Тестовый доступ

Защита бизнеса: как комплаенс-контроль снижает риски и повышает эффективность

Что такое комплаенс-контроль?

Комплаенс-контроль — это внутренняя система надзора, которую компании используют, чтобы обеспечить соответствие определенным требованиям (соответствие — это и есть комплаенс). Требования могут быть внутренними, например правила поведения сотрудников, или установленными другой стороной — государством, профсоюзами, отраслевыми ассоциациями. Компании разрабатывают комплекс мер, с помощью которых можно предотвращать, выявлять и устранять несоответствие требованиям законодательства, нормативных актов, отраслевых стандартов, внутренних политик.Нередко руководители компаний считают, что они обеспечили комплаенс, поскольку у них есть соответствующие документы, например политика конфиденциальности или правила дарения подарков. Но самая сложная задача заключается в том, чтобы прописанные правила работали на практике. Для этого нужно продумать и внедрить конкретные шаги, с помощью которых можно постоянно отслеживать рисковые направления бизнес-деятельности, — в этом и заключается суть комплаенс-контроля.

В комплаенс-политике Совкомбанка прописаны конкретные меры контроля за сотрудниками, чтобы предотвращать коррупцию

Преимущества системы комплаенс-контроля

В некоторых случаях бизнес обязан разрабатывать и внедрять механизмы надзора за соблюдением требований. Например, банки должны создавать системы внутреннего контроля согласно Положению ЦБ РФ № 242-П, а Федеральный закон № 273-ФЗ обязывает вводить антикоррупционный комплаенс-контроль в любых организациях — даже в малом бизнесе. Если проверка покажет, что у компании нет соответствующих процедур, ей грозят судебные разбирательства, штрафы, отзыв лицензии.

Но во многих случаях внедрение контроля необязательно. Например, компания может принять кодекс корпоративной этики и при этом не отслеживать, как эти правила соблюдаются на практике, — нет закона, который напрямую обязывает бизнес следить за этичностью на рабочем месте. Тем не менее многие компании добровольно внедряют мониторинг комплаенса, и вот почему.

По данным СКАН-Интерфакс, скандал с сооснователем PIMS получил миллионные охваты всего за несколько дней

Функции комплаенс-контроля

Система комплаенс-контроля должна выполнять три основные функции:

Но это только верхнеуровневые задачи, а полный круг деятельности по соблюдению комплаенса включает:

Советы по внедрению комплаенс-контроля

Прежде всего, рекомендуем соблюдать основные принципы комплаенс-контроля:

Также нужно назначить ответственных за контроль и обеспечить их необходимыми ресурсами. В крупных компаниях часто создают управление комплаенс-контроля, а в небольших делегируют эту обязанность профильным сотрудникам. Например, за налоговый комплаенс может отвечать бухгалтер, а за кадровый — HR-менеджер.

Чтобы облегчить их работу, внедряют автоматизацию процессов. Это могут быть системы мониторинга в режиме реального времени, сервисы аналитики, решения для автоматизации отчетности, комплексные комплаенс-платформы или специализированные инструменты, например для проверки контрагентов. На платформе СКАН-Интерфакс есть несколько подобных функций: онлайн-мониторинг СМИ и соцмедиа с уведомлениями о потенциально опасных для бизнеса публикациях, сервис проверки репутации компаний по 65 риск-факторам, аналитика инфоповодов и автоматическая генерация отчетов.

Проверка репутации Новокузнецкого хладокомбината в СКАНе показывает высокие риски в связи с задолженностями, судебными спорами и возможным банкротством

FAQ

Что такое комплаенс-контроль?

Это система внутренних политик и процедур, с помощью которых компании контролируют соблюдение регуляторных требований, профессиональных стандартов, этических норм.

Кто должен заниматься комплаенс-контролем в компании?

Это зависит от размера и специфики бизнеса. На мелких предприятиях эту обязанность может выполнять руководитель компании или профильные специалисты: бухгалтеры, юристы, кадровики, ИТ-специалисты. В более крупных организациях назначают комплаенс-менеджера, который контролирует и координирует работу всех подразделений. В корпорациях и строго регулируемых сферах, например в банковском секторе, организуют целые комплаенс-отделы, где служащие отвечают за различные направления комплаенса: антимонопольный, антикоррупционный, экологический и т. д.

Какие направления комплаенса самые важные?

Антикоррупционный, налоговый, антимонопольный комплаенс, защита данных, соблюдение трудового права — это важные направления практически для любого бизнеса. Актуальность других видов комплаенса зависит от специфики компании. Например, локальной сети салонов красоты вряд ли нужен санкционный комплаенс, но он может быть важен для поставщиков этой сети, которые работают с иностранными компаниями.

Заключение

Бизнес обязан соблюдать правила охраны труда, налоговые требования, экологические стандарты и многие другие нормы, прописанные в законах и правовых актах. Кроме того, есть вопросы морали и этики, которые очень остро воспринимаются современным обществом. Правильно выстроенная система комплаенс-контроля помогает компаниям не только избегать штрафов и санкций, но и укреплять репутацию, адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сохранять стабильность. Для этого нужно грамотно оценивать риски, системно интегрировать комплаенс в корпоративную культуру и рабочие процессы, повышать эффективность контроля при помощи новых технологий.

Попробуйте технологии SCAN в деле

Получить тестовый доступ
Тестовый доступ
Exit mobile version