Тестовый доступ

Анализ надежности контрагентов и управление рисками: ключевые факторы выбора надежного контрагента

Почему важен анализ надежности контрагентов?

Недавно консалтинговая компания «Корпоративная Механика» поделилась кейсом, где задокументированная проверка надежности контрагента помогла организации избежать оплаты доначисления в 100 млн рублей от ФНС. Налоговая посчитала идентичные договоры, низкую налоговую нагрузку и недостаток ресурсов у контрагентов признаком фиктивности сделок. Суд же решил, что для проявления должной осмотрительности достаточно проверки контрагентов по открытым источникам и налоговая не может привлечь компанию к ответственности из-за своих подозрений относительно ее партнеров.

Этот случай из судебной практики показывает, что при работе с контрагентом анализ его надежности снижает бизнес-риски, среди которых далеко не только проблемы с налоговой.

5 рисков при работе с ненадежными контрагентами

Рассмотрим, каким рискам подвергает себя компания, которая по каким-то причинам не проверяет надежность контрагента.

  1. Финансовые риски. Недобросовестный контрагент может не оплатить товары, взять аванс и не оказать услугу. К тому же банкротство или арест активов тоже влекут риски неисполнения контрактов. В результате бизнес несет прямые или косвенные убытки: оплачивает неустойки по связанным договорам и расходы на судебные разбирательства.
  2. Налоговые риски. ФНС оставляет проверку надежности контрагента бизнесу. Если окажется, что компания не провела ее должным образом, налоговые органы могут внести фирму в списки для углубленных проверок, отказать в вычетах и льготах, наложить штрафы на организацию, ее директора и бухгалтера, даже инициировать уголовное дело.
  3. Юридические риски. Включают нарушение договорных обязательств по отношению к третьим лицам, уголовную или административную ответственность за несоблюдение налогового законодательства. Например, из-за кассового разрыва компания может не выплатить зарплату работникам и нарушить трудовой кодекс.
  4. Банковские риски. Банки классифицируют клиентов по степени благонадежности, и операции с подозрительными контрагентами могут привести честную компанию в черный список. В таком случае ей могут ограничить доступ к определенным сервисам, отказать в выдаче кредита или заблокировать счета.
  5. Репутационные риски. Из-за связи с ненадежным контрагентом компания может попасть в публичный скандал, снизить качество товаров или услуг. Это негативно отразится на репутации, что ведет к недополучению прибыли, мешает развитию компании, влечет дополнительные расходы, например на маркетинг и ORM (Online Reputation Management или управление репутацией в интернете).

Ключевые факторы выбора надежного контрагента

Чтобы проверки надежности контрагентов юридически соответствовали стандартам коммерческой осмотрительности, юристы рекомендуют руководствоваться разъяснениями Верховного Суда РФ и письмом ФНС России «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Так, при работе с контрагентом компании должны оценивать коммерческую привлекательность условий сделки и учитывать определенные факторы.

Достоверность регистрационных сведений

Проверку надежности контрагентов обычно начинают с анализа учредительных документов и регистрационных данных. В чем нужно убедиться?

Финансовое положение

Чтобы снизить риск неисполнения контракта, важно убедиться, что у контрагента есть средства для обеспечения обязательств. Компания-банкрот не сможет расплатиться за поставленные товары/услуги, а арест имущества поставщика помешает обеспечивать снабжение партнеров. Поэтому нужно проверять бухгалтерскую и налоговую отчетность, задолженности по налогам, сборам и страховым взносам, реестры сведений о банкротствах, обеспечительных мерах и исполнительных производствах.

Репутация и опыт на рынке

Например, проверка контрагентов по реестру недобросовестных поставщиков/подрядчиков или картотеке арбитражных дел поможет выявить сомнительных партнеров. Однако если компания часто выступает в судебных спорах как истец, это скорее говорит о ее готовности защищать свои права. Надежность контрагента могут подтвердить рекомендации бывших и нынешних партнеров, участие в рейтингах или анализ медийного имиджа бренда.

Лицензии и сертификаты

При проверке надежности контрагента нужно убедиться, что у него есть разрешения на лицензируемые виды деятельности, подтвержденное членство в СРО, документы о прохождении обязательной аккредитации специалистов и сертификации товаров, услуг.

Методы анализа надежности контрагентов

Для экспресс-анализа надежности контрагентов целесообразно использовать официальные ресурсы, например сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Однако ручной поиск по Государственным Информационным Системам (ГИС) занимает много времени и не дает полной картины, в частности, не охватывает оценку деловой репутации. Есть несколько альтернативных способов.

Сервисы для оценки репутации

Собирают и обрабатывают информацию из разных источников и генерируют отчеты с результатами анализа надежности контрагентов. Платформа оценки репутации СКАН-Интерфакс собирает сведения с официальных сайтов госучреждений и СМИ, онлайн-ресурсов ТВ-каналов и радиостанций, корпоративных площадок и отраслевых порталов. Проверки контрагентов проводятся на основе отзывов о качестве товаров и услуг, судебных решений, корпоративных новостей и публикаций о компании и ее представителях.ИИ-алгоритмы СКАНа умеют распознавать тональность сообщений и классифицировать инфоповоды по 65 риск-факторам. Набор факторов соответствует регламентам оценки кредитно-финансового риска и установления деловой репутации — критериям, которые подтверждают надежность контрагента в глазах банков и ФНС.

Список риск-факторов по сети магазинов «Л’Этуаль» по данным платформы для управления репутацией и
медиа-анализа СКАН-Интерфакс

На основе собранных данных формируется индекс репутационного риска на момент запроса. Также отображается динамика рисковых упоминаний, что позволяет быстро определить негативные. Например, в 2024 году деловая репутация «Л’Этуаль» была стабильной, а пик рисковых упоминаний пришелся на платежный сбой 8 марта.

Карточка сети магазинов «Л’Этуаль» в СКАН-Интерфакс

Для более полного анализа надежности контрагента в карточку можно включать данные профессиональной системы оценки рисков СПАРК. Например, скоринг СПАРКа показывает, что «Л’Этуаль» — не фиктивная компания, а вероятность неплатежеспособности или просрочки платежей низкая.

Экспресс-оценка сети магазинов «Л’Этуаль» по данным системы СПАРК

Проведение Due Diligence

Due diligence («должная добросовестность») — это полная оценка надежности контрагента. Она включает анализ активов и пассивов, налоговых и финансовых рисков, истории предпринимательской деятельности, эффективности управления. Такую проверку стоит проводить при заключении крупной сделки. Если в компании нет опытных юристов или финансовых аналитиков, можно привлечь внешний аудит.

Мониторинг и регулярная оценка

Для минимизации рисков нужно не только проверять надежность контрагента перед началом сотрудничества, но и регулярно мониторить партнера. Например, контрагенты челябинской компании «Риел-строй» могли бы разглядеть признаки приближающегося банкротства еще в феврале-марте 2024 года. Тогда на сайтах арбитражных судов появились первые решения о взысканиях задолженности, а ИРР на платформе СКАН-Интерфакс начал расти.

По данным СКАН-Интерфакс

В СКАНе удобно отслеживать риски по контрагентам. В сервис «Портфели» можно загрузить сведения о разных компаниях (до 10 000), создать расписание отчетов и получать данные мониторинга на электронную почту.

Интерфейс сервиса «Портфели» на платформе СКАН-Интерфакс

Система сканирует новости о контрагентах во всех доступных источниках или на выбранных площадках, например только на сайтах судов и госучреждений. Также можно настроить мониторинг по факторам риска, сообщениям с негативной окраской и отдельным темам.

Список тем для мониторинга контрагентов в СКАН-Интерфакс

Управление рисками при работе с контрагентами

Чтобы снизить потенциальные риски, стоит внедрить системный подход к их управлению. В него достаточно включить три шага.  

1. Идентификация рисков

Критерии оценки надежности контрагентов зависят от размера компании, типа сделки и других факторов. У крупной организации с сотней подрядчиков шанс пострадать от недобросовестных партнеров выше, чем у стартапа с несколькими подрядчиками.

2. Разработка стратегий управления рисками

У бизнеса должен быть план действий и для снижения вероятности негативного сценария, и для реакции на различные типы кризиса. Например, внедрение регламентов по оценке надежности контрагентов и согласованию договоров снизит налоговые риски, а грамотный антикризисный пиар поможет нивелировать репутационные потери, если контрагент попадет в публичный скандал.

3. Страхование рисков

Один из основных методов управления рисками — передача ответственности за негативные последствия. Например, при заключении договоров компании могут застраховаться от недобросовестных партнеров:

Практические рекомендации по выбору надежного контрагента

Рассмотрим основные шаги, которые стоит предпринять при оценке надежности контрагентов.

Чек-лист для оценки контрагентов

Внедрите критерии надежности контрагентов и стандарты для проведения анализа. Например, чек-лист с риск-факторами. Директор юридической компании MAPLEX предлагает такой вариант.

Чек-лист проверки контрагента, блог «Должная осмотрительность: что это и как проверить контрагента», сайт «Бизнес‑секреты»

Ведение базы данных контрагентов

По итогам проверки потенциального контрагента внесите сведения в базу данных компании. Даже если договор с проверяемой организацией не будет заключен, останется информация о надежности партнера на будущее. В базе стоит фиксировать данные о сотрудничестве: протоколы переговоров, подписанные контракты, коммерческие предложения и регулярные репутационные отчеты.

Отчет о проверке компании «Л’Этуаль» по данным СКАН-Интерфакс

Обучение и повышение квалификации сотрудников

Сотрудникам, ответственным за анализ надежности контрагентов, важно уметь пользоваться специализированными сервисами, знать основные способы обработки информации, понимать принципы управления рисками, разбираться в нормативно-правовых актах. Компаниям стоит время от времени устраивать корпоративные семинары или отправлять специалистов на профильные курсы. Эксперты СКАНа также проводят регулярные вебинары по работе с платформой. 

Заключение

Репутация компании во многом зависит от добросовестности партнеров. Нужно тщательно проверять надежность контрагента перед началом сотрудничества и регулярно мониторить потенциальные риски. Это можно делать самостоятельно, с помощью профессиональных сервисов или с привлечением сторонних аудиторов. Важно внедрить системный подход к отбору партнеров и разработать стратегию управления рисками, чтобы обезопасить себя в долгосрочной перспективе.

Если вы хотите начать проверку контрагентов и усилить управление рисками в вашей компании, прямо сейчас запросите бесплатный доступ на 14 дней к демо-версии СКАН-Интерфакс.

Тестовый доступ
Exit mobile version