Транспортная группа FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 1 889 сообщениями. Вторую позицию сохранил за собой «ТрансКонтейнер» (615 публикаций), а третье место заняла компания Globaltrans (501 материал), прибавив 122% по сравнению с IV кварталом 2023 года и переместившись с восьмого на третье место в рейтинге. Лидирующая в рейтинге FESCO ухудшила свой результат на 14%, а «ТрансКонтейнер» – на 53%.
FESCO заняла первую строчку по индексу заметности, увеличив показатель на 20% по сравнению с прошлым периодом. Компания заметно превзошла своих конкурентов по данному показателю: отрыв от второго места, которое занял «ТрансКонтейнер», составил 3,7 раза. «ТрансКонтейнер» сохраняет за собой вторую позицию два квартала подряд, однако компания сократила индекс заметности на 18%. Третью строчку занял транспортный холдинг Globaltrans, увеличивший показатель на 211%. Компания поднялась с шестого на третье место в рейтинге.
FESCO и «ТрансКонтейнер» второй квартал подряд подтверждают свои позиции лидерства в рейтинге по охвату аудитории, занимая первую и вторую строчки соответственно. Охват публикаций с упоминанием FESCO достиг 80,3 млн чел. (+35% к прошлому кварталу). Показатель в 1,7 раза превысил индекс ближайшего конкурента — «ТрансКонтейнера», при этом последний нарастил охват аудитории на 92% по сравнению с прошлым периодом (до 45,8 млн чел.). Третье место с охватом 28,6 млн занял Globaltrans, увеличив показатель на 102% и переместившись с пятой на третью позицию в рейтинге.
№ | Наименование | Упоминания в СМИ, I квартал 2024 | Упоминания в СМИ, IV квартал 2023 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 1 889 | 2 203 | -14% |
2 | ТрансКонтейнер | 615 | 1 309 | -53% |
3 | Globaltrans | 501 | 226 | 122% |
4 | РЖД Логистика | 462 | 710 | -35% |
5 | Русагротранс | 371 | 352 | 5% |
6 | ФГК | 267 | 268 | 0% |
7 | НПК ОВК | 243 | 344 | -29% |
8 | ПГК | 170 | 311 | -45% |
9 | ХК Новотранс | 166 | 167 | -1% |
10 | ОТЛК ЕРА | 121 | 179 | -32% |
11 | НефтеТрансСервис | 67 | 146 | -54% |
12 | Газпромтранс | 62 | 174 | -64% |
13 | Евросиб СПб-ТС | 62 | 107 | -42% |
14 | СГ-Транс | 61 | 124 | -51% |
15 | Трансойл | 52 | 26 | 100% |
16 | Атлант | 48 | 100 | -52% |
17 | Совфрахт | 42 | 100 | -58% |
18 | Модум-Транс | 41 | 31 | 32% |
19 | Логопер | 30 | 76 | -61% |
20 | НХТК | 13 | 35 | -63% |
На лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло ее участие в выставке TransRussia 2024, в рамках которой компания заключила ряд соглашений о сотрудничестве, направленных на реализацию совместных проектов и развитие контейнерных перевозок. Так, FESCO будет поставлять комплектующие для российского серийного электромобиля Атом, а с китайской платформенной компанией Xian Free Trade Port сотрудничать в рамках создания современного транспортно-логистического центра «Терминал Забайкальск». Кроме этого, было подписано соглашение с китайской логистической компанией «Кун Ронг» о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы. FESCO обеспечит поставки готовых автомобилей и машинокомплектов китайского бренда Haima из Китая в Россию и страны СНГ. Помимо прочего, группа заключила соглашения с Кондопожским и Архангельским целлюлозно-бумажными комбинатами по организации перевозок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Индию через основные морские порты России. СМИ цитировали заявления топ-менеджмента FESCO, сделанные в кулуарах выставки. Например, по словам председателя совета директоров транспортной группы Андрея Северилова, контейнерный рынок РФ в 2024 году может вырасти на 4-5%.
Другой заметной темой по упоминаемости в инфополе FESCO стали новости об организации новых контейнерных перевозок. В частности, совместно с РЭЦ был запущен рефконтейнерный сервис «Мясной шаттл» в Китай. Кроме этого, группа организовала интермодальную отправку первой партии свинины российского производства из Подмосковья через Владивосток в Китай после того, как власти КНР сняли ограничения на поставки этого вида мяса из России. FESCO отправила первую экспортную партию рефконтейнеров с крабом из Мурманского морского рыбного порта в Южную Корею через Дальний Восток и сообщила, что подобные отправки будут регулярными. Также компания доставила первую партию бананов из Индии в Россию.
Значимым событием стал отказ контейнеровозу Moskva транспортной группы FESCO в заправке в китайском порту. Об этом 8 февраля сообщил председатель совета директоров компании Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Спустя некоторое время контейнеровоз Moskva был заправлен и продолжил движение по маршруту, а затруднения с бункировкой носили временный характер.
№ | Наименование | Индекс заметности, I квартал 2024 | Индекс заметности, IV квартал 2023 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 759 294 | 635 353 | 20% |
2 | ТрансКонтейнер | 204 405 | 248 618 | -18% |
3 | Globaltrans | 182 191 | 58 530 | 211% |
4 | РЖД Логистика | 140 042 | 107 489 | 30% |
5 | ФГК | 118 302 | 27 167 | 335% |
6 | ХК Новотранс | 55 890 | 44 829 | 25% |
7 | НПК ОВК | 46 047 | 117 918 | -61% |
8 | Русагротранс | 38 234 | 28 526 | 34% |
9 | ПГК | 34 078 | 86 783 | -61% |
10 | Совфрахт | 25 295 | 33 270 | -24% |
11 | ОТЛК ЕРА | 15 098 | 18 748 | -19% |
12 | Атлант | 8 526 | 5 843 | 46% |
13 | НефтеТрансСервис | 7 905 | 40 224 | -80% |
14 | Газпромтранс | 4 903 | 50 022 | -90% |
15 | Трансойл | 3 910 | 4 081 | -4% |
16 | Логопер | 3 060 | 16 415 | -81% |
17 | Евросиб СПб-ТС | 2 834 | 8 499 | -67% |
18 | СГ-Транс | 2 536 | 16 454 | -85% |
19 | Модум-Транс | 2 061 | 639 | 223% |
20 | НХТК | 1 260 | 11 000 | -89% |
Одним из самых заметных событий в I квартале 2024 года стало введение санкций Минфина США против «Трансконтейнера». В компании после этого заявили, что деятельность холдинга осуществляется в штатном режиме: ПАО «Трансконтейнер» оказывает логистические услуги в полном объеме и в соответствии со своими обязательствами перед клиентами по всем действующим маршрутам и направлениям.
Большое внимание СМИ было уделено организации сервисов контейнерных перевозок компании. В частности, «Трансконтейнер» и Global Ports запустили перевозки импортных грузов из Находки в Казань. Кроме этого, компания отправила первый полносоставный поезд со своего терминала в Ижевске до станции Находка-Восточная, после чего контейнеры через терминал ВСК компании Global Ports отправили морским транспортом до конечного получателя. Также «Трансконтейнер» в середине марта организовал отправки контейнеров в полувагонах с собственного терминала на станции Хабаровск-2, где ранее такая технология перевозок не осуществлялась. Конечными точками маршрутов стали станции в Иркутске и Новосибирске.
Важным событием в инфополе «Трансконтейнера» стали новости о финансовых результатах компании. Сообщалось, что «Трансконтейнер» в 2023 году сократил чистую прибыль по РСБУ на 5%, в то время как выручка увеличилась на 7%. В то же время по МСФО компания увеличила чистую прибыль в 2023 году на 11,7%, до 20 млрд руб., а выручку — на 11%, почти достигнув 200 млрд руб. В свою очередь, первый вице-президент «Трансконтейнера» Валерий Веремеев сообщил на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» о том, что объем инвестиций оператора в развитие инфраструктуры в 2024 году планируется на уровне более 21 млрд рублей.
№ | Наименование | Охват аудитории, I квартал 2024 | Охват аудитории, IV квартал 2023 | Изменения,% |
---|---|---|---|---|
1 | Транспортная группа ФЕСКО | 80 347 416 | 59 598 894 | 35% |
2 | ТрансКонтейнер | 45 851 431 | 23 932 824 | 92% |
3 | Globaltrans | 28 620 729 | 14 160 713 | 102% |
4 | ФГК | 9 826 877 | 9 996 580 | -2% |
5 | ПГК | 9 154 336 | 17 057 502 | -46% |
6 | Трансойл | 7 987 321 | 1 246 616 | 541% |
7 | Атлант | 7 438 290 | 8 233 438 | -10% |
8 | Русагротранс | 6 492 915 | 11 269 610 | -42% |
9 | НПК ОВК | 5 572 989 | 15 068 077 | -63% |
10 | ХК Новотранс | 3 684 443 | 5 924 083 | -38% |
11 | РЖД Логистика | 3 310 579 | 7 635 188 | -57% |
12 | НефтеТрансСервис | 2 092 238 | 6 654 404 | -69% |
13 | СГ-Транс | 1 899 793 | 7 328 897 | -74% |
14 | Совфрахт | 1 575 980 | 2 786 807 | -43% |
15 | Газпромтранс | 1 544 251 | 2 057 795 | -25% |
16 | RAILGO | 1 522 136 | 1 055 062 | 44% |
17 | Логопер | 1 470 940 | 4 676 509 | -69% |
18 | ОТЛК ЕРА | 968 499 | 9 304 139 | -90% |
19 | Модум-Транс | 748 088 | 4 612 835 | -84% |
20 | Евросиб СПб-ТС | 168 056 | 4 927 745 | -97% |
В центре внимания СМИ в I квартале 2024 года оказались новости о сделке между инвестиционной компанией Aqniet Capital LLP, которая принадлежит казахстанскому бизнесмену Кайрату Итемгенову, и железнодорожным оператором Globaltrans. В частности, Aqniet Capital LLP выкупила у трех акционеров 26,19% акций компании, а также заключила соглашение о сделке на покупку доли у других акционеров, в том числе у главы совета директоров Сергея Мальцева, что позволило увеличить пакет до 32,26%. Сергей Мальцев в интервью «Коммерсанту» рассказал о своем решении и поделился своими взглядами на предпосылки череды крупных сделок в сфере оперирования вагонами.
За исследуемый период Globaltrans активно упоминался в контексте событий фондового рынка. На фоне новостей о сделке между Aqniet Capital LLP и Globaltrans котировки акций оператора стали расти. Кроме этого, агентство «Финам» присвоило рейтинг «покупать» акциям Globaltrans, а Альфа-банк включил бумаги компании в рейтинг «выше рынка».
Повышенный интерес СМИ вызвало завершение процесса редомициляции Globaltrans в Абу-Даби. Так, Globaltrans Investment PLC перерегистрировала бизнес с Кипра на свободную экономическую зону Abu Dhabi Global Market (ADGM). В компании отметили, что пересмотренный устав и новый состав совета директоров, одобренные акционерами в августе 2023 года, вступили в силу с даты перерегистрации. Акции компании будут дематериализованы, что означает отсутствие бумажных сертификатов акций, и будут храниться в электронном виде в соответствии с правилами ADGM. Globaltrans получил необходимые разрешения регулирующих органов в отношении перерегистрации и подтвердил, что депозитарная программа компании остается в силе, как и ее листинг на Лондонской фондовой и Московской биржах.
Взлеты и падения
Самый большой скачок в рейтинге медиаприсутствия показал Трансойл. Среди остальных компаний заметнее других свои позиции улучшила ХК «Новотранс».
Так, Трансойл в сравнении с IV кварталом 2023 года поднялся на 6 строчек по количеству упоминаний (+100%). Компания переместилась на 14 позиций вверх по охвату аудитории (+541%) и на 4 места вверх по индексу заметности (хотя и снизила показатель на 4%). В центре внимания СМИ оказалась новость о том, что правительство прорабатывает вопрос о приоритетности отгрузки вагонов с нефтегрузами на Восток и изменения временных правил определения очередности перевозки грузов. Это обсуждалось на совещании под председательством первого замминистра энергетики Павла Сорокина 30 января, в котором приняли участие представители Трансойла, РЖД, «Транснефти» и других компаний.
В свою очередь, ХК «Новотранс» по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 2 позиции по количеству упоминаний (-1%), на 2 места по индексу заметности (+25%) и на 3 строчки по охвату аудитории (-38%). Такое перемещение компании в рейтингах связано с сообщениями СМИ о том, что заместитель генерального директора и начальник одного из отделов ООО «Ремонтная компания «Новотранс» стали фигурантами уголовного дела за дачу взятки. Об этом сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.
В рейтинге по индексу заметности существенный скачок по сравнении с IV кварталом 2023 года отмечен у оператора «ФГК». Компания поднялась сразу на 7 позиций (+335%). Кроме этого, ФГК переместилась на 3 места выше по охвату аудитории (-2%) и на 1 строчку вверх по количеству упоминаний (-0,4%). Сообщалось о том, что УВЗ поставит ФГК инновационные полувагоны для перевозок на Восточном полигоне. В то же время совет директоров назначил генеральным директором компании с 15 марта 2024 года Андрея Дреничева, ранее занимавшего должность заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала РЖД по транспортному обслуживанию.
В рейтинге по индексу заметности существенный рост продемонстрировал один из универсальных операторов «Атлант», который переместился вверх на 6 позиций (+46%). Кроме того, компания поднялась на 2 места по охвату аудитории (-10%). Оператор упоминался в контексте смены основного владельца лизинговой компании «Трансфин-М», в структуру которой входит «Атлант». Уровень заметности компании в СМИ увеличился также благодаря публикации финансовой отчетности. Так, чистая прибыль оператора «Атлант» по РСБУ снизилась в 2023 г. на 20,5%, а выручка выросла на 2,3%.
Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах Газпромтранс (компания опустилась на 2 строчки по количеству упоминаний и на 7 мест по индексу заметности, однако прибавила 4 позиции по охвату аудитории), компании НПК ОВК, НефтеТрансСервис, НХТК и ПГК (потеряли по 4 строчки в рейтинге по индексу заметности), ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС и НПК ОВК (компании опустились на 10, 6 и 5 позиций по охвату аудитории), СГ-Транс (потерял 1 место по упоминаниям, 4 позиции по заметности, 2 строчки по охвату).
Главные темы публикаций
- Значительное внимание СМИ было приковано к теме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. 14 марта Владимир Путин дал старт началу строительства ВСМ. По словам президента, «строительство этой высокоскоростной магистрали, предназначенной для пассажирского движения, позволит повысить и скорость перемещения грузовых составов». По данным главы РЖД Олега Белозерова и экспертов рынка, после ввода ВСМ станет возможной транспортировка дополнительных «30 млн объемов грузов».
- По итогам 2023 года суммарный объем погрузки на сети РЖД составил 1,232 млрд тонн, что на 0,2% меньше, чем в 2022 году. Погрузка в январе снизилась на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 94,8 млн тонн, а в феврале составила 95,9 млн тонн, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Погрузка за январь-февраль составила 190,7 млн тонн, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Правительство России с 1 марта запретило на полгода продавать бензин за рубеж, сделав исключение только для нескольких дружественных стран и членов Евразийского союза, что оказало влияние на железнодорожные перевозки топлива. Кабмин объяснил свое решение ожидаемым на рынке повышенным спросом на топливо. Эксперты соглашаются с тем, что такая мера защитит внутренний рынок от дефицита и роста цен.
- РЖД, контейнерный оператор «РЖД Бизнес Актив», FESCO, ГК «Дело», Объединенная Вагонная Компания (ОВК) и другие компании приняли участие в выставке TransRussia 2024.
- Правительство в марте предложило обеспечить «повышенный приоритет» вывоза нефтепродуктов по железной дороге по отношению к другим грузам. Мера может быть ответом на сложности с обеспечением нефтепродуктами на фоне аварий на нефтеперерабатывающих заводах и замедления движения на сети РЖД. В Минэнерго обещают увеличить объемы вывоза топлива за счет улучшения планирования, но не в ущерб другим грузам.
- РЖД стали одной из лидирующих госкомпаний среди крупнейших заказчиков по объему закупок у малого и среднего бизнеса.
- Контейнеровозу Moskva отказали в бункеровке в китайском порту, сообщил председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Затруднения с бункировкой носили временный характер.
- Спрос на грузоперевозки из Азии в Европу по железным дорогам России резко вырос с начала кризиса в Красном море. Количество запросов на перевозку грузов по российским железнодорожным путям выросло примерно на 40% с декабря, когда контейнеровозам впервые пришлось искать альтернативные маршруты из-за нападений хуситов в Красном море.
- Минфин США и Евросоюз в I квартале 2024 г. ввели новые списки санкций, которые затронули сотни юридических и физических лиц России. Среди компаний под ограничения попали «Трансконтейнер» и «Софрахт».
- Инвестиционная компания Aqniet Capital LLP из Казахстана стала владельцем почти 32,26% акций российского железнодорожного оператора Globaltrans.
СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват аудитории — среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.
Методика
Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 70 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
Период исследования: январь-март 2024 г.
При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ «СКАН» российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.
Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru
Тестовый доступ