средства. Кроме того, как заявил в рамках ВЭФ-2024 член правления ВТБ Виталий Сергейчук, за последние несколько лет банк профинансировал только проектов портовой инфраструктуры на 200 млрд рублей и заинтересован в финансировании транспортных инфраструктурных проектов по всей России.
- ВТБ поддержит развитие инфраструктуры «сухого порта» в Приморье. Банк увеличил поддержку проекта по созданию в г. Артем мультимодального складского комплекса и реконструкции железнодорожной станции Угловая. ВТБ заключил с ГК «Аква-Ресурсы» очередное кредитное соглашение, общий объем инвестиционного финансирования банка составит 950 млн руб.
- По данным Газпромбанк Лизинг, значительные списания железнодорожного парка ожидаются после 2031 года. Андрей Бочаров, начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинг, сообщил, что за 8 месяцев 2024 г. производство грузовых вагонов выросло на 20%. При сохранении текущих темпов по итогам года будет произведено более 70 тыс. единиц.
- FESCO организовала первую внутрироссийскую интермодальную отправку в рамках эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Также транспортная группа запустила контейнерный поезд по маршруту Владивосток – Тольятти, сервис FESCO Fashion для поставок товаров индустрии моды из Азии в Россию и другие логистические сервисы.
- ВТБ приобрел Первую грузовую компанию (ПГК) исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга. Новым гендиректором ПГК стал Олег Романов.
- Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сменил руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора). Алексей Дружинин освобожден от этой должности по собственной просьбе, вместо него назначен Александр Сахаров из РЖД.
- РЖД намерены резко поднять тарифы на грузоперевозки в 2025 г. Речь идет об индексации на 17,2% для финансирования минимально необходимой, по мнению монополии, инвестпрограммы компании в 1,1 трлн руб., либо на 22,7% для обеспечения 1,8 трлн руб. инвестиций. Также монополия предлагает перейти на принцип индексации тарифа не по потребительской, а по промышленной инфляции, добавив к этому показателю учет долговой нагрузки.
СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват аудитории — среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.
Методика
Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 75 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
Период исследования: июль-сентябрь 2024 г.
При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ «СКАН» российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.
Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru
Тестовый доступ